Галина Лепп
Конспект интегрированного занятия логопеда и воспитателя по формированию представлений о космосе в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Группа: подготовительная к школе логопедическая группа № 11
Учитель-логопед Лепп Г. В., воспитатель Черемискина Е. А.
Тема: «Путешествие на Сатурн»
Цель: активизировать познавательную и речевую деятельность детей
Задачи:
Коррекционно-развивающая - закрепить знания детей о космосе, называть планеты солнечной системы, ориентироваться на карте звездного неба. Развивать умение лепить предмет по представлению.
Публикация «Конспект интегрированного занятия логопеда и воспитателя по формированию представлений о космосе в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Коррекционно-обучающая – закрепить произношение звука [р]. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, упражнять в образовании сущ. мн. ч. В. п. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Развивать связную диалогическую речь. Упражнять в рифмовке слов, проговаривании скороговорок в разных темпах;
- воспитательная – формировать навык совместной работы в продуктивной деятельности.
Словарь: активизировать в речи слова: земляне, Нептун, Сатурн, Уран, Марс; космонавт, скафандр, космодром, ракеты, космический корабль, звездный путь, звездная ночь, звездное небо, звездные часы.
Предварительная работа: беседа о космосе, знакомство с планетами солнечной системы; словесные игры, звуковой анализ слов, лепка предметов.
Материалы и оборудование: звуковое письмо, записанное на компьютере, игрушка робот на пульте управления; карта звездного неба, картинки на слоги РА, РО, РУ, РЫ; схема предложения их 4 слов. Костюм сатурнианки, мяч-прыгун. Пластилин, доски, стеки, салфетки. Медальоны с изображением Сатурна.
Ход занятия
1. О/м. В группу въезжает робот (на пульте управления, за ним идет логопед с картой.
Логопед: Ничего себе, какой гость пожаловал к нам! (как бы сама с собой)
Берет робота в руки и обращается к нему:
Логопед: - Здравствуй, дружок! Ты откуда? (Дети, заинтересовавшись, подходят к логопеду, рассматривают робота) Ребята, а робот-то не один, он привез какую-то карту.
Разворачивает и показывает детям карту звездного неба.
- Кто знает, что это такое? (Ответы детей: Это карта звездного неба, на ней изображены все космические тела: планеты, созвездия, галактики… Наша галактика – солнечная система. В ней много разных планет.
- Как называется наша планета? (Земля)
- А как называемся мы – жители земли? (земляне)
- Какие еще планеты нашей солнечной системы вы знаете?
Логопед ставит робота около мольберта и говорит: Давайте оставим робота погостить у нас.
Раздается музыка (фрагмент записи «Спейс»).
Логопед: Давайте подойдем к экрану, посмотрим, что там происходит.
На экране компьютера появляется изображение космоса. Звучит голос инопланетянки: (запись «Сатурнианка») .
Сатурнианка: - Зд…авствуйте, люди Земли! Я живу на планете Сату…н. у нас случилось несчастье - мы поте…яли наш любимый звук и поэтому все слова звучат непонятно. Помогите нам пожалуйста ве…нуть звук.
Логопед: Ребята, вы хотите помочь? Молодцы! Ведь для того, чтобы помочь, надо точно определить, какой звук потерялся. Вы согласны? Молодцы! Робот мне шепнул, что этот звук есть в названиях других планет. Послушайте и определите, какой одинаковый звук слышится в этих словах: Венера, Уран, Меркурий. (Дети определяют: звук Р)
Обратить внимание детей на доску. На доске слово САТУ…Н.
-
Логопед:
- Какой буквой обозначается звук Р? Миша, найди букву Р и подставь ее в слово. А мы с ребятами прочитаем. (Читают, получается САТУРН.
- Ура, мы догадались, это послание с планеты Сатурн. Как же им помочь вернуть звук Р? (ответы детей. Вывод - полететь на Сатурн и подарить звук Р).
- На чем мы – земляне летаем в космос? (ракета, космический корабль, спутник.
- Как называют людей, которые летают в космос? (космонавтами)
- Космонавты тренируются в специальном Центре подготовки космонавтов. Они занимаются спортом, изучают устройство космического корабля, укрепляют здоровье. Давайте и мы подготовимся к полету. Вы согласны?
- Все знают, что в космосе нет кислорода. Поэтому, чтобы дышать космонавты надевают специальный костюм – скафандр. Давайте оденем скафандры. (слова с движениями)
Мы скафандры одеваем, Руки вверх.
Руки, ноги разминаем. Руки сгибают.
Раз присели, два привстали, Приседают.
Все карманы сосчитали, Хлопают по «карманам».
Застегнулись, улыбнулись, Имитируют.
Друг на друга оглянулись, Повороты в стороны, руки на пояс.
На приборы мы глядим Округляют пальцы, подносят к
глазам.
Скоро в космос полетим. Руки вверх, машут руками.
- Включаем двигатель - (дети вращают кулачки перед грудью, четко произнося звук Р-Р-Р, говорят:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов на планеты
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Звучит «космическая» музыка, дети закрывают глаза, поворот на месте – музыка стихает. Появляется Сатурнианка.
Лог. - Открывайте глаза, ребята, посмотрите, кто нас встречает. Это жительница планеты Сатурн. Она вступит с нами в контакт, если мы правильно запомним и повторим то, что она скажет.
Сатурнианка говорит цепочки слогов, произнося их с разной интонацией: удивленной, вопросительной, повествовательной, восклицательной.
Да-до-ду-ды
До-ду-ды-да
Ду-ды-да-до
Ды-да-до-ду
Дети повторяют и тогда Сатурнианка начинает говорить.
- Зд. авствуйте, посланники планеты Земля! (Здравствуйте) Вы живете на Земле и называетесь землянами, а мы живем на Сату…не и называемся сату…нианами. Мы …ады, что вы откликнулись на наше послание. Смогли ли вы найти наш любимый звук? (Дети называют: это звук Р). А какой это звук? (твердый согласный). Сейчас попробую сказать его: Р…Р. РРРРРРРР! Ура! Звук Р снова с нами! Приглашаю вас на звукодром, поиграем со звуком Р.
Логопед: мы очень любим игры со звуками. Ребята, я буду бросать мяч и дарить вам гласный звук, а вы соедините его со звуком Р и назовите, какой слог получится, бросайте мяч мне.
Синтез слогов РА, РО, РУ, РЫ.
Логопед: Молодцы, правильно соединили и назвали все слоги! А теперь подберем картинки с этими слогами.
Подбор картинок, лежащих на столе, выставление их на мольберт с проговариванием и выделением слога.
Логопед: - Замечательно, правильно подобрали картинки. А теперь попробйте найти подходящую картинку к словам (Игра «Найди подходящую картинку к словам»): звездная, звездный, звездное, звездные (картинки: небо, путь, часы, ночь). Молодцы, умницы!
Сатурнианка: А я тоже хочу с вами поиграть в игру «Один-много» (корабль – корабли, скафандр … кратер… космодром…ракета…орбита…квазар… парсек…астероид…метеорит). Молодцы, умеете играть с моими любимыми словами!
Логопед: Садитесь за столы, ребята, выполним звуковой анализ слова Ракета. (один ребенок на доске, остальные за столами). А теперь давайте составим предложения с «космическими» словами. Посмотрите на схему и придумайте предложение. (обращает внимание детей на схему предложения, расположенную на магнитной доске). Молодцы!
Логопед: Мы знаем одну интересную игру «Доскажи словечко!» Все добавленные слова должны быть со звуком Р. Хочешь с нами поиграть?
Сатурнианка: Конечно, хочу! Ребята в эту игру лучше всего играть сидя, садитесь на ковер
Логопед. Игра «Доскажи словечко»
• Радость делит он со мной
За меня всегда горой
Коль беда случится вдруг
Мне поможет верный (друг)
• Он высокий словно шкаф,
А зовут его. (жираф).
• Удивленно смотрит Люда
На горбатого (верблюда)
• Вот так чудо- огород,
Мы стоим разинув (рот).
• В реке большая драка:
Поссорились два (рака)
• Лесники её котят
Взять домой не захотят,
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,
Потому что это … (рысь)
Сатурнианка хвалит детей.
Логопед: хочешь научиться произносить скороговорки со звуком Р? Послушай их.
Скороговорки со звуком Р: (дети хором произносят скороговорки) Сатурнианка повторяет некоторые из них.
• На горе Арарат растет крупный виноград.
• Проворонила ворона вороненка.
• С другом дружи, а другому не груби.
• Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!
• Хорош в дорожке пирожок с горошком.
• Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
• Три вороны на воротах, три сороки - на пороге.
Сатурнианка: хвалит детей.
Логопед: Чтобы наши друзья-сатурниане не забыли звук Р, мы слепим разные предметы, в названии которых есть звук Р. Но слепить и подарить можно только 6 предметов, а вас 12 человек. Получится двенадцать поделок. Как же нам быть? Как сделать так, чтобы получилось 6 подарков? (ответы детей. Вывод: слепить один предмет вдвоем). Молодцы, нашли решение!
Сатурнианка: Здорово придумали! Молодцы! Но чтобы вы не устали, я хочу провести с вами сатурнианский массаж. (выполняется всеми детьми)
Круговой игровой массаж «Черепаха».
Сатурнианка: Ребята, найдите себе пару и договоритесь, что будете лепить. Я жду от вас настоящих подарков.
Дети лепят. Сатурнианка общается с ними, дает советы. Во время работы звучит музыка. Дети преподносят сатурнианке свои подарки.
Сатурнианка: Получился у вас подарок? Что слепили? Вы смогла договориться друг с другом? Что было трудным? Вы довольны своей работой?
После окончания Сатурнианка хвалит детей за помощь и дарит медальоны в виде планеты Сатурн. Прощается: «До свидания, земляне! Счастливого пути!»
Звучит музыка, гостья, машет детям рукой и удаляется с подарками.
Логопед: Ребята, все готовы к возвращению на Землю? Тогда повторим наши волшебные слова?
Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов на планеты
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Звучит «космическая» музыка
Логопед: - Включаем двигатель (дети вращают кулачки перед грудью, четко произнося звук Р-Р-Р, говорят: дети закрывают глаза, поворот на месте – музыка стихает.
Логопед: Вот мы и в своей группе. Удалось ли нам помочь жителям планеты Сатурн? Что для этого мы сделали? (Слепили предметы) А еще что? (дети перечисляют) Молодцы, вы сегодня сделали очень хорошее дело, помогли жителям планеты Сатурн. А роботу у вас так понравилось, что он решил еще у вас погостить.