Таисия Посашкова
Мастер-класс на тему: «Мажор и минор в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей распознаванию музыкальных ладов.
Мастер- класс на тему : «Мажор и минор в музыке.»
Образовательная область «Музыка»
Задачи:
1. Привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, учить различать средства музыкальной выразительности : темп, тембр, динамику, регистр, гармонию.
Публикация «Мастер-класс на тему: „Мажор и минор в музыке“» размещена в разделах
2. Развивать способность детей передавать характер музыкального произведения в движении.
Интегрируемые области: «Коммуникация», «Социализация», «Познание»
Задачи:
Учить детей передавать эмоциональную окраску песен путем выразительных средств исполнения: грустную, лирическую - ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную - легким звуком в оживленном темпе. («Социализация»)
Развитие свободного общения в коллективе. («Коммуникация»)
Учить детей читать модель (мнемотаблицу). («Познание»)
Отработатывать навыки использования мнемотаблицы в разных видах музыкальной деятельности. («Познание»)
Вид детской деятельности:
Коммуникативная
Оборудование: магнитофон, воздушные шары, элементы пиктограммы.
Словарная работа.
Пассивный словарь: регистр.
Активный словарь: мажор, минор, композитор, певец, припев.
Ход :
Под музыку «Ливенской польки» р. н. м. обр. Ломовой дети входят в зал.
Музыкальное приветствие
Музыкальный руководитель поет музыкальное приветствие, дети отвечают «Здравствуйте!» по ступеням мажорного трезвучия.
Музыкальный руководитель : Ребята, я очень рада видеть вас на музыкальном занятии! Мы даже поздоровались с вами веселой, мажорной мелодией. А чтобы создать вам еще более приподнятое настроение, я предлагаю поиграть
игра «Смени пару»
Дети играют в коррекционную игру «Смени пару» авт. И. Каплунова и И. Новоскольцева (программа «Ладушки», в основе которой лежит развитие коммуникативной сферы ребенка. После игры дети занимают свои места.
Музыкальный руководитель : Ребята, когда мы с вами поздоровались, какое было у нас настроение? (ответы детей) А какое настроение у вас стало после игры? (дети отвечают). А если бы я поздоровалась с вами вот так? (исполняет приветствие в миноре) (ответы детей) Ребята, вы заметили, что мелодия передала совсем другое настроение - печальное, грустное.
Музыка обладает волшебным свойством - она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания - нежность, волнение, жалость, скорбь, ликование.
Минор и мажор.
М. В. Сидорова.
Тихо музыка звучит,
Будто ручеёк журчит,
Чуть печальна и грустна,
Словно шёпот ветерка.
Нежно, плавно звуки льются,
Не кричат и не смеются,
В них не слышится задор.
Эта музыка – минор.
В плавном танце мы пойдём
И покружимся вдвоём.
Если всё нам удаётся,
Даже музыка смеётся,
Звонко, весело играет,
Поплясать нас приглашает.
Выходите танцевать,
Хлопать, бегать и скакать.
Радостно мажор звучит,
Он хохочет, не ворчит.
Мы с вами часто слушали музыку, различающуюся по настроению. Сейчас мы послушаем мелодию, а вы сами вспомните название.
Слушание: Д. Кабалевский «Клоуны»
(Ответы детей) беседа о характере пьесы
Музыкальный руководитель : В этой пьесе композитор – музыкальный волшебник - Д. Кабалевский нам рассказал о двух клоунах - веселом и грустном. У веселого клоуна все получается легко, а грустному - не везет, все он делает наоборот, неуклюже.
Сколько здесь частей? (Три.) (Составление мнемотаблицы. Приложение 1)
Третья честь звучит так же, как первая. Два клоуна работают вместе. Средствами музыкальной выразительности композитор передает образы веселых клоунов, которые находятся все время в движении. Мелодия повторяется несколько раз с различной силой звучания: умеренно, тихо, громко.
Какое у них настроение?
Давайте порадуем клоунов своей веселой песней и сначала мы разбудим наши горлышки и распоемся. “Достаем” наши очаровательные улыбки и поем! (идет эмоциональное настраивание детей на пение).
Распевка «Снег»
Музыкальный руководитель :
Ребята на дворе уже декабрь, только вот зима к нам не торопится,а нам так хочется снега, играть в снежки, кататься на санках. Давайте споём песню о зиме, чтобы она пришла к нам скорее.
Исполняется песня «Зимушка»
слова и музыка Г. Вихаревой
Муз. политра №5.2008 стр. 25
1. Приходи к нам, Зимушка, 2. Елочку-красавицу
В белом сарафане, В гости мы позвали
Приноси нам, Зимушка, И снежком серебряным
И коньки, и сани. Елку забросали.
Припев: Ой, снег кружится, 3. Приходи к нам, Зимушка!
Всё белым-бело. Мы тебя дождались.
Дворик наш любимый Мы еще не выросли,
Снегом замело. Мы не наигрались!
Музыкальный руководитель :
А сейчас послушайте новую песню и подумайте, какое в ней настроение мажорное или минорное.
Песня - хоровод «В гости к ёлке мы пришли»
Слова и музыка Т. В Бокач
1. По дорожке весело
Наши ножки шли.
И к нарядной ёлочке
В гости мы пришли.
Припев:
Ой-ёй-ёй! Ай-яй-яй!
Ёлочка большая!
Ой-ёй-ёй! Ай-яй-яй!
Красота какая!
2. Под зелёной ёлочкой
Все плясать хотят.
Ё лка машет ветками:
"Чур, не отставать!"
3. Мы тебя погладим все,
Только не колись.
Огоньками яркими
Ёлочка зажгись!
Музыкальный руководитель :
Ребята у меня для вас есть картинки – подсказки, чтобы вам легче было запомнить слова песни.
Разучивание песни с помощью мнемотаблицы (приложение2)
Музыкальный руководитель :
Вы не замёрзли? Давайте с вами согреемся
Ой, мороз!
Музыка и слова Г. Вихаревой
Муз. политра №5/08 стр. 31
1. Ой, мороз, мороз, мороз!
Снегом ветки все занес
А мы не боимся,
А мы веселимся!
2. Ой, мороз, мороз, мороз!
Он хватает нас за нос,
А мы не боимся,
А мы веселимся!
3. Ой, мороз, мороз, мороз!
Щиплет щеки он до слез,
А мы не боимся,
А мы веселимся!
4. Лыжи с палками возьмем
И кататься в лес пойдем.
А мы не боимся,
А мы веселимся!
Музыкальный руководитель : А сейчас вставайте парами.
Танец с Хлопками
Музыка Д. Львова – Компанейца
Музыкальный руководитель : Ребята сейчас я предлагаю вам поиграть со снежком – колобком.
Коммуникативная игра «Снежок - колобок»
Музыка и слова М. Картушиной
После игры заключиткльная беседа, подведение итога занятия.
Музыкальный руководитель : Ребята, вы сегодня радовали меня своими знаниями, желанием понимать и чувствовать музыку. Я тоже хочу вас порадовать. В подарок вам я принесла клоунов, посмотрите, какие они красивые, в разных колпаках. Я предлагаю вам их оживить, чтобы они стали настоящими вашими друзьями.
Дети «оживляют» клоунов, используя заранее подготовленные «глаза», «ротик», стараясь передать «настроение» .
Все клоуны получились разные, каким бывает и наше с вами настроение. Забирайте с собой своих новых друзей и отправляйтесь в группу.
Музыкальный руководитель и дети прощаются попевкой «До свидания», дети под музыку выходят из зала.
альных ладов