Елена Маслюкова
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Родной сердцу Краснодарский край»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №34».
Автор : Маслюкова Елена Анатольевна.
Предметная область: воспитатель
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Родной сердцу Краснодарский край».
Публикация «Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе „Родной сердцу Краснодарский край“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краснодарский край, Краснодар
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Как вырастить патриота своей Родины? Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Работа в этом направлении носит актуальный характер. Я часто замечаю в нашей современной молодёжи бездуховность, потерю интереса к культуре. Поэтому я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребёнка. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своей Родине. Поэтому чрезвычайно важно в этот период знакомить дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитывать уважение и любовь к предкам и родному краю. Главная цель моей работы - знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю.
Свою работу я начала с того, что разработала перспективный план, поставила определённые
задачи:
- развивать интерес детей к прошлому и настоящему своего края;
- обогатить знания детей об образе жизни людей на Кубани в старину, их трудовой деятельности;
- приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням;
Программные задачи:
-Уточнить, расширить и закрепить знания детей о родном крае.
- Воспитывать любовь, уважение к малой родине, чувство гордости за то, что мы живем на Кубани.
- Обобщать и расширять представления о многообразии природы родного края;
- Закрепить знания об истории возникновения кубанского края;
- Закрепить знания детей о животном и растительном мире;
- Привлечение внимания детей к самобытности и уникальности истории
малой Родины;
- Сплочение коллектива;
Оборудование: мультимедийный экран, проектор, ноутбук, презентации Екатеринодар, казаки, Краснодарский край сегодня, сундук, флаг Краснодарского края, портрет Екатерины 2, природа Краснодарского края цветы, травы, деревья, животные.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением живой природы Кубани, чтение литературы об истории и традициях Кубанского народа.
Конспект открытого интегрированного занятия.
Звучит Кубанская песня. (Ой, при лужку, при лужке).
На сцену выходят дети, одеты в казаков и казачек, в руках на рушнике хлеб с солью.
Казачка здоровается:
Зравствуйте! Здравствуйте!
Мы гостей своих встречаем,
Круглым пышным караваем.
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим.
Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб соль из рук.
Добро пожаловать в нашу Кубанскую казачью хату (дети кланяются).
Восп: У меня для вас есть сюрприз. Видите сундук? Этот сундук старинный, а главное волшебный. А давайте посмотрим, что там внутри? Сундук расскажет нам много интересного.
(Открывает сундук, достаёт портрет Екатерины 2.)
Слайд 1: (Рассматривание портрета Екатерины 2).
Ребята, а вы знаете кто это? (Екатерина 2). Я вам расскажу очень интересную историю:
(Рассказывает историю Кубани).
История Кубани.
Давным-давно нашей страной управляла императрица, которую звали Екатерина 2. Жила она в городе Санкт-Петербург, в Зимнем дворце. На южные границы России постоянно нападали, живущие по соседству черкесские племена, которые разоряли дома, забирали скот. И решила императрица доверить охрану южных границ казакам, которые всегда ей честно и верно служили.
Кроме охраны границ Екатерина разрешила казакам на новой земле строить дома, дороги, распахивать землю, выращивать различные растения, разводить домашних животных и птиц.
Так по велению Екатерины на берегах реки Кубани появились поселения казаков. Жизнь на новых землях понравилась казакам. И в благодарность свой славный город – столицу они назвали именем императрицы – Екатаринодар, что означает «дар Екатерины».
Казаки мужчины, стали работать в полях, но про охрану границ не забывали. Казачки- женщины, занимались воспитанием детей и домашним хозяйством. Казаки строили хаты, из глины и камышей. Белили их, чтобы было красиво. Так на Кубани стали образовываться хутора, станицы.
Дети в казачьих семьях начинали очень рано работать, мальчики пасли скот,вязали снопы, а девочки занимались рукоделием, вышивкой, вязанием. Набеги соседних племён становились всё реже, потому что черкесским и адыгейским племенам стало понятно, что с казаками нельзя враждовать, с ними нужно дружить. С тех пор кубанские казаки, черкесы и адыгейцы живут очень дружно.
В настоящее время территорию, которую освоили казаки, называют Краснодарским краем. О нем знает вся Россия. Краснодарский край является самым богатым краем нашей огромной страны
Ребята скажите а как по- другому называют наш край? (Кубань). Почему так называют? (Главная река Кубань). Восп: У каждого человека есть своя родина - это страна, где он живет. Как называется наша страна? (Россия). Восп. Но есть у человека еще и малая родина. Что это - малая родина? (Край, район, город, село, улица, дом, семья) .
Слайд 2: (Рассматривание герба Краснодарского края).
Воспитатель, достаёт из сундука - флаг Краснодарского края он представляет собой прямоугольное полотнище из трех не равновеликих полос: верхней – синего, среднего – малинового и нижней – зеленого цвета. Ширина двух крайних полос равна ширине малиновой полосы. В центре флага расположен герб Краснодарского края, выполненный в золотом цвете.
Ребята вы знаете что у меня в руках? (ответ флаг Краснодарского края). А что изображено на флаге? (Герб Краснодарского края). Верно. Герб имеет в своей основе изображение исторического герба Кубанской области. В зеленом щите золотая стена с двумя такими же круглыми башнями с открытыми воротами и черными швами; над башней золотой пернач между двух серебряных бунчуков с золотыми остриями на золотых древках. В золотой верней части щита - черный орел, у которого на груди Кавказский крест. Щит увенчан древней державной короной, над которой возвышается российский штандарт с навершием в виде орла и буквы «РФ» в центре штандарта. Щит украшен золотыми дубовыми листьями, соединенными алой лентой. За щитом накрест расположены 4 лазоревых знамени, украшенные золотой бахромой и с такими же вензелями, окруженными дубравами и лавровыми ветвями.
Восп.
«Мой край».
Люблю тебя, мой край степной, За широту земли, За то, что ты передо мной Дороги расстелил. За все сады и тополя, за радость наших лет. За то, что чёрная земля Рожает белый хлеб. Люблю тебя, мой край морской, Твой ласковый приют, Где чаек взлёт над синевой Как праздничный салют. Люблю за эту синь и даль, За солнце на волне. За то, что ты хранишь печаль О павших на войне. Люблю тебя, мой горный край, Орлиная страна! С твоих вершин посмотришь вдаль – Вся Родина видна. Люблю за то, что тут звенят Высокие леса. За то, что ты поднял меня В родные небеса.
Земля кубанская древняя земля. Неоглядны ее просторы, поля, леса, горы, реки, озера. Краснодарский край - Кубань называют «Жемчужиной России». Почему? Думаю в этом нам поможет волшебный сундук. Воспитатель достаёт из сундука палочку. Ребята это палочка превращалочка, сейчас она превращает нас в весёлого, любопытного паровозика, и мы отправимся в путь, по всему Краснодарскому краю.
(Звучит музыка). (А над нами облака плывут крылатые, Кубань в небе радуга искрится).
Слайд 3: (Рассматривание г. Краснодар).
1. Станция: «Столица Краснодаркого края г. Екатеринодар, который с 1920 года носит новое имя - Краснодар. Краснодар, от слова «красный», «лучший», «парадный».
Ребёнок: Я славлю город Краснодар,
Екатерины щедрый дар
Достался предкам он моим
За храбрость был подарен им.
Ребёнок: С тех пор земле моей родной
Жила та сила, что собой
Россию может заслонить
Чтоб ей спокойно было жить.
Милый город Краснодар.
Ребёнок: Красный угол всей России,
Город словно божий дар,
Красен славою и силой,
Потому и Краснодар. Восп: Краснодар – административный, промышленный и культурный центр Краснодарского края, одного из важнейших индустриально-аграрных и курортных регионов России. Краснодар расположен на правом берегу реки Кубань.
Сейчас Краснодар настоящий красавец, город - сад. Гордо высятся современные здания, новые микрорайоны. Неповторимую прелесть городу придает его зеленый наряд: тополиные и каштановые аллеи, тенистые парки и скверы, чудесные цветники. А это потому, что земли на Кубани плодородные. Даже степная часть Кубани славится своими полями и садами. Отправляемся на поле.
Слайд 4: 2 Станция «Урожай Кубани». (какая из команд назовет больше культур, выращиваемых в Краснодарского крае).
--- В ОГОРОДАХ:
1. горох 2. арбуз 3. дыня 4. свекла 5. томаты 6. огурцы 7. перец 8. баклажаны и т. д.
Подведение итогов: (определение и награждение победителя).
Восп: А что же у нас растёт на полях? (ответы детей)
---НА ПОЛЯХ:1. кукуруза 2. пшеница 3. ячмень 4. овес 5. подсолнечник 6. рис
Восп: Ребята рис появился в Кранодарском крае сравнительно недавно. А хотите послушать старинную легенду, о белом золоте Кубани?
«Сарацинское зерно» (легенда).
А легенда наша о том, как и откуда на просторах благодатного края появилось «белое золото», «зерно сарацинское» - рис.
В конце 19 века наладила Россия торговые пути в Персию. И потекли рекой товары заморские на Русь святую.
Но не дают покоя басурмане турецкие нашим купцам, грабят и разоряют они караваны да корабли.
И снова снаряжаются в поход на ратное дело казаки. Проводила семья и казака Завертайло в страны дальние, где спас он во время боя персидскую девушку.
Понравился казак персиянке, просила она его остаться. Но сердце казачье тосковало по матушке-Кубани, по семье своей и родной хате.
И тогда в благодарность за подвиг подарила Персиянка казаку мешочек, в котором были «зерна сарацинские» - рис.
Вернулся казак в родную станицу и посеял семена драгоценные в пойме Протоки. Прижились чудные зерна на Кубани, широко разошлись по земле нашей и дальше, и поехали купцы в Екатеринодар за «белым золотом»!
Стали с тех пор казаки силушку набирать. Не зря ведь еще Гиппократ заставлял олимпийцев есть рис до и после соревнований! А ценного этого зерна у нас на всех хватит – 40% российского риса выращивается сегодня на Кубани, здесь рисовая система уникальна, она самая крупная в России, она основа благосостояния.
Рисовому зёрнышку требуется десять литровых банок воды, чтобы из него выросла метёлка с зёрнами. Десять- одному растению!
Слайд 5 : 3 Станция: «Цветы» (показ слайдов: отгадывание цветов).
1. роза 2. подснежник 3. гладиолус 4. кувшинка 5. ромашка 6. тюльпан 7. василек 8. колокольчик 9. космея 10. ирис 11. пион. 12. одуванчик.
Восп. Ребята есть ещё у нас растения имеющие лечебные свойства, давайте с вами соберём Зеленую аптечку. (Детям раздаются картинки с изображением трав Краснодарского края) Дети по очереди называют траву которая изображена на картинке. Полынь, тысячелистник,мать-и-мачеха, душица, чистотел, зверобой, девясил, Ромашка, Мята, Календула, Подорожник, Калина, Шиповник, Одуванчик, Лопух, Липа, Крапива.
Восп. Молодцы! А давайте поиграем.
Игра: «Подбери родственников к слову река» .
(Река — речка — реченька — речушка — заречный — речной — речонка). Молодцы.
И мы снова отправляемся в путь. Но для того чтоб ехать дальше нужно ответить на вопрос. Какие реки Краснодарского края вы знаете? (ответы) Кубань, Пшеха, Голышка, Белая, Лаба.
Восп: А вы знаете почему реке Лаба дали такое название? Об этом есть легенда. Давайте мы отдохнём и посмотрим сценку, которую подготовили для нас ребята.
«Легенда о реке Лаба».
Давным,давно жила девушка Люба красивая,статная как наши Тополя. Жила она со своими родителями, Люба любила сидеть у реки и смотреть а вдаль, здесь то она и увидела казака видного,красивого они полюбили друг друга. Но казак к сожалению был беден, а Люба была из очень богатой семьи. Узнав родители Любы перестали пускать её к реке, отчаявшись девушка пришла на обрыв реки и бросилась в воду. С тех пор большой приток реки казаки называли Любушка,а саму реку уже потом назвали Лабой.
Восп. Понравилась вам легенда? А теперь нам пора отправляться в путь.
Слайд 6 : 5 Станция:«Подводный мир»- Какая рыба водится в водоёмах нашего края (ответы детей)
1. сом 2. щука 3. сазан 4. окунь 5. карась 6. тарань 7. осётр 8. судак 9. лещ 10. сельдь
6. Станция: «Природные ресурсы» (отгадывание загадок о полезных ископаемых Краснодарского края).
(Нефть)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
(Глина)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу.
(Торф)
Росли на болоте растения.
А теперь это топливо и удобрение.
Природный газ
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек.
(Песок)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже.
(Мел)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске —
Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен.
(Соль)
В серых скалах её вырубали,
Из морей и озёр добывали,
Чтоб потом положить по щепотке
В миски, плошки, горшки, сковородки.
Рис и рыба, фасоль и салат
Сразу стали вкусней во сто крат!
(Известняк)
Покрывают им дороги,
Улицы в селеньях,
А ещё он есть в цементе.
Сам он — удобрение.
7. станция:
игра «Узнаю деревце Кубани».
(Дети бегают по залу).
Восп. Раз,два,три,деревце замри! Птичка лети деревце назови.
Птичка: (подходит к любому из игроков) Дерево, дерево как тебя зовут?
Дерево: А ты угадай, у меня белая кора,а осенью листики желтеют первыми. (Берёзка)
Дерево: Мои листочки напоминают гусиную лапку (Клен)
Дерево: С моего дерева пчелы собирают летом мед (Липа)
Дерево: А меня сравнивают с казаком, богатырем (Дуб)
Дерево: Вместо листочков у меня иголки (Ель, сосна)
Дерево: Применяют в народном лечении различных болезней. У меня красивая, раскидистая крона, цветочки мои белого цвета, приятно пахнут и собраны в кисти. (Акация)
Дерево: Я большое,медоносное дерево с красивыми серёжками (Тополь)
Дерево: Листочки округлые,осенью окрашиваются в различные тона — от золотистых до красных.
Восп: Птичка теперь ты знаешь какие деревья у нас растут,а вот какие же птички живут на Кубани?
Слайд 7: Птицы Краснодарского края.
Ребята назовите птиц которых мы видим на экране.
Дети: - Куропатка, сыч, сова, сойка, синица, дятел, дрозд, кукушка, скворец, сорока,
галка, ворона, чайка, утки-кряквы, лебеди, трясогузки, ястреб
Восп: И вот наш паровоз снова отправился в путь.
(показ слайдов: Природа Краснодарского края). Посмотрите вокруг, зачарует краса, нет края прекраснее нашего. Золотятся хлеба, зеленеют леса, даль морская лазурью окрашена. А какие сады на Кубани у нас, а какие девчата красавицы. Кубань- это житница нашей страны. Мы с вами видим как своеобразна и красива природа Краснодарского края. Аккуратны, чисты,благоустроены её селения,утопающие в зелени фруктовых и декоративных деревьев. Ребята какие фруктовые деревья растут в наших садах?
Дети: Вишни, Черешня, Яблоки, Сливы, Абрикосы, Персик.
Восп: И вот проезжая поля винограда, мы попадаем в мир животных. Так случилось,что наши животные заблудились между животными других стран. Ребята давайте поможем им вернуться домой. Перед вами картинки с животными разных стран, выберите животных Краснодарского края.
Молодцы ребята, я предлагаю вам игру.
Игра "Где, чей дом?"
Вам нужно определить среду обитания наших животных.
На нашей доске три дома для животных которые живут в плавнях нашего края. (Енот, норка, барсук, ондатра). Для животных живущих в лесу. (Ёж, лиса, ласка, волк, кабан, белка, и для домашних животных (Корова, свинья, лошадь, коза, баран).
Восп: Молодцы ребята, вы очень хорошо знаете природу Кубани.
И вот наша последняя станция «Курорты Краснодарского края».
Слайд 8: (Курорты Краснодарского края).
Восп: Ребята посмотрите здесь 2 моря. Как они называются? (Черное и Азовское') .
Вос: Как их различить? (По вкусу воды) .
Восп: Помочим пальчики в этом море: Какая вода на вкус? (Соленая)
Восп: Значит это какое море? (Черное)
Восп: Помочим пальчики в другом море: какая вода на вкус? (Пресная, это Азовское море)
Восп: Почему вода в Азовском море пресная? (Потому что в это море впадает река Кубань и другие реки) .
Восп: Морская столица Краснодарского края Новороссийск почему? (В Новороссийске находится крупнейший порт края).
Восп: Ребята мы с вами в городе всероссийской здравницы, курорт,город сад, город мечта,город прекрасного будущего,гордость страны — это город Сочи. А какое событие произошло в феврале 2014 года в г. Сочи?
Дети: В городе Сочи прошли Зимние Олимпийские игры.
Восп: На соревнованиях спорцменам помогали весёлые талисманы. Какие талисманы Зимних Олимпийских игр вы знаете?
Дети: Леопард, Медведь,Зайка.
Восп: Благодаря Олимпийским играм Краснодарский край стал известен во всём мире. Ребята, к нам со всего мира приезжают гости отдохнуть, подлечиться на Черном море. И я предлагаю немного отдохнуть.
Танец Кубанских казаков. (Кубанский казачий хор песня Маруся раз, два, три).
Восп: Молодцы, ребята. Вы увидели, как богат наш край: сама природа одарила его богатством, а руки человека помогают ей. Теперь вы поняли, почему наш край называют «Жемчужиной России».
Восп: Издавна у нас на Кубани после трудового дня собирались хлопцы и девчата, чтобы отдохнуть, но сначала, ребята, давайте вспомним:
Восп: Какой город является столицей нашего края? (Краснодар)
-А кто же эти смелые, вольнолюбивые люди, поселившиеся в нашем крае? (Кубанские казаки).
- Кто казакам подарил эту землю? (Российская императрица Екатерина 2).
- С каким государством граничит наш край? (Украина).
- Казаки не только охраняли границы Кубани. Ребята, скажите, чем ещё занимались казаки? (Они занимались земледелием, пасли скот, ремёслами). - А какими ремёслами занимались казаки? (Плели из талаша, ткали, вышивали, резали по дереву, чеканили по металлу и растили казачат).
- Что обозначает слово талаш? (Талаш - это солома).
- Дети, а кто казаку был в труде и битве помощник? (Конь для казака был помощник).
- Какие пословицы вы об этом знаете?
Дети:
- Казаку конь - отец родной и товарищ дорогой.
- Сам погибай, а коня выручай.
- Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает, а коня из ведра напоит.
- Казак без коня сирота.
Восп: Молодцы ребята, замечательные пословицы знаете.
Скажите, казаки землю от
врага защищают, на ней трудятся, а они когда отдыхают? (Во время народных праздников, гуляний, вечеринок, посиделок).
- А как это происходило, покажите?
(Дети читают стихи).
А в косу длинную лазурной синевой сияя,
Ребёнок 1 Красивой лентою вплелась Кубань река.
Наряд твой, весь цветами расцветает,
И ковылём белёсым он расшит слегка.
Ты смотришь в мир глазами голубыми
Ребёнок 2 И песнями своими всех с ума сведёшь.
Недаром и зовут тебя «Жемчужина России»
Тебя Кубань и краше в мире не найдёшь.
И где бы, в стороне, какой я не был,
Ребёнок 3 Мне всё ж милей в краю моём родном.
Твои ладони пахнут тёплым хлебом,
А губы – сладким молоком.
Край наш Кубанский,
Родимый простор
Ребёнок 4 Люблю я тебя
От моря до гор!
Ой Кубань — ты мать родная!
Край станиц и хуторов.
Степь от края и до края
Тонет в золоте хлебов.
Ребёнок 5 Ты цвети моя Кубань,
Становись всё краше.
Не уронит честь казачью
Поколенье наше!
Ребёнок 6 Мы растём стране на славу
Под кубанским небом,
Будем славить край родной
Богатырским хлебом!
Восп: Богат Краснодарский край,развито сельское хозяйство- это и пшеница, из которой делают муку и выпекают хлеб, подсолнечник, кукуруза, различные овощи, фрукты, ягоды,фундук, лавровый лист, тысячи тон ароматного чая, поля бамбука. Развитие рыбаловедческого хозяйства, развитие коневодства. На фермах выращивают различных животных: коров, свиней, лошадей.
Птиц: кур, уток, гусей, куропаток. Из них получают мясо, яйца, молоко, которое мы используем и продаем как в России, так и в других странах.
Далеко и широко раскинулась Кубанская Земля. Щедрый и привольный край. Настолько щедрый, что в старину говорили про него:"Воткни оглоблю вечером - наутро вырастет телега". Но, немало находилось и охотников на эту землю. Не раз и не два разные вороги пытались огнём и мечом покорить Вольную Кубань. Но, на их пути всякий раз вставала неодолимая сила - Кубанское казачье войско. Подвиги кубанских казаков были столь велики, что превратились в эпос, в "Кубанские сказы.
Легенда о Кубани.
Давным-давно, когда мир еще не принадлежал людям, решил Бог раздать каждому народу по кусочку земли, для того, чтобы люди жили на нем и творили дела свои во славу Господа. И призвал он к себе людей и дал каждому народу по наделу. Все земли раздал Бог. И вот появился еще один человек. Он был очень уставшим. В заботах о хлебе насущном он не успел вовремя, и народ его остался без земли. Пожалел Господь человека. И за трудолюбие его решил подарить ему самый богатый, самый прекрасный кусочек земли, который оставил для себя. Так была дарована Таманская земля казакам. Так гласит легенда
И в заключении хотелось бы сказать.
Дивный Краснодарский край! Житница России.
Твои бескрайние поля, пролегли на мили.
Здесь под небом голубым райский сад цветущий,
А в полях твоих стоит вечный хлеб насущный.
По Кубани, по реке хутора гнездятся,
Солнца нежные лучи в той реке резвятся.
Рыбаки блесну кидают в плавное теченье,
Солнцем одаренный край! Божье сотворенье.
Знать, по щедрости Творца природа одарила,
Нивы, реки и моря, всё в одном вместила.
Люди едут отдыхать сюда со всей России.
Ах, какая благодать, край ты сердцу милый.
Есть под небом чудный рай. Это Краснодарский край!
А нам пора прощаться! Доброго здоровица. (поклон).
Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время стали стремиться самостоятельно, находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнение. Кроме того тема работы позволяла развивать познавательные и творческие способности детей.
Свои наблюдения дети отражают в работах по лепке, аппликации, рисованию. А затем работы детей выставлялись на выставке «Кубанские мастера».
Исполняли народные песни, пословицы и поговорки. В процессе работы дети становились активнее, эмоциональнее, у них значительно повысился произвольный интерес к историческому прошлому. Таким образом, я ещё раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. И моя задача – учить детей помнить, на какой земле мы живём, беречь и уважать наследие своего народа.