Получи документы

Экология в жизни старших дошкольников

Елена Претцер
Экология в жизни старших дошкольников

Как показала обострившаяся экологическая ситуация, природу нельзя воспринимать как кладовую, из которой можно черпать в неограниченном количестве то, что необходимо. Бездумное потребительство в целом оборачивается деградацией и природы, и человеческой личности. Сегодня в общественное развитие вовлечены огромные природные ресурсы. Становление культуры взаимодействия с природой, подразумевающей экологически сообразное отношение к используемым в повседневной жизни природным ресурсам (материалам, энергии и отходам, начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования.

Публикация «Экология в жизни старших дошкольников» размещена в разделах

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, "рукотворному миру", к себе и окружающим людям. Поэтому экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на современном этапе придается первостепенное значение. В большинстве современных исследований экологическое образование рассматривается как интегрированное обучение, воспитание и развитие личности, сориентированное на формирование системы экологических представлений, понятий, умений и таких его качеств, как ответственное отношение к окружающей среде; природоохранительную и природопреобразующую деятельность, гражданскую ответственность за разумное использование природных ресурсов и защиту природы от негативного влияния человека в процессе хозяйственной деятельности.

Анализируя воспитательную работу ДОУ, мы пришли к выводу о необходимости уделить особое внимание аспектам изучения уровня экологической воспитанности дошкольников.

"Экологическая воспитанность" включает в себя понятия: Обучение: запас знаний об окружающем мире. Воспитание: система нравственных ценностей и мотивы экологически ценностных ориентаций, потребности и привычки экологического поведения. Развитие: активная жизненная позиция и практическая деятельность в экологической сфере.

Одним важным аспектом экологического воспитания является развитие у детей эмпатии и понимания чувств природы. Дети должны осознавать, что дерево или зверек тоже испытывает тепло, холод и боль, и что их поступки могут повлиять на их состояние. Для достижения этого можно организовывать прогулки на природу, посещение специальных учебных центров, где дети смогут наблюдать и взаимодействовать с животными и растениями.

Примерами таких учреждений могут быть зоопарки, детские экосады и ботанические сады. В этих местах дети узнают больше о природе, уходе за растениями и животными, а также поймут, как важно сохранять их мир. Этот опыт поможет формировать у них бережное отношение к окружающей среде и позволит им стать активными участниками процессов охраны природы.

Однако, было бы неверным ограничить экологическое воспитание детей лишь на знании и наблюдении. Для полноценного эффекта нужно научить детей быть активными экологическими гражданами, которые уже сегодня могут внести свой вклад в сохранение окружающей среды. Такие действия могут быть вполне простыми: сортировка мусора, экономия ресурсов, участие в экологических акциях и мероприятиях.

В повседневной жизни с детьми можно проводить разнообразные активности, насыщенные различными видами деятельности, которые имеют большое развивающее значение. Выходы на природу в ближайшем окружении являются полезными и интересными для детей. Воспитатель может проводить с ними короткие прогулки с определенной целью, а также организовывать полудневные походы.

Старшие дошкольники могут принимать участие в природоохранительных акциях - важных социальных мероприятиях, которые можно проводить в детском саду с участием родителей и персонала. Эти акции обычно приурочены к общественно значимым событиям и праздникам, поэтому они оказывают сильное воспитательное воздействие на детей и служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Для детей старшего дошкольного возраста важно проводить понятные и интересные акции, которые затрагивают их интересы и повседневную жизнедеятельность. Например, акция "Зеленая елочка - живая иголочка" посвящена сохранению живых елок и направлена против бессмысленной вырубки деревьев к Новому году.

Также можно организовывать доступные и понятные для детей акции, связанные с международными событиями, такими как День воды, День Земли. Дети уже понимают, что вода имеет большое значение для жизни всех существ, так как они много пользуются ею. Поэтому акция в защиту воды и ее бережного использования оказывает влияние не только на детей, но и на их родителей.

Праздники и досуги в детском саду имеют педагогический смысл, поскольку вызывают у детей положительные эмоции и позитивную реакцию на природу. Они способствуют формированию отношения к окружающей среде и развивают нравственные и эстетические чувства детей. Праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая сезон или отдельный учебный блок (но не чаще одного раза в 1,5-2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком.

Один из наиболее значимых праздников - День Земли, который помогает детям понять важность нашей планеты, ее ценность для всех людей. Этот праздник развивает любовь к своей родине и природе.

Игры также играют важную роль в формировании экологических чувств у детей дошкольного возраста. Они помогают удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира и овладеть способами познания. Разнообразные игровые приемы, основанные на знании жизненных ситуаций и поведения животных и людей, способствуют углубленному пониманию и развитию представлений о мире у детей.

Однако большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность на природе. Современным детям, особенно городским, часто не хватает возможностей для общения с природой. Однако понимание и эмоциональное восприятие деревьев, цветов, закатов и рассветов необходимо для эффективного экологического образования. Поэтому процесс обучения должен начинаться с ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается в повседневной жизни, и интегрироваться с реальными наблюдениями и исследованиями природы. Изучение природы через картинки и фотографии не сможет заменить непосредственного контакта с ней.

«Годы детства - это, прежде всего воспитание сердца» - писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой - семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Таким образом, экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста играет огромную роль в формировании их отношения к природе и будущему. На этом этапе развития дети приобретают базовые навыки и знания, которые решат важную задачу сохранения окружающей среды. Экологическое воспитание должно быть основой для формирования осознанного поколения, способного принимать решения в интересах природы и общества.

Публикации по теме:

Авторские зарисовки. Экология деревенской жизни. Себежский лес. Что страшно лесу? Часть-2Авторские зарисовки. Экология деревенской жизни. Себежский лес. Что страшно лесу? Часть-2 Как приятно побродить по лесу! Прислушаешься – ветер гуляет в верхушках деревьев! Изредка перелетает птица. Все любимое, все родное!.

Экология для дошкольников. Акция «Берегите природу»Экология для дошкольников. Акция «Берегите природу» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе.

Авторские зарисовки. Экология деревенской жизни. Часть 1. Как часто мы бываем беспомощны!Авторские зарисовки. Экология деревенской жизни. Часть 1. Как часто мы бываем беспомощны! На скошенном поле, среди уже убранного в копна сена, в небольшом углублении – гнездышке, лежат 9перепелиных яиц. В крапинку, размером, чуть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экология в жизни старших дошкольников
Опубликовано: 21 апреля 2025 в 18:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экология в жизни старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Претцер (УИ 300841) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД