Светлана Русяева
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и пластилинографии «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром +
ИЗО деятельности (пластилинография) на тему «Зимующие птицы»
Дата: 11.01.2021.
ОЧУ ПМГ
Группа: старшая
Образовательная область: познавательное развитие, художественно – эстетическая деятельность,
Тема: «Зимующие птицы»
Форма НОД: с использованием мультимедийной презентации; самостоятельная продуктивная деятельность.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и пластилинографии „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Зимующие птицы. Лепка, занятия с пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы, птички. Лепка, пластилин
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Виды деятельности: игровая, изо деятельности (пластилинография) двигательная, познавательная
Формы организации: групповая
Цель: Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц на основе связи между характером корма и местом обитания. Обобщать представление о птицах: у всех есть клюв, оперение - что отличает их от всех других животных.
Развивающие задачи: Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах, их повадках. Упражнять в умении различать и называть зимующих птиц (по внешнему виду, голосам). Расширять представление о том, чем питаются зимующие птицы. Совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать полными предложениям. Расширять словарный запас по теме. Развивать высшие психические функции (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, память (музыка, коммуникация, физическая культура). Продолжить знакомить детей с техникой пластилинография, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер,
Воспитательные задачи: Формировать у детей желание помочь пернатым друзьям, воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественно - творческая, коммуникативная, физическая культура, чтение художественной литературы.
Материал:
• презентация
• Мнемотаблица
• Аудиозапись
• Карточки (красного, зеленого цвета, логические цепочки,
• пластилин, картон, трафареты с изображением птиц.
Предварительная работа:
1. Развитие речи:
Составление загадок, описательных рассказов о птицах по картинке с опорой на схему и по памяти.
Беседы на темы: «Зимующие птицы», «Наши пернатые друзья», «Птичья столовая» и др.
2. Художественная литература: Чтение художественной литературы Т. Нужина «Воробьи», В. Бианки «Синичкин календарь» ,М. Горький «Воробьишко», К. Ушинский «Проказы старухи зимы»: загадывание загадок о зимующих птицах.
3. Музыка:
Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы», «Звуки окружающего мира».
4. Дидактические и подвижные игры:
«Совушка – сова», «Зимующие и перелётные», «Воробушки», «Когда это бывает», «Покажи без слов» и др.
5. Методические приемы:
беседа, творческая продуктивная деятельность, классификация, игровая мотивация, загадывание загадок, беседа, показ, физкультминутка, дидактические игры, чтение стихов, рассказов, сказок.
Ход занятия: Проводится гимнастика «Успешный старт»
Гимнастика для глаз.
«Вверх-вниз, влево-вправо.»
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Круг». Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Упражнения на растяжку. «Растягивание шеи». Медленно наклоните голову в сторону, почувствуйте напряжение шейных мышц. Верните голову в исходное положение и повторите упражнение в другую сторону
Упражнения для развития межполушарных взаимодействий
«Ухо-Нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
«Перекрестный шаг» Шагать, высоко поднимая колени, дотрагиваться ладонями до противоположных коленей.
Воспитатель: сегодня я хочу загадать загадку, и вы поймете о ком мы сегодня с вами будем говорить. Загадка:
Различаемся мы цветом Встретишь нас зимой и летом, Если крыльями взмахнём, Будем в небе голубом, Мы умеем щебетать, Каркать, петь и ворковать. Нас зимою покормите. Дети, кто мы, назовите. (Птицы)
Да правильно о птицах. Слайд 2 - 5. Зима, все укрыто снегом и земля, и деревья, льдом скованные реки, озера и другие водоемы, насекомые спрятались кто в кору деревьев, кто в листве опавших листьев, кто в щели. Поэтому и многие птицы улетели в теплые края. Как мы называем таких птиц? Правильно перелетные. Но все ли птицы улетают? Как мы называем птиц, которые остаются? Да это зимующие птицы, они остаются в родных краях, с утра до вечера им приходится искать себе пропитание, голод самое страшное испытание для птиц. Давайте посмотрим какие это птицы.
Слайд 6. Воробей маленькая и серая птичка. Летают воробьи группами, поэтому если одна птица нашла пропитание, она начнет звать остальных. Чтобы согреться зимней ночью, пернатые садятся в ряд и периодически меняются местами и согреваются по очереди.
Ворона - важная, горластая. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Слайд 7. Сойка – очень умная птица. Внешний вид у сойки довольно яркий. Способна делать запасы питания на зиму в виде желудей подобно белкам. Желуди они прячут в разных уголках леса: зарывают их под мох или в трещинах древесной коры.
Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. эти птицы всеядны и очень любят покушать. Зимой переходит на ягоды, орехи и семена. В холодные времена они объединяются в стаи и кочуют в поисках пищи.
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа, очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Слайд 8. Голубь. Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей. Из-за строения лап, голубь не приспособлен жить на дереве. В выборе питания эта птица не прихотлива.
Поползень. Название свое поползень получил из-за привычки ползать по дереву. На стволе дерева поползень ищет насекомых, постукивая своим длинным и крепким клювом по коре. Поползень не испытывает зимой нехватки еды, так как еще с осени начинает запасаться зернышками, орехами и ягодами.
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена. Снегири держаться небольшими стайками.
Слайд 9. Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный язык. Языком он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».
Сова — это хищная ночная птица. Голова совы круглая с большими глазами, когти длинные и острые, а клюв хищный и короткий. Эти птицы тоже делают запасы у себя в гнездах.
Слад 10. Клест очень удивительная птица. У неё две половинки клюва смотрят в разные стороны, такой своеобразный клюв помогает птице отгибать чешуйки шишки и ловко доставать из неё семена. Клесты не боятся морозов и это позволяет птицам высиживать яйца, из которых вылупляются птенцы, даже в минусовую погоду. Они хорошо утепляют свои гнезда мхом и шерстью животных. А кормят своих птенцов «еловой кашей»
Слайд 11 Физкультминутка. «Снегири» Мнемотаблица
Вот на ветках посмотри, В красных майках снегири. (взмахи руками)
Распушили перышки, (опустить руки,потрясти кистями рук)
Греются на солнышке
Головой вертят (повороты головой влево – вправо)
Улететь хотят. (взмахи руками)
Игра «Верю – не верю». У детей карточки зеленого и красного цвета. Если утверждение правильно, то вы показываете зеленую карточку, а если утверждение неправильно, то красную.
-У птиц тело покрыто шерстью.
-Тело покрыто перьями.
- У птиц есть клюв. - У воробья большой сильный клюв.
-Птицы летают.
- Клесты выводят птенцов зимой. - У сороки короткий хвост.
- У синицы жёлтое брюшко.
- -Ворона-это маленькая птица. - Сова охотится днем. - Клесты любят семена шишек. – Снегирей называют красногрудый
-Для птиц самое страшное зимой – это голод.
Слайд 12. Игра «Найди птицу». Дети выходят по одному к доске показывают и называют птицу.
- Найдите, покажите и назовите птицу, которая находится между, - … птицу, у которой клюв похож на клещи. - … птицу, которая находится в верхнем правом углу; - … желтогрудую птиц; -…птицу, которая прилетает с первым снегом; - … птицу, которая чирикает; -…птицу - самую болтливую; -… птицу, которую называют лесным доктором; -…птицу, которая находится в левом нижнем углу.
Звучит фонограмма (голоса птиц)
Игра «Прилетели птицы». Дети встают. Я буду называть птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и клесты (дети хлопают). Что неправильно и почему? – мухи — это насекомые.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, сороки, вороны, дятлы, макароны (дети хлопают) -Что неправильно и почему? – макароны — это продукты.
- Прилетели птицы: голуби, куницы (дети хлопают) -Что неправильно и почему? – куницы — это животные.
-Прилетели птицы: голуби, синицы, вороны, комары (дети хлопают) Что неправильно и почему? - комары — это насекомые.
Слайд 13. Скажите пожалуйста, чем птицы похожи? У всех птиц есть голова, клюв, глаза, крылья, хвост, лапы, их тело покрыто перьями. А чем они отличаются друг от друга? Птицы разные по размеру, оперению, -по-разному подают голос.
Для птиц страшен голод. Поэтому они прилетают ближе к людям за помощью. А как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? Люди вешают кормушки. У нас с вами тоже есть кормушка, мы будем насыпать корм. Но давайте посмотрим, что можно, а чего нельзя класть в кормушку. Слайд 14 Дети рассматривают и называют.
Слайд 14. А сейчас каждый из вас возьмёт силуэт понравившейся птицы. Откройте коробочку с пластилином, выберите тот пластилин, который вам нужен для вашей работы. Мы с вами будем рисовать пластилином, вы умеете это делать, может быть кто-то помнит, как называется эта техника. Пластилинография.
Слайд 15. Вот молодцы, а теперь посадим наших птиц на нашу кормушку. Давайте полюбуемся нашими птицами. По желанию короткий рассказ о своей птичке (2-3 предложения).
Итог занятия: Что нового вы сегодня узнали? Какие были трудности при выполнении заданий?