Елена Претцер
Экология в жизни старших дошкольников
Как показала обострившаяся экологическая ситуация, природу нельзя воспринимать как кладовую, из которой можно черпать в неограниченном количестве то, что необходимо. Бездумное потребительство в целом оборачивается деградацией и природы, и человеческой личности. Сегодня в общественное развитие вовлечены огромные природные ресурсы. Становление культуры взаимодействия с природой, подразумевающей экологически сообразное отношение к используемым в повседневной жизни природным ресурсам (материалам, энергии и отходам, начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования.
Публикация «Экология в жизни старших дошкольников» размещена в разделах
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, "рукотворному миру", к себе и окружающим людям. Поэтому экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на современном этапе придается первостепенное значение. В большинстве современных исследований экологическое образование рассматривается как интегрированное обучение, воспитание и развитие личности, сориентированное на формирование системы экологических представлений, понятий, умений и таких его качеств, как ответственное отношение к окружающей среде; природоохранительную и природопреобразующую деятельность, гражданскую ответственность за разумное использование природных ресурсов и защиту природы от негативного влияния человека в процессе хозяйственной деятельности.
Анализируя воспитательную работу ДОУ, мы пришли к выводу о необходимости уделить особое внимание аспектам изучения уровня экологической воспитанности дошкольников.
"Экологическая воспитанность" включает в себя понятия: Обучение: запас знаний об окружающем мире. Воспитание: система нравственных ценностей и мотивы экологически ценностных ориентаций, потребности и привычки экологического поведения. Развитие: активная жизненная позиция и практическая деятельность в экологической сфере.
Одним важным аспектом экологического воспитания является развитие у детей эмпатии и понимания чувств природы. Дети должны осознавать, что дерево или зверек тоже испытывает тепло, холод и боль, и что их поступки могут повлиять на их состояние. Для достижения этого можно организовывать прогулки на природу, посещение специальных учебных центров, где дети смогут наблюдать и взаимодействовать с животными и растениями.
Примерами таких учреждений могут быть зоопарки, детские экосады и ботанические сады. В этих местах дети узнают больше о природе, уходе за растениями и животными, а также поймут, как важно сохранять их мир. Этот опыт поможет формировать у них бережное отношение к окружающей среде и позволит им стать активными участниками процессов охраны природы.
Однако, было бы неверным ограничить экологическое воспитание детей лишь на знании и наблюдении. Для полноценного эффекта нужно научить детей быть активными экологическими гражданами, которые уже сегодня могут внести свой вклад в сохранение окружающей среды. Такие действия могут быть вполне простыми: сортировка мусора, экономия ресурсов, участие в экологических акциях и мероприятиях.
В повседневной жизни с детьми можно проводить разнообразные активности, насыщенные различными видами деятельности, которые имеют большое развивающее значение. Выходы на природу в ближайшем окружении являются полезными и интересными для детей. Воспитатель может проводить с ними короткие прогулки с определенной целью, а также организовывать полудневные походы.
Старшие дошкольники могут принимать участие в природоохранительных акциях - важных социальных мероприятиях, которые можно проводить в детском саду с участием родителей и персонала. Эти акции обычно приурочены к общественно значимым событиям и праздникам, поэтому они оказывают сильное воспитательное воздействие на детей и служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.
Для детей старшего дошкольного возраста важно проводить понятные и интересные акции, которые затрагивают их интересы и повседневную жизнедеятельность. Например, акция "Зеленая елочка - живая иголочка" посвящена сохранению живых елок и направлена против бессмысленной вырубки деревьев к Новому году.
Также можно организовывать доступные и понятные для детей акции, связанные с международными событиями, такими как День воды, День Земли. Дети уже понимают, что вода имеет большое значение для жизни всех существ, так как они много пользуются ею. Поэтому акция в защиту воды и ее бережного использования оказывает влияние не только на детей, но и на их родителей.
Праздники и досуги в детском саду имеют педагогический смысл, поскольку вызывают у детей положительные эмоции и позитивную реакцию на природу. Они способствуют формированию отношения к окружающей среде и развивают нравственные и эстетические чувства детей. Праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая сезон или отдельный учебный блок (но не чаще одного раза в 1,5-2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком.
Один из наиболее значимых праздников - День Земли, который помогает детям понять важность нашей планеты, ее ценность для всех людей. Этот праздник развивает любовь к своей родине и природе.
Игры также играют важную роль в формировании экологических чувств у детей дошкольного возраста. Они помогают удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира и овладеть способами познания. Разнообразные игровые приемы, основанные на знании жизненных ситуаций и поведения животных и людей, способствуют углубленному пониманию и развитию представлений о мире у детей.
Однако большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность на природе. Современным детям, особенно городским, часто не хватает возможностей для общения с природой. Однако понимание и эмоциональное восприятие деревьев, цветов, закатов и рассветов необходимо для эффективного экологического образования. Поэтому процесс обучения должен начинаться с ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается в повседневной жизни, и интегрироваться с реальными наблюдениями и исследованиями природы. Изучение природы через картинки и фотографии не сможет заменить непосредственного контакта с ней.
«Годы детства - это, прежде всего воспитание сердца» - писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой - семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.
Таким образом, экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста играет огромную роль в формировании их отношения к природе и будущему. На этом этапе развития дети приобретают базовые навыки и знания, которые решат важную задачу сохранения окружающей среды. Экологическое воспитание должно быть основой для формирования осознанного поколения, способного принимать решения в интересах природы и общества.