Анжелика Хаметова
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах на «ЛА»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Автоматизация звука Л в открытом слоге ЛА и словах с этим слогом.
Задачи:
1. Тренировать правильное произношение изолированного звука Л, в открытом слоге ЛА и в словах, содержащих слог ЛА;
2. Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
3. Развивать фонематический слух – умение слышать заданный звук из ряда других звуков;
4. Развивать навыки звукового анализа и синтеза прямого слога (ЛА);
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Автоматизация звука [Л] в слогах и словах на „ЛА“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
5. Тренировать детей в составлении простых предложений;
6. Развивать навыки словообразования и словоизменения (согласование числительных с существительным, подбор слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, И. п. множественного числа существительных);
7. Развивать память, мышление;
8. Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Оборудование: набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики на звук Л; карточки для характеристики звука Л, дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога; мяч, набор для составления схемы предложения; картинка или игрушка ЛАСТОЧКА ЛАПОЧКА.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
1. Организационный момент
Логопед: Малыш, у нас сегодня новая веселая гостья. Отгадай загадку и узнаешь, кто это:
Быстро над землёй порхает,
Мошек на лету хватает
И мелькает в высоте
С чёрной стрелкой на хвосте.
Домик у неё из глины,
Вроде маленькой корзины.
(Ласточка)
Логопед: Правильно, это ЛАСТОЧКА. (выставляется игрушка или картинка). А зовут ее ЛАПОЧКА!
Какой первый звук в словах ЛАСТОЧКА, ЛАПОЧКА? (звук Л) – сегодня мы поиграем с ЛАСТОЧКОЙ ЛАПОЧКОЙ и потренируемся произносить этот звук.
2. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про ласточку:
Ласточка
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну-красну.
(на каждую строчку большой пальчик «здоровается» дважды со всеми пальцами, начиная с указательного, сначала на правой, потом на левой руке)
3. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Покажи ЛАСТОЧКЕ ЛАПОЧКЕ, как нужно делать артикуляционную гимнастику.
Комплекс на звук Л.
4. Изолированное проговаривание звука.
Логопед: ЛАСТОЧКА ЛАПОЧКА хочет загадать нам загадку. Он считает, что мы не сможем ее отгадать.
Отгадаем? (ДА) Загадывай, ЛАПОЧКА!
Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(ЛАМПОЧКА, ЛАМПА)
Логопед: Правильно. Какой первый звук в слове ЛЛЛАМПА?
(ЗВУК Л)
Давай долго потянем звук ЛЛЛЛЛ.
5. Анализ артикуляции звука
Логопед: Расскажи ЛАСТОЧКЕ ЛАПОЧКЕ, как мы произносим звук Л (поем песенку пароходика)
Артикуляция звука Л.
1. Губы нейтральны
2. Зубы немного разомкнуты
3. Кончик язычка поднят и упирается в верхние резцы
4. Воздух проходит по бокам язычка
5. Сам язычок напоминает седло
6. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, горлышко дрожит.
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Л и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ ПАРОХОДИКА» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Л).
6. Характеристика звука
Логопед: Какой звук Л?
Звук Л – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
7. Связь звука с буквой.
Звук Л обозначается буквой Л. (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).
8. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: давай сыграем в игру - Игра «Отгадай словечко» - ЛАСТОЧКА ЛАПОЧКА говорит начало слова и бросает мяч тебе, а ты должен добавить слог «ЛА» и отгадать слово, которое загадала ЛАСТОЧКА ЛАПОЧКА, повторить слово целиком :
Ю (ЛА)
ЗО (ЛА)
ДЕ (ЛА)
ПИ (ЛА)
МИ (ЛА)
АЛ (ЛА)
ИГ (ЛА)
КО (ЛА)
АКУ (ЛА)
КОА (ЛА)
ШКО (ЛА)
9. Развитие фонематического слуха
Логопед: ЛАСТОЧКА ЛАПОЧКА предлагает поиграть в игру «Поймай звук» - она будет называть разные звуки, а ты должен будешь хлопнуть в ладоши, если услышишь звук Л :
Л, С, В, Л, М, Н, Л, Р, К, Л, У, Л, ЛЬ, РЬ, Л и др.
10. Автоматизация звука в слогах
Логопед: Еще одна Игра «Научим попугая говорить» - повтори слоги за ЛАСТОЧКОЙ ЛАПОЧКОЙ, правильно расставляя ударение:
ЛА-ла-ла
ла-ЛА-ла
ла-ла-ЛА
11. Звуковой анализ/синтез
Звуковой анализ слога ЛА
Какой звук Л? (СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ СИНИМ ЦВЕТОМ)
Какой звук А? (ГЛАСНЫЙ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ КРАСНЫМ ЦВЕТОМ)
Выложите слог фишками, положите сверху буквы.
12. Автоматизация звука в словах
Логопед: - Игра «Повтори за мной» - повторить слова вслед за ЛАСТОЧКОЙ ЛАПОЧКОЙ:
Лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, жИла, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, акула, кидала, носила, водила, возила.
13. Автоматизация звука в предложениях и текстах
(на данном этапе не проводится)
14. Игры на развитие ЛГСР и связной речи
Логопед: ЛАСТОЧКА ЛАПОЧКА просит тебя вспомнить, про что была загадка, которую она тебе загадала.
(ПРО ЛАМПУ)
А как можно сказать это слово ласково? (ЛАМПОЧКА)
А если их много, то это … (ЛАМПЫ, ЛАМПОЧКИ)
Давай посчитаем «1-2-5-9»
ОДНА ЛАМПА, ДВЕ ЛАМПЫ, ПЯТЬ ЛАМП, ДЕВЯТЬ ЛАМП.
ОДНА ЛАМПОЧКА, ДВЕ ЛАМПОЧКИ, ПЯТЬ ЛАМПОЧЕК, ДЕВЯТЬ ЛАМПОЧЕК.
Составь предложение со словом ЛАМПА, составь схему предложения.
15. Игры на развитие ВПФ
Логопед: Игра «Запомни-повтори»
ЛАСТОЧКА ЛАПОЧКА предлагает сыграть еще в одну игру – она назовет несколько слов, а ты должен будешь запомнить эти слова, и повторить в том же порядке.
ЛАК – ЛАСТОЧКА - ЛАМПА – АКУЛА – ШКОЛА
16. Итог НОД
Логопед: Какой звук мы тренировались сегодня произносить? (ЗВУК Л)
Какой это звук? (СОГЛАСНЫЙ, СОНОРНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ)
Что тебе больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости?