Папки-передвижки

Конспект интегрированного коррекционного занятия «Путешествие в страну звуков» для старшего дошкольного возраста

Ольга Гадалова
Конспект интегрированного коррекционного занятия «Путешествие в страну звуков» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность

с детьми с ФФНР старшего дошкольного возраста

Конспект

Форма занятия: подгрупповое.

Тема: «Путешествие в страну звуков».

Цель: формирование фонетико-фонематических представлений и улучшение психоэмоционального благополучия.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление дифференциации понятий «звук», «буква», «гласный», «согласный», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук»;

Публикация «Конспект интегрированного коррекционного занятия „Путешествие в страну звуков“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- формирование социального доверия.

Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического восприятия;

- развитие артикуляционной и мелкой моторики;

- развитие произвольного внимания, памяти, воображения;

- выявление реальных страхов, снижение психоэмоционального напряжения.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание самоконтроля;

- формирование умения работать в общем темпе.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Гномики», ритмического упражнения «Солнышко».

Оборудование: коробочка; мячики су-джок красного, синего, зелёного цвета по количеству детей; колокольчики по количеству детей; схемы артикуляции гласных звуков; клубок; чудесный мешочек; буквы О, У, И, С, Н, К; пуфы-груши; магнитофон; аудиозапись «звуки леса», «детский смех», «звуки грозы»; мультимедийное оборудование (проектор, экран); коробочка «для страхов»; ватные шарики; воздушные шары по количеству детей с первой буквой их имени.

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».

I. Организационный момент (2 мин.)

Игра «Клубок».

Цель: концентрация внимания детей на активную деятельность, сплочение коллектива.

Педагог-психолог здоровается с детьми.

Предлагает поприветствовать друг друга с помощью игры «Клубок».

Объясняет, что получив клубок от соседа, нужно обмотать ниточку вокруг пальца и передать клубок следующему со словами приветствия.

Когда клубок возвращается к психологу, он предлагает детям всем вместе сначала поднять руки вверх, а потом опустить вниз. Напоминает, что движения надо выполнять одновременно, чтобы ниточка не порвалась и круг не разрушился.

Задаёт вопрос, почему не оборвалась ниточка.

Хвалит детей, предлагает посмотреть на экран, изображающий весёлое солнышко.

(учитель-логопед включает слайд) Входят с учителем-логопедом, здороваются.

Каждый ребенок, получив клубок, наматывает ниточку на палец и передаёт соседу, приветствуя его.

Одновременно все вместе поднимают и опускают руки.

Отвечают на вопрос: «Потому что мы делали это дружно».

Смотрят на экран.

Совместное выполнение задания с детьми.

Основная часть (19 мин.) Цель: формирование фонетико-фонематических представлений и улучшение психоэмоционального благополучия.

II. Координация речи с движением (2 мин.)

Ритмическое упражнение «Солнышко».

Цель: закреплять умение двигаться в соответствии с музыкой и текстом.

Слайд № 1

Учитель-логопед предлагает детям показать какие они дружные, добрые, как им хорошо под лучами тёплого солнышка и предлагает выполнить ритмическое упражнение «Солнышко».

Звучит музыкальное сопровождение (играет музыкальный руководитель).

Проговаривает стихотворный текст вместе с детьми:

«Солнышко, солнышко

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают».

Проговаривают стихотворный текст, выполняя соответствующие движения под музыкальное сопровождение.

Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки.

Протягивают руки по очереди вперёд.

Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками.

Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев.

Дети медленно приседают.

Поднимаются на носочках и тянутся вверх.

Совместное произнесение стихотворного текста.

Совместное выполнение задания с детьми.

III. Психогим-стика

«Спаси птенца»

(1 мин.)

Цель: развитие воображения, снижение уровня тревожности.

Слайд № 2

Педагог-психологвключает слайд ипредлагает детям посмотрев на экран, представить, что у них в руках маленький, беспомощный птенчик. Просит детей подышать на него, согревая своим ровным и спокойным дыханием. Затем раскрыть ладони, чтобы птенец улетел.

Дети «прячут» птенца в согнутых «лодочкой» ладошках, дышат на воображаемого птенчика, «согревают» его.

Раскрывают ладони и улыбаются вслед улетающему птенцу.

Совместное выполнение задания с детьми.

IV. Самомассаж лица «Солнышко» и артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок».

(2мин.)

Цель: развитие артикуляторных умений и навыков.

Слайд № 3

Учитель-логопед включает слайд и обращает внимание детей на экран, где появляется изображение знакомого для них замка и живущего в нём гномика-звуковичка.

Предлагает догадаться, о чём сегодня пойдет речь на занятии.

Учитель-логопед говорит о том, что гномик вновь приглашает детей в гости, в сказочную страну звуков. Спрашивает, готовы ли дети туда отправиться.

Напоминает, что в этой стране все звуки произносятся чётко и правильно, а для этого надо иметь тренированный язычок. Просит детей сначала разогреть мышцы лица под лучами тёплого солнышка:

«Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.

Лучик нежно согревает

Щёчки, щёчки, щёчки.

Солнышко на носик ставит

Точки, точки, точки».

Учитель-логопед хвалит детей и предлагает теперь потренировать язычок:

«Это язычок пришел.

Вправо он сейчас пошел

Всё, что нужно увидал

И налево зашагал

Он окно не закрывает,

Кверху язычок поднимает.

Он окно не закрывает,

Книзу язычок опускает.

Поиграл он с вами в прятки

И помчался на лошадке».

Хвалит детей и предлагает отправляться в путь.

Дети отвечают: «Мы будем говорить о звуках».

Ответы детей.

Выполняют движения по тексту:

движения по лбу от середины к вискам;

плавные зигзагообразные движения по лбу;

потирают щёчки;

постукивают пальцами по носику.

Выполняют артикуляционную гимнастику:

высовывают язык;

тянутся кончиком языка вправо;

тянутся кончиком языка влево;

тянутся кончиком языка к носу;

тянутся кончиком языка к подбородку;

щёлкают языком, широко раскрыв рот, губы в улыбке.

Совместное выполнение задания с детьми.

Показ движений.

V. Релаксация.

(2 мин.)

Цель: снятие внутреннего мышечного напряжения.

Слайд № 4

Педагог-психолог просит детей удобно расположиться на мягких пуфах-грушах, закрыть глаза, расслабиться успокоить дыхание, представить себе лес, описывает его убранство. Просит детей почувствовать дуновение ветра, прикосновение ласкового солнечного лучика. Затем предлагает открыть глаза и полюбоваться лесом на экране.

(звучит аудиозапись

«звуки леса») Дети принимают удобную позу на пуфах, закрывают глаза, расслабляют мышцы, замедляют дыхание и представляют лес.

Открывают глаза и любуются лесом на экране.

VI. Игры со Звуковичками.

(5 мин.)

Слайд № 5

1. Массаж пальчиков шариками су-джок.

Цель: стимуляция высокоактивных точек, расположенных на кистях рук.

2. Игра «Ушки на макушке».

Цель: дифференциация фонем по признаку «гласный», «согласный твёрдый», «согласный мягкий».

3. Игра «Узнай, какой звук произносится».

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков.

4. Игра с колокольчиками «Звонкий-глухой».

Цель: дифференциация согласных звуков по звонкости- глухости. Учитель-логопед включает слайд, напоминает детям, что лес находится в стране звуков и обращает внимание детей на экран с изображением гномов Звуковичков на лесной полянке.

Говорит, что их встречают гномики, как рады они вновь увидеться с детьми.

(звучит аудиозапись детского смеха)

Предлагает вспомнить какие звуки произносят гномики. Напоминает, что отвечать надо полным предложением. Спрашивает, кто желает ответить.

«Находит» под ёлкой коробку от Звуковичков с их любимыми играми. Предлагает детям поиграть в них. Достаёт шарики су-джок, интересуется для чего они нужны.

Предлагает взять мячик и помассажировать пальчики:

«Здравствуй, мой любимый мячик,

Скажет утром каждый пальчик.

Усь-усь-усь-усь-усь,

Усь-усь-усь-усь-усь,

никого я не боюсь».

Учитель-логопед говорит детям о том, чтобы не заблудиться в стране звуков нужно уметь внимательно слушать и предлагает потренировать ушки.

Просит поднимать шарик нужного цвета, когда он будет произносить звук.

Спрашивает готовы ли дети, произносит звуки:

[э], [ш], [м’], [о], [ж], [н’], [у].

Учитель-логопед хвалит детей и предлагает поиграть ещё в одну интересную игру «Узнай, какой звук произносится».

Достаёт из коробки схемы артикуляционных звуков и поочерёдно предъявляет их детям.

Спрашивает, какие звуки они сейчас произносили.

Интересуется, чем отличаются гласные звуки от согласных.

Учитель-логопед достаёт из коробки колокольчики и спрашивает детей, догадались ли они какая это игра.

Интересуется, хотят ли дети поиграть с колокольчиками. Просит рассказать, как определить звук звонкий или глухой.

Раздаёт колокольчики.

Произносит согласные звуки:

[м], [ш], [б], [п], [ж], [к], [г].

Отвечают.

(Красные гномики произносят гласные звуки. Синие гномики произносят согласные твёрдые звуки. Зелёные гномики произносят согласные мягкие звуки.

Гномики с колокольчиками произносят согласные звонкие звуки, а гномики без колокольчиков согласные.)

Отвечают, что колючие мячики нужны для массажа пальчиков.

Разбирают мячики.

Катают мячик между ладонями.

Ритмично надавливают шипами на верхний фаланг каждого пальчика обеих рук.

Дети слушают и поднимают шарик нужного цвета.

Угадывают гласный звук по артикуляции, произносят его.

([а], [о], [у], [ы], [и])

Угадывают гласный звук по артикуляции, произносят его.

([а], [о], [у], [ы], [и])

Отвечают.

(Мы произносили гласные звуки)

Отвечают.

(Гласные звуки можно петь, а согласные нельзя.

Когда мы произносим гласные звуки, воздух проходит через рот свободно, а когда произносим согласные звуки, то воздух встречает преграду – губы, язык)

Дети отвечают, что эта игра называется «Звонкий-глухой».

Отвечают.

(Чтобы определить звонкий звук или глухой, надо положить ладошку на горлышко. Если звук глухой, то горлышко спокойное, а если звонкий, то горлышко дрожит)

Берут колокольчики.

Услышав согласный звонкий звук, дети звонят в колокольчик.

Взаимопомощь детей.

Совместное произнесение стихотворного текста.

Наводящие вопросы.

Наводящие и уточняющие вопросы.

Взаимопомощь детей.

Совместное выполнение задания с детьми.

Беззвучная артикуляция гласных звуков.

Опора на кинестетический анализатор

(рука на горле).

VII. Упражнение

«Дом для страха».

(4 мин.)

Цель: актуализация страхов, формирование социального доверия.

Слайд № 6

Педагог-психолог включает слайд, изображающий грозу в лесу.

(звучит аудиозапись со звуками грозы)

Интересуется у детей страшно ли им. Говорит о том, что бояться не стыдно, и он сам иногда тоже боится.

Спрашивает чего боятся дети.

Рассказывает, что у него есть волшебная вата, которую ему дали гномики.

Предлагает детям взять вату, прошептать в неё свой страх и положить её в «дом для страха», закрыть дом и никогда его не открывать.

Закрывает вату в коробочку, защёлкивает замок.

Объясняет, что так страхи будут закрыты в доме навсегда.

Предлагает всем взяться за руки и громко произнести:

«Я больше не боюсь. Я сильней, чем мой страх».

Хвалит детей.

Отвечают.

Берут кусочки ваты, шепчут в неё свои страхи и кладут в коробочку.

Берутся за руки, громко произносят: «Я больше не боюсь. Я сильней, чем мой страх».

Совместное выполнение задания с детьми.

VIII. Игры с буквами

(3 мин.)

Слайд № 7

1. Игра

«Угадай букву и подбери слово».

Цель: определение графического изображения звука (буквы) при помощи тактильных ощущений, закрепление начертания печатных букв.

2. Составление слов из букв.

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза. Учитель-логопедвключает слайд и говорит о том, что гроза прошла и на небе вновь сияет солнышко.

Обращает внимание детей на коробку и достаёт из неё несколько букв.

Спрашивает что мы можем делать с буквами.

Интересуется, можем ли мы видеть звуки и почему.

Предлагает поиграть с буквами, угадывая их на ощупь и подобрать слова, начинающиеся с угаданной буквы.

Достаёт из коробки чудесный мешочек и буквы О, У, Н, К, С, М по одной. Просит детей назвать каждую и убирает их в мешочек.

Затем просит каждого на ощупь угадать букву и подобрать слово, начинающееся с этой буквы.

Хвалит детей. Предлагает им подумать, какое слово можно выложить из этих букв.

Вариант:

Спрашивает, как превратить слово СОК в слово СОМ (СОН).

Дети отвечают, что буквы мы можем видеть, писать и читать.

Отвечают, что звуки мы увидеть не можем, потому что они невидимые, их можно только слышать и произносить.

Называют буквы.

Засовывают по очереди руку в мешочек и угадывают букву, называют слова, начинающиеся с этой буквы.

(Это буква О.

Ослик, облако)

Дети выкладывают на доске из букв слово СОК, читают его.

Дети выкладывают слово СОМ и комментируют действия.

(Чтобы получилось слово СОМ надо букву К заменить на букву М)

Наводящие вопросы.

Взаимопомощь детей.

IX. Итог занятия

(4 мин.)

Цель: определение результативности.

Слайд № 8

Пальчиковая гимнастика «Гномики».

Цель: развитие мелкой моторики. Учитель-логопед включает слайд и предлагает поблагодарить Звуковичков за интересные игры.

Напоминает детям, что они знают пальчиковую гимнастику про гномов.

Предлагает рассказать и показать её Звуковичкам:

«Жили-были гномики,

В расчудесном домике.

Папа-гном дрова рубил,

Гном-сынок их в дом носил,

Мама-гномик суп варила,

Дочка-гном его солила,

Гномик-бабушка вязала,

Гномик-тетушка стирала,

дед – окошко открывал, всех знакомых в гости звал!»

Учитель-логопед выражает сожаление, что путешествие закончилось.

Задает детям вопросы типа:

«Вы довольны путешествием?»; «С какими звуками мы сегодня играли?»; «Что вам было трудно делать?»; «Что понравилось?».

Предлагает попрощаться со Звуковичками. Говорит о том, что для того, чтобы быстрее вернуться в детский сад гномы подарили детям воздушные шары.

Предлагает выбрать шарик с первой буквой своего имени.

Дети произносят текст и выполняют соответствующие движения.

Указательным и большим пальцем показывают размер.

Складывают ладони в виде крыши.

Ударяют ребром кисти о ладонь.

Хватательные движения руками.

Кисти округлены, шарообразные движения.

Пальцы сложены в «щепотку».

Имитируют вязание на спицах.

Потирают ладошки друг о друга.

Обоими кистями рук делают приглашающий жест к себе.

Отвечают на вопросы.

Прощаются со Звуковичками.

Выбирают шарик с первой буквой своего имени.

Список литературы и интернет источников:

1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М. ТЦ Сфера, 2006.-64 с.

2. КАРТОТЕКА ПРОГУЛКА ВЕСНА МОЯ. docdocs.google.com›document/d…ng/mobilebasic

3. Презентация на тему: "Это Язычок пришел"myshared.ru›slide/450331/

4. Яндекс. Видео «Здравствуй, мой любимый мячик»

5. Одиннадцать пальчиковых и жестовых игр про Гномиков. waldorfhome.ru

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в волшебную страну» для детей старшего дошкольного возраста Конспект интегрированного занятия «Путешествие в волшебную страну». для детей старшего возраста. Цель: Развитие познавательной активности.

Конспект итогового мероприятия по речевой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «По дороге в страну звуков» Тема: «По дороге в страну звуков» Цель: закрепить знания о звуках Задачи: - совершенствовать фонематический слух, навыки звукового, слогового,.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Страну музыки» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ» ЦЕЛЬ: Обобщение и закрепление изученного материала по.

Конспект НОД «Путешествие в страну песка» для старшего дошкольного возраста Цель: формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, с помощью песочной терапии. Интеграция областей: «социально.

Конспект занятия по физкультуре «Путешествие в транспортную страну» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по физкультуре (старшая группа) Тема: «Путешествие в транспортную страну» Задачи: Образовательные: Совершеноствать бег с остановками,.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну песков» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну песков» Елена Викторовна Куприянова Конспект занятия для.

Конспект занятия из цикла «Дети, мир звуков, музыка» для старшего дошкольного возраста Музыкальные инструменты, их звуки и тембры. Задачи занятия: 1. Формирование представлений о музыкальном звуке, умений выделять, характеризовать.

Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну волшебных часов» Тема занятия:Путешествие в страну волшебных часов Задачи занятия:Продолжать детей знакомить с часами, с их разнообразием, учит детей определять.

Конспект интегрированного занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в хвойный лес» Конспект интегрированного занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в хвойный лес». Чикишева Наталья Николаевна.

Конспект коррекционного занятия «Путешествие в страну звуков» Цели:: Корекционно-образовательные: - обобщить знания о гласных звуках и буквах; - формировать у детей умение различать гласные звуки;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного коррекционного занятия «Путешествие в страну звуков» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 января 2018 в 10:13
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного коррекционного занятия «Путешествие в страну звуков» для старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гадалова (УИ 1252250) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД