Петрушенко Елена Николаевна
Конспект познавательного занятия для детей подготовительной к школе группы «Мой родной край»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия
для детей подготовительной к школе группы
на тему: «Мой родной край».
Цель: расширение знаний детей о Хабаровском крае посредством технологии
диалогового, игрового обучения.
Программные задачи:
Публикация «Конспект познавательного занятия для детей подготовительной к школе группы „Мой родной край“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- расширять и закреплять знания детей о символике Хабаровского края, её значении через дидактические игры «Сложи герб», «Выложи флаг»;
- познакомить детей с понятиями «большая» и «малая» Родина, с «чудесами» (природные достопримечательности) Хабаровского края посредством мультимедийной презентации;
- развивать у детей познавательную активность, коммуникативные навыки, рассудительно-доказательную сторону речи, инициировать желание детей добывать знания самостоятельно;
- воспитывать патриотические чувства к своей малой родине, уважительное отношение к символике Хабаровского края, любовь к родному краю.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом перед экраном.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие, сейчас мы посмотрим фотографии и вы сразу догадаетесь о чём мы будем сегодня говорить. (дети смотрят мультимедийную презентацию фотографий города Комсомольска –на- Амуре, города Хабаровска, Хабаровского края, столицы России города Москвы под фонограмму песни «Амурский вальс» (музыка
С. Туликова, слова М. Пляцковского)
Воспитатель: Ребята, куда мы сегодня отправимся? (в г. Комсомольск –на- Амуре, в город Хабаровск, в Москву)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что связывает между собой эти три города?
Воспитатель: для того, чтобы это выяснить, я предлагаю отправиться в путешествие, хотите со мной?
Воспитатель: Ребята, прежде чем отправиться в путешествие нам нужно подготовиться к нему, что мы возьмём с собой (дети перечисляют вещи, которые могут пригодиться им в путешествии, среди них есть карта)
Воспитатель: где можно взять карту? (ответы детей : купить в магазине, посмотреть в интернете, есть в группе и т. д.)
Воспитатель: отправляемся за картой, первая остановка «Книжный магазин».
Дети подходят к карте России, которая весит на стене. Остановка «Россия»
Воспитатель: Кто нам может показать границы нашей Родины России?
Дети показывают, воспитатель читает стихотворение:
Как велика моя земля!
Как широки просторы:
Озёра, реки и поля,
Леса и степь и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна –
В другом снега и вьюга.
Воспитатель: чем для каждого из вас является Россия? (это наша Родина)
Воспитатель: верно, Россия – это наша большая Родина, мы с вами россияне, как называется столица России? Найдите её на карте и покажите. (дети с помощью воспитателя находят город Москву и показывают).
Воспитатель: Ребята, если Россия – это наша большая Родина, что же для каждого из вас город Комсомольск-на-Амуре? (это место, где мы родились, это наша Родина, мы здесь живём). Вы ответили верно, я хочу добавить, что место, где родился человек – город, село, деревню – называют малой родиной. Город Комсомольск-на-Амуре – это ваша малая родина. Предлагаю туда вернуться.
- Ребята, а вы знаете, на территории какого края находится наш город? (ответы детей : наш город находиться на территории Хабаровского края)
-Верно, наша малая родина город Комсомольск-на Амуре находится на территории Хабаровского края. Предлагаю найти и показать его на карте. (дети находят и показывают). Остановка «Хабаровский край»
Край мой любимый – с туманными далями,
С шумной тайгою, с тропами дальними –
Сколько бы дивных земель ни видали мы,
Нет тебя лучше, красивей и ласковей…
- ребята, на каком расстоянии находится наш Хабаровский края от столицы нашей Родины города Москвы, проследите это расстояние на карте. (очень далеко)
Воспитатель: поэтому ещё наш край называют Дальний востоком.
Воспитатель: ребята, кто из вас может объяснить, почему наш край называется Хабаровским?
(так как главный город Хабаровск)
Воспитатель: верно, главный город Хабаровского края – Хабаровск. Кто из вас знает какую знаменательную дату будет праздновать Хабаровский край? (ответы детей, если никто не скажет правильно, то воспитатель говорит сам) :
В этом году, осенью Хабаровскому краю исполняется 75 лет, это юбилей.
У каждой страны, края есть свои отличительные знаки – государственные символы. Есть они и у Хабаровского края.
- Ребята, какие символы нашего края вы знаете? (герб, флаг)
Воспитатель: где мы можем поподробнее узнать и рассмотреть символы Хабаровского края? Предлагаю отправиться в краеведческий музей. Это будет наша следующая остановка.
Дети подходят к столу, на котором лежат разрезные картинки с изображением герба и предлагает детям их собрать. (на картинках герба изображены разные животные, обитающие на территории Хабаровского края)
Дидактическая игра «Собери герб»
Воспитатель: Посмотрите, сколько гербов у нас получилось, какой же из них настоящий? (дети высказывают свои предположения).
Давайте посмотрим фотографию герба Хабаровского края и попытаемся объяснить, что обозначают символы, нарисованные на нём.
- Какое животное изображено на гербе Хабаровского края?
- Почему именно медведя изобразили на гербе Хабаровского края? (потому что медведь сильный, может защитить)
- Как вы думаете, почему у медведя высунут язык и красные глаза? По законам геральдики, это наука о символах "красный глаз и высунутый язык" символизируют о том, что медведь "вооружен".
- Что держит в лапах медведь? (щит)
- На щите есть цыфры, которые обозначают год рождения города Хабаровска.
Рассказ воспитателя о гербе Хабаровского края, чтобы дополнить ответы детей : в центре щита, на почетном месте, изображена мощная естественная фигура устойчиво сидящего на задних лапах черного цвета белогрудого медведя, который передними лапами бережно прижимает к груди исторический герб Хабаровска.
Медведь – наш страж и защитник, с незапамятных времен являющийся символом, олицетворяющим Россию. С древности медведь пользовался уважением за силу и сноровку, всегда был одним из главных и любимых персонажей русских народных сказок. Медведь – символ предусмотрительности, страж и хранитель.
Воспитатель: итак, ребята, что вы нового вы узнали о гербе Хабаровского края?
Воспитатель: а сейчас, предлагаю рассмотреть флаг Хабаровского края.
Дети подходят к флагу Хабаровского края.
- какие цвета вы видите на флаге?
- Что обозначает каждый цвет?
- Как располагаются цвета на флаге?
Рассказ воспитателя о флаге Хабаровского края, чтобы дополнить ответы детей :
Голубой цвет – символ красоты, мягкости, величия, символизирует и обширные водные ресурсы Хабаровского края. Зеленый цвет – символ надежды, радости, изобилия, на флаге символизирует флору нашего края, "бескрайнее море тайги". Белый цвет – он отражает безоблачное, мирное небо, доброту жителей Хабаровского края.
Воспитатель приглашает детей присесть на ковёр, чтобы поиграть.
На ковре разложены части флага разных цветов. Детям предлагается выбрать нужные по цвету части и собрать флаг Хабаровского края. (под музыку)
Дидактическая игра «Выложи флаг».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хочу у вас спросить, как нужно относиться к государственной символике вашей Родины? (нельзя бросать, махать, мять, подрисовывать и т. д.) Верно, ребята, к символам нашей большой и малой Родины нужно относиться уважительно. Ну что, отправляемся дальше?
Под музыку В. Шаинского «Багульник» дети подходят к столу, на котором разложены 7 больших конвертов.
- Сколько здесь конвертов?
- Кто знает, почему их 7?
- Что может быть в этих конвертах?
- Давайте посмотрим, что же в них. Мне кажется, что это непростые конверты и в них прячутся какие-то чудеса.
Дети распечатывают конверты и находят 3 «чуда» ( три фотографии: амурский тигр, лотос Комарова, озеро Амут).
Воспитатель: ребята, мы живём в необыкновенном крае. В нём есть 7 чудесных природных достопримечательностей, которых больше нет ни в одном уголке мир (см. Приложение). Может быть кто-нибудь из вас знает, как они называются? (лотос, тигр, озеро Амут)
Воспитатель кратко рассказывает о каждой достопримечательности, дети делятся своим опытом.
- Сколько «чудес» Хабаровского края мы увидели? (3)
- Сколько всего «чудес» в Хабаровском крае? (7) Сколько ещё нужно найти? (4)
- Ребята, к сожалению, я не успела найти эти четыре «чуда» и хочу обратиться к вам за помощью. Вы могли бы дома с родителями найти ещё 4 «чуда» Хабаровского края и на следующем занятии рассказать о них нам. Поможете мне? Хорошо, договорились.
Продолжим наше путешествие, следующая остановка «Хорошо и плохо».
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята, всегда ли человек – друг природе? Как вы понимаете пословицу «Тот свой край не любит, кто природу губит» (Рассуждения детей)
Дидактическая игра «Хорошо и плохо»
Дети по очереди выбирают лист бумаги, на котором изображены картинки «Костёр», «Речка», «Растение», «Грибы». Воспитатель предлагает детям найти хорошее и плохое.
Воспитатель: как же, ребята, нужно относиться к природе? (беречь, охранять и т. д.)
Воспитатель: Ребята, что для себя вы узнали нового о Хабаровском крае, какими впечатлениями вы бы хотели поделиться с другими людьми?
Воспитатель: вот сколько оказывается вы узнали о Хабаровском крае, как же нам донести ваши яркие впечатления до других людей, например до малышей нашего детского сада?
Дети предлагают нарисовать рисунки, слепить поделки, выполнить аппликацию, в которых они отразят свои знания и впечатления о Хабаровском крае.
Воспитатель: Осенью, 2013 года в юбилей Хабаровского края мы возьмём ваши работы, пойдём в гости к малышам детского сада и порадуем их рассказами о нашем родном и любимом крае.