Соловьева Любовь Михайловна
Конспект интегрированного итогового занятия «Удивительные приключения медвежонка в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Удивительные приключения медвежонка в лесу»
Возраст: 4-5 лет
Место проведения: группа.
Цель: создание условий для обобщения и закрепления умений детей по пройденному материалу.
Задачи:
Образовательные:
• закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»
Публикация «Конспект интегрированного итогового занятия „Удивительные приключения медвежонка в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Темочки
• закреплять умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, больше, меньше, еще меньше, самый маленький;
• закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;
• закрепить названия домашних и диких животных и их детенышей;
• закреплять знания о геометрических фигурах и формах (куб, шар, цилиндр);
• закрепить представления о насекомых; группировать предметы по основным признакам.
Развивающие:
• развивать чувство единства, сплоченности, учить детей действовать согласованно.
• развивать логическое мышление, внимание и память.
• развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
• активизировать словарный запас детей.
• развивать умение согласовывать движения с речью.
• продолжать расширять словарь за счёт имён существительных; упражнять детей в подборе слов с противоположным значением (антонимов).
• закреплять умение правильно пользоваться обобщающими понятиями (классификация).
Воспитательные:
• воспитывать интерес к игровому занятию, желание участвовать в нём;
• воспитывать у детей эмпатию, доброжелательность в общении со сверстниками, стремление оказывать помощь тому, кто оказался в трудной ситуации;
• воспитывать культуру поведения и умение выполнять поставленную задачу.
Основная образовательная область: познание
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Методы и приемы:
Словесные (беседы, вопросы)
Наглядно- демонстрационные (мяч, магнитная доска, картинки с изображением диких и домашних животных и их детенышей (лиса-лисенок, зайчиха-зайчонок, тигрица-тигренок, медведица-медвежонок, волчица-волчонок, ежиха-ежонок, бельчиха-бельчонок, картинки домашних животных и их детенышей (свинья-поросенок, коза-козленок, корова-теленок, лошадь-жеребенок, кошка-котенок, собака-щенок, овца-ягненок, ведерко, карточки с картинками, карточки с цифрами до 5, объемные фигуры (кубы, шары, цилиндры, аудиозапись.
Практические (выполнение действий с карточками и предметами при решении проблемных задач, физкультминутка).
Тип занятия : интегрированное.
Оборудование: аудиозапись (звуки леса, шум воды, минусовка «Есть мама у котенка», изображение берлоги, елочки; игрушки: медвежонок, медведица, белка, ежик, лиса, заяц, котенок, ведерко, 5 тарелочек, одна капуста, 2 яблока, 3 груши, 4 рыбки, 5 грибочков, мяч; картинки животных (5 разноцветных рыбок разного размера, домашних: свинья-поросенок, коза-козленок, корова-теленок, лошадь-жеребенок, кошка-котенок, собака-щенок, овца-ягненок; диких: лиса-лисенок, зайчиха-зайчонок, тигрица-тигренок, медведица-медвежонок, волчица-волчонок, ежиха-ежонок, бельчиха-бельчонок, картинки «Четвертый лишний», «Чья тень?», «Кто здесь живет?», магнитная доска, столы, корзинка с угощением (яблоками, 3 контейнера, геометрические фигуры: кубы, шары, цилиндры.
Предварительная работа: занятия в течение года, разучивание стихотворения, физкультминутки наизусть, чтение художественной литературы, дидактические игры, повторение геометрических фигур и форм, повторение диких и домашних животных и их детенышей, насекомых.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, командная, в парах.
Этапы занятия :
1. Организационный момент. Мотивация детей на путешествие в лес вместе с медвежонком.
2. Создание проблемной ситуации, формулировка задач в доступной для детей форме. Определение целей и задач деятельности.
3. Основной-освоение путей и способов решения поставленной проблемы.
4. Заключительный этап: подведение итогов, сюрпризный момент.
Ход занятия:
Дети приглашаются в групповую комнату. Стоят, взявшись за руки, на ковре.
1. Организационно-мотивационный этап. (Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия)
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся и улыбнемся.
Дети: - Здравствуйте.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая сегодня замечательная погода, а кто знает, какое сейчас время года?
Дети: - Весна. (звучит минусовка песни «Есть мама у котенка»1)
Воспитатель: - Весной у всех лесных зверей появляются детеныши. Они растут, активно познают мир вокруг себя, доставляя немало поводов для беспокойства своим заботливым мамам.
2. Основной этап.
2.1. Этап постановки проблемы. (Создание проблемной ситуации, формулировка задач в доступной для детей форме)
Воспитатель: - Посмотрите, кто проснулся рано утром в берлоге? (изображение берлоги на ширме) (Звуки леса, утро. 2)
Воспитатель ставит игрушку медвежонка.
Дети: - Медвежонок.
Воспитатель: - Он очень маленький, но любознательный и непослушный. Пока мама-медведица занималась делами, решил медвежонок прогуляться, познакомиться с лесными жителями, найти себе друзей.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, куда он отправился?
Дети: - В лес.
Воспитатель: -Что такое лес? Прочитаем стихотворение наизусть.
«Что такое лес?»
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы.
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой. (Владимир Степанов)
Воспитатель: - Но безопасно ли малышу гулять в лесу одному? (Нет)
Давайте отправимся в путешествие вместе с медвежонком, чтобы он не попал в беду. (звучат звуки леса 3.)
2.2. Этап ознакомления с материалом, практического решения проблемы.
(Определение целей и задач деятельности. Освоение путей и способов решения поставленной проблемы)
- Как вы думаете, кого он встретил в лесу? Отгадайте загадку:
Что за странная зверушка?
Разгрызет орешек мелко,
Ну, конечно, это (белка)
Воспитатель указывает на игрушку белочки на елке.
Воспитатель: - Не успел медвежонок выйти из берлоги, как на высокой елке увидел белочку. Всем известно, что она ловко скачет по веткам вверх-вниз, прыгает высоко-низко. Она предлагает поиграть.
- Поможем малышу?
Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»
Веселый – грустный
Добрый-злой
Быстрый – медленный
Худой – толстый
Умный – глупый
Тяжелый – легкий
Трусливый – смелый
Твердый – мягкий
Длинный – короткий
Высокий – низкий
Горячий – холодный
Здоровый – больной
Черный – белый
Светлый-темный
Длинный-короткий
Большой-маленький
Широкий – узкий.
Воспитатель: - Молодцы! Поиграли вместе с белочкой.
Продолжил любопытный медвежонок свое путешествие и оказался на берегу небольшой реки. Послушайте, как журчит вода. Посмотрите, как весело плещутся задорные рыбки. (слышен шум воды 4)
Воспитатель: - Ребята, а давайте поиграем с речными обитателями.
- Сколько рыбок вы видите? Посчитайте?
- Что вы можете о них сказать? Давайте назовем, какого они цвета? (Они разноцветные) Одного размера?
Игровое упражнение «Расположи по размеру»
Воспитатель: - Расположите рыбок по размеру от самой маленькой до самой большой. Назовите их. (самая маленькая, маленькая, побольше, большая, самая большая)
- Как вы думаете, кого он встретил на берегу лесной речки? Отгадайте загадку:
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт,
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (ежик).
Воспитатель ставит игрушку ежика.
Воспитатель: - Решил трудолюбивый ежик построить мостик через речку, чтобы лесным жителям было удобно перебираться на противоположный берег.
- Давайте поможем ежику выбрать строительные материалы.
- Скажите, какие фигуры понадобятся ему для строительства? (куб, шар, цилиндр)
- Давайте подумаем, чем отличаются и что общего у этих объемных фигур?
- Что можно делать с цилиндром?
- Чем похожи шар и цилиндр? (Их можно катать.)
- Чем отличается цилиндр от шара? (Цилиндр можно поставить)
- Какую еще фигуру из предложенных можно поставить? (Куб)
Игровое упражнение «Разложи фигуры»
На столе лежат фигуры: кубы, шары, цилиндры.
Командное задание: мальчики собирают цилиндры в контейнер, а девочки – кубы.
- Готовы? Начинаем! «Раз, два, три! Игру начни.» ( дети под музыку выполняют задание: слышен шум воды 4)
- Какие фигуры вы собирали? (кубы, цилиндры) Какие фигуры остались? (шары)
- Посчитайте, сколько шаров осталось?
- Из чего будет ежик строить мост через речку? (из кубов и цилиндров)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, помогли ежику выбрать материалы для строительства моста через речку. Нам пора продолжить путешествие, чтобы медвежонок успел вернуться домой вовремя. Как вы думаете, кого он встретит теперь на пути?
- Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Это – рыжая (лисица)
Воспитатель ставит игрушку лисички. (звучат звуки леса 3)
Воспитатель: - Мы вышли на лесную полянку, где бегают и шумно резвятся детеныши зверей. Лисица просит нас навести порядок. Она беспокоится, что шумные зверята разбудят ее лисят. Лучший способ успокоить малышей, поиграть с ними.
Воспитатель: - Ребята, детеныши заигрались, потеряли своих мам и не могут их найти. Давайте им поможем, вспомним, каких детенышей зверей вы знаете?
Дидактическая игра с мячом «У кого кто?»
у лисицы-лисята
у кошки-котята
у собаки-шенята
у лошади-жеребята
у коровы-телята
у козы-козлята
у свиньи-поросята
у овцы- ягнята
у зайчихи-зайчата
у волчицы-волчата
у медведицы-медвежата
у тигрицы-тигрята
у ежихи-ежата
у бельчихи-бельчата
у мышки- мышата
у слонихи-слонята
у львицы-львята
Воспитатель: - Ребята, все ли животные, которых мы называли, живут в лесу?
- Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)
- Что вы еще знаете о них? Кто им строит жилище? Добывает еду, воду? Они сами о себе заботятся.
- Как называются животные, которые живут рядом с человеком? (Домашние)
- Что вы еще знаете о них? Кто им строит жилище? Добывает еду, воду? Они могут сами о себе позаботиться? Нет, им помогает человек. (звучит плач котенка)
Воспитатель ставит игрушку котенка.
- Кто это? Ребята, котенок плачет. Как вы думаете, почему? Он потерялся в лесу.
- Давайте, поможем котенку вернуться домой. Сыграем с ним в игру.
Дидактическая игра «Дикие и домашние животные»
На шкафах висят карточки с изображением детенышей домашних животных: поросенок, козленок, теленок, жеребенок, котенок, щенок, ягненок; диких животных: лисенок, зайчонок, тигренок, медвежонок, волчонок, ежонок, бельчонок)
- Готовы? Начинаем! «Раз, два, три! Игру начни» ( дети под музыку выполняют задание: звучит минусовка песни «Есть мама у котенка»)
Дети находят картинки с изображением животных, раскладывают их на 2 группы «Кто живет в лесу?», «Кто живет у бабушки в деревне?»
- Назовите детенышей животных правильно.
- Где же живет котенок? У бабушки в деревне.
Воспитатель: - Зверята набегались, устали, им нужно отдохнуть.
Физкультминутка «На водопой»
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети спокойно идут друг за другом)
За мамой - лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая)
За мамой- лисицей крался лисёнок, (Крадутся на носочках)
За мамой- ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперёд)
За мамой- медведицей шёл медвежонок, (Идут вперевалку)
За мамой- белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку)
За мамой- зайчихой- косые зайчата, (Скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения- «пьют»)
Воспитатель ставит игрушки зайца, ежа, белки, лисы, медведя.
Игровое упражнение «Счет и количество»
- Посмотрите, сколько зверей осталось на лесной опушке? (заяц, еж, белка, лиса, медведь)
- Скажите, а какой по счету заяц? Первый.
- Какой по счету еж? Второй.
- Какая по счету белочка? Третья.
- Какой по счету медвежонок? Пятый.
- Какая по счету лиса? Четвертая.
Воспитатель ставит игрушку котенка.
Воспитатель: - Котенок очень проголодался, гуляя по лесу. Друзья решили его угостить.
- Сколько у зайца капусты? Один качан капусты.
- Сколько у белочки грибочков? 5 грибочков
- Сколько у ежа яблок? 2 яблока
- Сколько у лисы груш? 3 груши
- Сколько у медвежонка рыбок? 4 рыбки
- Как вы думаете, какое угощение выберет котенок? Назови животное, у которого количество предметов соответствует цифре, написанной на ведерке. (У зайца - 1 капуста, у белочки -5 грибочков, у ежа -2 яблока, у лисы -3 груши, у медвежонка -4 рыбки) На ведерке - цифра 4.
Воспитатель: - С этим заданием вы тоже справились. Прощаемся с котенком, но и медвежонку пора отправляться дальше. (звуки насекомых)
- Отгадайте, кого увидел медвежонок на цветочной поляне?
Всё жужжит, жужжит, жужжит,
Над цветком она кружит,
Целый день, словно юла,
А зовут её. (пчела)
Воспитатель сажает игрушку пчелы на цветок.
- Назовите, каких еще насекомых знаете? Почему их называют «шестиногими малышами»?
Дидактическая игра «Четвертый лишний», «Чья тень?», «Кто здесь живет?», - классификация предметов.
Воспитатель: - Кто изображен на карточке? Что лишнее, почему?
3. Заключительный этап: подведение итогов.
Воспитатель: - Вместе с медвежонком, мы прогулялись по лесу, встретили новых друзей. Побывали на берегу реки: помогли ежику в строительстве; на лесной опушке: вернули животным их детенышей, посетили цветочную полянку, но ему пора возвращаться домой, чтобы его заботливая мама не волновалась.
Рефлексия: - Где мы сегодня с вами побывали? В лесу.
- С кем мы сегодня путешествовали? (с медвежонком)
- Кого он встретил в лесу?
- Кому мы пришли на помощь?
- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
Сюрпризный момент: из берлоги выходит мама медвежонка - медведица.
Медвежонок обязательно расскажет маме о своих новых друзьях, которых он встретил в это утро в лесу. (звучит голос медведицы 6)
Медведица : «Спасибо, ребята, что не бросили моего медвежонка одного, присмотрели за ним во время его прогулки по лесу. Благодаря вам он вернулся домой невредимым, научился дружить, помогать друзьям, узнал много нового. В благодарность я хочу угостить вас лесными яблочками, которые заботливо собрала для сына и его новых друзей» (вручает детям корзинку с яблоками)
Воспитатель: -Ребята, наше путешествие закончилось. Молодцы, мне понравилось, как вы сегодня работали. (звучит минусовка песни «Есть мама у котенка»)