Ольга Сафонова
Конспект интегрированной ООД по познавательному развитию в старшей группе «А в санях сидит царица»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о зиме.
Задачи:
- Уточнять представления детей о зимних явлениях природы.
- Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов и явлений.
- Упражнять в подборе прилагательных к существительным
- Упражнять в образовании однокоренных слов, существительных с уменьшительно- ласкательным значением.
- Активизировать словарь по теме «Зима».
Публикация «Конспект интегрированной ООД по познавательному развитию в старшей группе „А в санях сидит царица“» размещена в разделах
- Развивать связную речь. - Формировать звуковую культуру речи. -Развивать логическое мышление, умение отгадывать. -Развивать фантазию, внимание, память. -Воспитывать интерес к природе.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие; речевое развитие; познавательное развитие; социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа. Наблюдение за сезонными изменениями в природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, рисование снежинки, зимних пейзажей; чтение художественной литературы на зимнюю тематику: М. Л. Михайлова «Два мороза», К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы», З. Александрова «Снежок», И. Суриков «Зима», русских народных сказок «Зимовье зверей», «Морозко».
Оборудование и материал: бутафорская книга, музыкальное сопровождение, снежок, картинки времен года, снежинки с числами.
Организационный момент. (в кругу)
Колокольчик зазвонил
В круг собраться пригласил
Круг широкий вижу я,
Встали, все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центр круга соберемся
И на место все вернемся,
И друг другу улыбнемся.
В: Ребята, мы все подарили друг другу хорошее настроение.
Основная часть. (дети сели за столы) В: К нам в детский сад сегодня пришла интересная посылка. Угадайте, кто нам её прислал?
Тройка, тройка прилетела,скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица – белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом – всё покрыла серебром!
-О какой царице говорится в этой загадке? (О зиме.)
- На какой тройке приехала зима?
Что это за скакуны? (Зимние месяцы.)
Давайте, вспомним их название.
Да, зима – царица трех месяцев : декабря, января, февраля.
Послушайте, какое стихотворение написал о зиме поэт А. С. Пушкин: (Включаю музыку «Времена года» Чайковского (дети читают стихи)
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница - зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Царица Зима прислала нам свою волшебную книгу. На каждой странице она приготовила интересные задания. А в конце книги нас ожидает сюрприз. В1. Итак, открываем первую страницу.
Выберите из четырёх картинок ту, на которой изображена зима.
Дети как можно разделиться на 2 команды сидя за столами?. Предлагаю вам хорошенько подумать и правильно ответить на следующие вопросы: «Вопрос – ответ?». У какой команды будет больше правильных ответов, та и получит фишку, будем отвечать по очереди. 1. Почему зимой нельзя купаться в реке?
2. Почему заяц зимой белый?
3. Мама выглянула на улицу и сказала: «Нужно тепло одеться». Какая погода за окном?
4. Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» Как она догадалась? 5. Летом можно кататься на лыжах? Почему?
6. Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл! Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось? 7. Для чего зимой надевают шубы.
8. Оттепель сменилась морозом. Что было вначале, что потом?
9. Чего больше – снегопадов или снежинок?
10. Чего меньше – зим или месяцев?
11. Если шубу положить на снег, снег под ней растает?
12. Во что превратится снеговик без холода?
13. Какой месяц заканчивает год, а начинает зиму?
14. Какой последний месяц зимы?
15. Что дерево делает зимой?
16. Какое дерево украшают один раз в году?
17. Кто зимой меняет шубку?
18. Чем медведь на ежика похож?
19. Делает ли запасы волк?
20. Как назвать птиц, которые улетают в тёплые края?
21. Как назвать птиц, которые остались с нами зимовать?
В: Здесь еще одно задание. Выберите по 3 человека от команды. - Кому из вас я брошу «снежок», тот должен подобрать слово и ответить на вопрос: «какая?», «какой?», «какие?» (бросить «снежок» в руки ребёнку и задать вопрос). Зима (какая (холодная, белая, снежная)
Снег (какой (рыхлый, липкий, белый) Мороз (какой (сильный, трескучий, жгучий) Ветер (какой (пронизывающий, холодный, резкий)
Ночи (какие) (длинные, темные)
Деревья (какие (голые, сонные)
2. Итак, задания на первой странице нашей книги выполнены, и мы открываем вторую страницу зимней книги и узнаём второе задание. Скажите, а без чего не бывает зимы. Правильно, без снега. Давайте, поиграем со словом снег в игру «Доскажи словечко.)
Тихо, тихо, как во сне,падает на землю. (Снег.) С неба всё скользят пушинки - серебристые. (Снежинки.) Вот веселье для ребят - всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик, нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка. эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри - с красной грудкой. (Снегири.)
Разминка для ума «Загадки - шутки»
1. Сколько грибов можно вырастить из семян апельсина? (ни одного)
2. На столе лежат два апельсина и один банан. Сколько овощей лежат на столе? (ни одного)
3. Сколько животиков у 5 бегемотиков? (5)
4. Сколько ушей у трех мышей? (6)
5. У бабушки Маши внучка Даша, кот Петушок, собака Дружок, курочка да петушок. Сколько у бабушки внуков?
6. Шли семь старичков,
У них семь посошков,
На каждом посошке семь сучков
На каждом сучке семь узелков,
В каждом узелке семь воробьев,
У каждого воробья семь хвостов,
Сколько было стариков? (семь)
В. Молодцы! Ответили на все мои вопросы,
с логикой у вас все в порядке.
А знаете ли вы цифры? Молодцы! Ответили на все мои вопросы. «Чья команда быстрее встанет по порядку».(найти числа на снежинках)
Физкультминутка.
Наконец пришла зима. (Разводят руки в стороны.)
Стали белыми дома, (складывают руки над головой в виде крыши.)
Снег на улице идёт, (поднимают и медленно опускают руки.)
Дворник улицу метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево – вправо.)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)
Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)
Ловко бегаем на лыжах (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.) И играем мы в снежки. (Выполняют движения, имитирующие метание.)
3. Переворачиваем страницу. Упражнение «Распутай,перепутанные слова» (каждая команда разделитесь на 2 подгруппы). Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и составьте предложение правильно.
Холодная, наступила, зима. – Наступила холодная зима. Снег, белый, выпал, пушистый. – Выпал белый, пушистый снег. Слепили, снеговика, дети. – Дети слепили снеговика. Покрылась, льдом, толстым, речка. – Речка покрылась толстым льдом. Из, дети сделали, снега, горку. – Дети из снега сделали горку.
Я буду задавать вопросы, а кто знает ответ, поднимает руку, и отвечает. Какие изменения, произошли в природе с приходом зимы?
(ветер и воздух стали холодными, дождь сменился снегом, появляются ледяные узоры на окнах, пришли морозы, дни стали короче, солнце светит, и не греет, замерзают реки, ручьи, пруды).
Какие изменения произошли в жизни животных (у животных мех становится более густым, и животные не замерзнут в морозы. Медведи впадают в спячку, и спят всю зиму, а, например, зайцы меняют цвет своей шубки. Многие животные заранее приготовили себе запасы корма.)
А птиц? (многие птицы улетают в теплые страны на зиму. Но вот тем птицам, которые остаются, приходится нелегко, им холодно, и очень сложно найти себе пропитание. Они могут погибнуть, можно вместе со своими родителями сделать кормушки и повесить их на улице).
Что происходит с растениями зимой?
(зимой растения не погибают, а засыпают, отдыхают).
А, как изменилась жизнь людей с приходом зимы?
(стали теплее одеваться, теперь нужно чистить улицы и машины от снега. А еще у нас появились новые развлечения на улице, мы теперь можем кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговиков).
Ребята, а какие зимние праздники вы знаете? (ответы детей) В. Дети, у нас осталась одна страница с последним заданием.
Игра «Назови ласково»
Скажем на прощанье ласковые слова о зиме и зимних явлениях природы. Встаньте в2 полукруга. Я буду называть слово, а вы, называйте ласково. Зима - (зимушка, мороз – (морозец, лёд – (ледок, холод – (холо-док, снежинка – (снежиночка, метель – (метелица, снег – снежок, санки – саночки, снеговик – снегови-чок, валенки – валеночки)
Итог. Рефлексия.
Вот мы и перевернули последнюю страницу. Скажите, какое задание вам показалось наиболее интересным, самым трудным? (ответы детей). Всем спасибо. Молодцы.
А вот и обещанный сюрприз. Посмотрите, какие необычные снежки прислала вам Зима. Воспитатель ставит на стол поднос с белым зефиром.