Татьяна Жучкова
Конспект интегрированного занятия «Мой родной край»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
«Мой родной край»
Для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Нижегородской области.
Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Мой родной край“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Закреплять умения пользоваться восковыми мелками.
Развивающие:
Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
Развивать память, внимание, связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Оборудование: картинки с изображением животных (дикие животные, рыбы, птицы,музыкальны произведения песня М. Бернесса "С чего начинается родина", песня Ю. Антонова "Не рвите цветы",
макет водоема (озеро, плакат "ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ", плакат с растениями, восковые карандаши, альбом для рисования.
Интеграция областей соответствии с ФГОС: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.
Предварительная работа: Наблюдение за животными, чтение художественных произведений о животных, заучивание стихотворений о природе, рисование, лепка и аппликации животных и природы.
Ход занятия:
1. Организационный этап
Аутотренинг "Мы - друзья природы"
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
А теперь послушайте песню.
(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")
Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?
Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина (дети называют страну, область, район, посёлок)
Да, мы с вами живём в г. Бор, для нас он родной.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение нашего земляка Игоря Чеботарева. Послушайте как он в своих строчках описал наш родной г. Бор.
Мой город Бор! Одной судьбою
С тобою связан я на давно.
Твое название лесное
С рабочей славой заооно.
Твои творения видали
Во многих уголках земли.
Ты провожал в морские дали
Своей работы корабли.
Во всех краях земной планеты
От рук борчан- в ночи светло:
Дома, машины и «Ракеты»
Одеты в борское стекло.
У Волги, Везломы и Линды-
Твои леса, твои поля…
Цвети ж на радость всей Отчизне,
Родная борская земля!
2. Основной этап
Путешествие по родному краю
Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине. На земле есть два царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что не могут обойтись одно без другого. Они и живут-то на одной территории, и все у них общее: земля, реки, вода, воздух. Это царство животных – фауна, и царство растений-флора.
Давайте вспомним всё, что вы знаем о флоре и фауне нашего края. (ответы детей)
Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. На столе у меня лежат картинки, помогите мне из разделить. В одну сторону отложите картинки с изображением живой природы, а в другую- с неживой природой. (дети выполняют задание)
А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.
Растения нашего края.
Сейчас я приглашаю вас в путешествие в мир живой природы. А отправимся мы с вами в мир флоры. Ребята, флора это все то, что связано с растениями. Ну что, пойдем?
Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями.
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные.. (Ландыши).
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый.. (Василёк).
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные.. (Берёзки).
Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
Ребё нок:
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Динамическая пауза "Берёзка". Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.
Животные нашего края.
Теперь я вас приглашаю в мир фауны.
Первая остановка- лес.
Ответьте пожалуйста на следующие вопросы:
-Какие животные живут в лесу?
-Как называют этих животных?
-Чем питаются лесные животные?
Составление описательного рассказа о животном.
Дети подходят к столу, на котором разложены картинки, изображающие животных. И рассказывают о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказики о животных). Например: лисица, кукушка, воробей, заяц, и т. д.
Дидактическая игра «Найди нужное животное»
Из предложенных животных дети должны выбрать тех, которые обитают в Нижегородской области.
Молодцы, ребята все правильно рассказали и нашли. В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспосабливаются у нашему климату, одни питаются растительной пищей, другие едят животных и мы их называем –хищниками. Вот например животные из жарких стран в наших лесах жить не смогут. Им у нас будет холодно, да и пищи привычной здесь они не найдут.
Давайте пойдем дальше к макету водоема (озеро)
Вот вторая наша остановка- озеро. Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы:
-Кто живет в воде?
-Какие рыбы живут в реке и озере?
-Что нужно обитателям воды для жизни?
(ответы детей)
Да, ребята, в природе, в мире фауны есть жизнь в воде. Вы правильно назвали многих жителей водного пространства. В любом водоеме кипит жизнь.
Ну а сейчас мы «поднимемся высоко в небо» это третья остановка!
-Подумайте и скажите: Есть ли жизнь в воздухе?
-Кто живет в воздухе?
-Чем отличаются птицы от других животных?
-Чем питаются птицы?
-Почему птицы улетают на юг (ответы детей)
Ребята- среда обитания птиц- это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда вьют всегда на земле или на деревьях. Птицы в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатыми. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать, называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. А как мы можем это сделать (ответы детей)
Дидактическая игра «Найди нужную птицу»
Как называют птиц, которые улетают на зиму? Найдите и покажите нужную картинку. (грач, скворец, галка, ласточка, цапля, аист, журавль и дт.)
Как называют птиц которые остаются у нас зимовать? Назовите их и покажи (ворона, воробей, голубь, снегирь, синица, кукушка, дятел и дт.)
-Молодцы ребята, справились с заданием.
Беседа о заповедных местах нашего края.
Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано "ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ".
Вопросы к детям:
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Кто из вас знает, что такое заповедник?
Заповедник — охраняемая природная территория, на которой под охраной находится весь природный комплекс (растения и животные)
На территории нашей области есть такие заповедные места (Это Керженский заповедник, озеро Светлояр)
- А вы знаете, как называется книга, в которую внесены исчезающие виды (Красная)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Ребё нок:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ребё нок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Воспитатель: Дети, вы сегодня много путешествовали по нашему краю, а сейчас я хочу, чтобы вы нарисовали, про него, а что вы будете рисовать, подумайте, это может быть лес, поля, речки, красивые места города Бор, животные, растения. Из ваших рисунков составим книгу о красоте природы наших родных мест.
Воспитатель: Предлагаю сесть за столы, и приступать к работе.
(Дети рисуют восковыми карандашами под музыку, все работы рассматривают).
Ой, ребята, какие красивые рисунки вы нарисовали, замечательная книга получится.
3. Оценочный этап
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по России и по родному краю. Многое мы вспомнили, многое узнали.
Спасибо вам за хорошие ответы, все хорошо работали, молодцы!
Звучит песня Ю. Антонова "Не рвите цветы"
Дети говорят хором "НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ".
Литература:
1. Патриотическое воспитание дошкольников с речевыми нарушениями. Методические рекомендации Под ред. В. М. Акименко.
2. План-конспект занятия (старшая группа) по теме: НОД «Люблю тебя - мой Ставропольский край» | Социальная сеть работников образования.
3. Борская азбука Л. М. Добролюбова, М. А. Мужеченкова г. Бор 2013 г.
4. Формирование экологической культуры дошкольников Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова, Волгоград 2008 г.
5. «Край родной» редактор –составитель Серебрякова Т. А, технический редактор Зверева О. В Нижний Новгород 2005 г.