Наталья Лаврентьева
Конспект интегрированного логопедического занятия по экологии в старшей логопедической группе для детей с ТНР «Поможем речке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного логопедического занятия по экологии
в старшей логопедической группе для детей с ТНР
«Поможем речке»
Цель: Систематизировать знания и представления детей о роли воды для всего живого, необходимости беречь природу. Совершенствовать навыки фразовой речи.
Задачи:
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- ТНР, заикание. Конспекты
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
1. Активизировать, уточнить и пополнить словарный запас по темам «Вода», «Антонимы», помочь детям осознать абстрактные явления природы, связанные с водой.
2. Развивать логическое мышление, слуховое внимание, восприятие и память, зрительное восприятие, артикуляционную, мелкую и общую моторику, пространственную ориентировку в схеме тела, эмоциональную оценку.
3. Закреплять навыки словообразования, составления предложений с заданным словом.
4. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, желание преодолевать трудности, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Интеграция речевого развития с познавательным, социально-личностным, физическим развитием.
Оборудование: презентация, мультимедиа, звуковые файлы (неречевые звуки, предметные картинки по лексическим темам для обобщения, зеркала, разрезные картинки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Игра-приветствие «Здравствуйте». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Здравствуйте, ручки - хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки - топ, топ!
Здравствуйте, ушки - ух, ух!
Здравствуйте, щечки - плюх, плюх!
Здравствуй, животик - бум, бум!
Здравствуйте, губки - чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки - щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик - пи-пи!
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
2. Сообщение темы.
Ребята, к нам сегодня пришел необычный гость! Послушайте внимательно, какие звуки умеет издавать наш гость.
Игра на развитие слухового внимания и восприятия «Звуки воды»
Дети прослушивают звуковые файлы и отгадывают: ручей журчит, дождь идёт, море шумит, капли капают.
Кто у нас сегодня на занятии? (капелька воды)
Ребята, посмотрите, наша гостья-Капелька грустит. (Капелька рассказывает, что она грустная из-за того, что река, в которой она живет, очень загрязнена. В реке поселилась злая Грязюка. Она загрязняет все вокруг. А люди помогают ей : приезжают отдыхать на берег реки и бросают там мусор. Моют машины в реке. Из-за этого вода в реке становится грязной, речные жители страдают и гибнут)
А ведь чистая вода важна и нужна.
Дидактическая игра «Кому нужна вода?»
Дети выбирают картинки и называют их обобщающими словами, затем объясняют, почему нужна вода. Ответ дают полным предложением.
Предлагаемые картинки: Примерные предложения:
синица, ворона, ласточка (птицы); Птицы пьют воду.
берёза, ель, дуб (деревья); Деревьям нужна вода.
щука, сом, ерш (рыбы); Рыбы живут в воде.
кузнечик, бабочка, жук (насекомые); Насекомые пьют воду.
Лиса, заяц, волк (животные) Животные пришли пить воду.
Девочка, бабушка, мальчик (люди) Людям нужна вода.
Ромашка, роза, василек (цветы) Цветы засохнут без воды.
Компьютер, телефон Им не нужна вода. Это неживые предметы.
Конечно же, вода необходима всему живому, без воды всё живое на земле погибнет, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни.
Самомассаж «Умывание»
Знаем мы –да-да-да-да (массаж подушечек пальцев рук)
Где ты прячешься, вода! (массаж подушечек пальцев рук)
Выходи, водица! Мы пришли умыться! (самомассаж щек от носа к вискам)
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку. (самомассаж верхней и нижней губы)
Нет, не понемножку – посмелей! (самомассаж верхней и нижней губы)
Будем умываться веселей! (растирание щек круговыми движениями)
Как же путешествовала наша капелька? Давайте представим, что наш язычок превратился в капельку, и сейчас мы покажем язычком, как путешествует вода в природе.
Артикуляционная гимнастика
1. «Хомячок». Надувание щек поочередно, обеих сразу (капельки накапливаются в тучке, тучка становится все больше и больше).
2. «Ветерок» Выпускание воздуха изо рта постепенно (из тучки проливается дождь).
3. «Качели» (капельки капают из тучки на землю).
4. «Змейка» (капельки сливаются в тонкие ручейки, затем образуется широкая река).
5. «Лопатка» (из реки капельки падают в море).
6. «Чашечка» (из моря капельки попадают в глубокий океан).
7. «Грибок» (подул сильный ветер, и в океане появились высокие волны).
8. «Горка» (в океане капельки катались по высоким волнам).
9. «Оближи верхнюю губу» (над океаном выглянуло яркое солнце).
10. «Качели» (капельки стали легкими и потянулись к мамочке-тучке)
Подбор слов-действий
Что можно делать с водой или при помощи воды? Отвечайте одним словом.
Примерные ответы детей : пить, поливать, купаться, мыться, тушить, варить, плавать, рисовать, стирать, обливаться, плескаться, промокнуть.
Что случится, если вся вода станет грязной или совсем исчезнет?
Возможные ответы детей : засохнут растения, животные погибнут, люди не смогут мыться и будут ходить грязными, земля высохнет и будет пустыня, исчезнут озёра, моря, океаны.
Значит, нужно беречь воду и стараться сохранять ее чистоту.
Подвижная игра «Хлопай, не зевай!»
Давайте очистим берег реки (дети произвольно ходят по группе, «отыскивая» мусор). Будьте внимательны. Когда услышите названия объектов природы, хлопайте в ладоши. Когда я назову предметы, которые загрязняют природу, топайте.