Елена Максимова
Конспект индивидуального занятия с незрячим ребенком по социально-бытовой ориентировке и развитию осязания и мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст ребенка 7 лет, незрячий.
Продолжительность занятия 30 мин.
Оборудование: игрушка Снеговик, муляжи овощей мелкого размера разной формы: огурец, морковь, помидор; бумажные салфетки, поднос; стол с песком, индивидуальный фланелеграф, геометрические фигуры: круги разные по величине (три величины, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Тема: «Веселый Снеговик»
Цель: развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств предметов окружающего мира.
Задачи :
• Коррекционно-образовательные: познакомить с игрушкой снеговик; формировать навыки восприятия предметов и игрушек пальцевым и ладонным способами; закрепить эталоны формы и величины; формировать умение локализовать перемещающийся источник звука в свободном пространстве, оценивать удаленность звучащего предмета (понятие «далеко – близко», узнавать на слух некоторые действия, совершаемые человеком (звук шагов по снегу);
• Коррекционно-развивающие: развивать интерес к предметным действиям с игрушкой; развивать мышечный аппарат, участвующий в жестовых движениях; формировать мелкую моторику в пальчиковых играх и предметно-практической деятельности на занятии;
• Коррекционно-воспитательные: учить правильной позе и жесту при приветствии, прощании, формировать правильную позу во время практической работы (сидеть свободно, не наклоняться низко над столом); воспитывать доброжелательное отношение к гостям, желание прийти на помощь.
Планируемые результаты:
«Речевое развитие»: обогатиться активный словарь словами: снеговик, ведро, морковка, овощи, шероховатая, гладкая.
«Социально-коммуникативное развитие»: продолжаться развиваться навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослым, эмоциональная отзывчивость, сопереживание.
«Физическое развитие»: продолжит накапливать опыт незрячего ребенка в двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Настрой на занятие:
Проговаривание действий ребенком при выходе из класса : идем на занятие по лестнице, спускаемся вниз, от лестницы идем прямо и поворачиваем направо.
в кабинете: нахожу и беру стул, подвигаю его, сажусь за стол.
1. Организационный момент - Вот мы и пришли в кабинет, будем заниматься. Тебе нравится заниматься здесь? Какое у тебя настроение (вариант:- плохое; не очень, радостное. Необходимо попытаться выяснить причину, если оно плохое, проговорить, что настроение бывает разное, но лучше всего, когда оно радостное). Покажи, как ты проявляешь радость (Смеюсь – смеется).
- А знаешь, как еще можно показать свою радость? Можно попрыгать и покричать:«Ура!». Давай попробуем так сделать! (педагог берет за руки ребенка, и выполняют совместно прыжки с криками «ура»).
- Ну вот, у нас хорошее настроение и мы готовы заниматься.
2. Восприятие на слух: педагог обращается к ребенку:
- К нам сегодня кто-то спешит в гости. Послушай. (Включает аудиозапись звука шагов человека по снегу). Что ты слышишь? (предполагаемый ответ ребенка: это шаги по снегу, снег скрипит). Как ты думаешь, близко или далеко идет наш гость? А как ты это узнал? (Сначала далеко – слышны не громкие шаги, затем звук увеличивается – гость близко).
3. Обследование игрушки снеговик пальцевым и ладонным способами - А вот и наш гость. Кто же это? Потрогай его пальчиками, ладонями, как мы учились с тобой это делать. Начинай обследование сверху вниз, правая рука впереди, изучает предмет, а левая идет за ней, проверяет, всё ли она заметила. Пальчиками нажимай на предмет, проверь все отверстия и углубления указательным пальцем. (В случае затруднения педагог использует прием сопряженных действий — помогает ребенку научиться обследовать игрушку способом «рука в руке»).
- Ты узнал нашего гостя? (Это снеговик). По каким главным признакам ты узнал снеговика? (ответ ребенка).
- А кто такой снеговик? (ответ ребенка). А у нас в гостях какой снеговик - из снега, настоящий, или игрушечный? А как ты это определил? (ответ ребенка). И
4. Отработка правильного приветствия; поиск предмета по осязанию (из трёх)- Давай поздороваемся с нашим гостем.
- Здравствуй, Снеговик!
- Ты словами поздоровался с нашим гостем. При встрече нужно повернуться лицом к тому, кого приветствуешь, нужно слушать голос и на него ориентироваться. Голову надо держать прямо, не опускать её вниз. Попробуешь правильно поздороваться? (Да)
- Здравствуй, (имя ребенка).
- Здравствуй, Снеговик.
- Молодец, всё правильно сделал.
- А наш Снеговик грустный. Ты помнишь, мы говорили о настроении, что значит «грустный»? Из-за чего ты можешь грустить (ответ ребенка).
- Снеговик сказал мне на ушко, что он потерял свой нос-морковку. Ты заметил это? Потрогай и скажи, есть нос у Снеговика? (Нет).Поможем Снеговику?
- Не грусти, Снеговик, мы тебе поможем. Где будем искать морковку – среди овощей или среди фруктов? (ответ ребенка).
- Найди среди овощей морковку, а я помогу тебе поставить её на место снеговику. (Выбирает из 4-х муляжей овощей и находит морковку). После чего педагог помогает вставить морковку вместо носа снеговику, ребенок проверяет тактильно – теперь всё в порядке.
5. Пальчиковые игры — Знаешь, снеговик еще грустит от того, что он один и хочет себе друга. Что мы можем сделать? (Сделать ему друга)
- Но сначала подготовим наши пальчики, чтобы они были ловкими.
«Массаж пальцев рук» (сначала каждый пальчик массажирует педагог, затем – ребенок, называет каждый палец).
«Зима»
Снег ложится на дома (Руки разводим в стороны, ладони вниз)
Улицы и крыши (Руки домиком над головой)
Тихо к нам идёт зима (Палец к губам,«идём» указательным и средним пальцами одной руки)
Мы её не слышим. (Рука за ухом)
«Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать? (Поочередно соединяют большой палец с остальными)
В снежки играть,
На лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
5. Физкультминутка «Играем в снежки»
Пришло время и опять дети вышли погулять.
Пойдем с ними на лужок,
(педагог приглашает ребенка к себе, на открытое пространство кабинета)
Возьмем в руки мы снежок.
(«Лепят» из бумажных салфеток снежки и бросают их из-за головы вперед).
6. Поиск геометрических фигур на ощупь в песке, выбор необходимых фигур для выкладывания снеговика, конструирование.
- Давай выложим нашего снеговика из геометрических фигур. Да где же они? Только что здесь были…
- Это Снеговик пошутил, спрятал наш строительный материал в песке. Найди все фигуры, которые спрятаны в песке, назови их форму и величину. (Ищет, находит и называет фигуры)
- А теперь выбери из всех фигур только те, которые нам понадобятся для выкладывания снеговика.
- Расскажи, какие фигуры ты выбрал. (ответ ребенка).
- Какой величины круг ты возьмешь сначала (большой). Куда ты его положишь на фланелеграфе (Вниз).Затем какой величины круг ты возьмешь? (поменьше). Куда ты его положишь? (На круг, который уже лежит внизу). Следующий круг - какой по величине? (самый маленький). Где его место? (Вверху на круге). А мы еще не выложили нашему снеговику руки. Что для этого надо взять? (Самые маленькие круги).Куда ты их положишь (Слева и справа от круга, который в середине).Из какой фигуры можно сделать ведро снеговику? (Из квадрата, прямоугольника, треугольника).
7. Подведение итогов: педагог предлагает подарить друга Снеговику. Обыгрывание диалога (ребенок и снеговик).
- Как ты думаешь, наш гость снеговик рад новому другу? Давай проверим, улыбается ли снеговик? (Проверяет осязательным способом). Сегодня, когда ты пойдешь на прогулку, с ребятами попробуете сделать снеговика из настоящего снега. А теперь попрощайся со Снеговиками. На прощание пошлем нашим снеговикам воздушный поцелуй.