Ольга Кормакова
Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению «Путешествие Красной шапочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» в слогах, словах и фразовой речи.
Цели:
• Коррекционные:
• закрепление навыка правильного произношения звука «Р»
• автоматизация изолированного звука;
• автоматизация звука в слогах;
• автоматизация звука в словах;
• автоматизация звука во фразовой речи;
• формирование умения согласовывать существительные с числительными, определять местонахождение звука в слове, изменять существительные по падежам.
• Развивающие:
Публикация «Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению „Путешествие Красной шапочки“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- «Красная шапочка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
• развитие артикуляционной и мелкой моторики;
• развитие фонематического слуха;
• развитие координации движений;
• развитие внимания, памяти, мышления;
• Воспитательные:
• воспитание любви к природе,
• формирование положительной мотивации на занятии;
• формирования навыка самоконтроля за собственной речью.
Оборудование:
Сюжетная картинка по сказке «Красная Шапочка», предметные картинки с изображением животных, птиц со звуком «Р», дидактические игры «В лес за грибами», «Угощение», красная шапочка для ребенка, символы гласных звуков, «дорожки» для автоматизации слогов, картинки для проведения артикуляционной гимнастики, корзинка, цветы (розы, ромашки, схемы «Место звука в слове», медаль.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сегодня мы вспомним интересную сказку. Ты любишь сказки? А знаешь эту сказку? (Показываю иллюстрацию к сказке «Красная Шапочка»)
2. Основная часть.
Послушай внимательно и скажи, какой звук я выделила в слове : кр-р-р-р-р-р-расная. Правильно «р». Какой это звук? (Твердый, согласный, звонкий). Будем стараться произносить этот звук и помнить, что выдыхаемая струя - сильная, кончик языка дрожит.
Раз, два, три! Сказка в гости к нам приди! (Надеваю на ребенка красную шапочку) Ой! Кто это? Да, ты теперь Красная Шапочка. Давай не просто расскажем эту сказку по- новому, но и покажем ее.
Артикуляционная гимнастика.
Жила-была Красная Шапочка. Рано утром она проснулась и улыбнулась…
Упражнение: «Улыбка»
Приготовила чашечку, чтобы попить чай.
Упражнение: «Чашечка»
Чай она пила с вкусным вареньем.
Упражнение: «Вкусное варенье»
Затем она почистила зубки.
Упражнение: «Чистим зубки»
После завтрака Красная Шапочка решила заняться делом и покрасила потолок в своей комнате.
Упражнение «Маляр».
Устала Красная Шапочка и решила отдохнуть. Стала она играть на дудочке.
Упражнение «Трубочка».
Красная Шапочка играла так весело, что к ней прискакали лошадки.
Упражнение «Лошадки».
Услышали про это веселье и индюки.
Упражнение «Индюки».
Что тут началось! Девочка взяла барабан и начала бить в барабан!
Упражнение «Барабанщик».
Но тут пришла мама Красной Шапочки и предложила девочке сходить в гости к бабушке. Красная Шапочка взяла корзинку и побежала. По дороге она собирала грибы.
Упражнение «Грибок».
Красная Шапочка хорошо помнила, что где-то в лесу живет Серый Волк. Вспомни, как рычит волк. Какой звук ты слышишь? («р»).
- Когда ты произносишь его, есть преграда во рту? (Да). Какой это звук? (Согласный, твердый.) Горлышко работает? (Да. Звук звонкий).
Красная Шапочка встретила волка и спросила, как добраться до бабушкиного домика. Волк указал ей самую длинную дорогу. А сам побежал по короткой дорожке.
Автоматизация звука «Р» в слогах.
Вот бежит волк по дорожке и рычит, открывая рот в конце дорожки так, как показывает символ, чтобы получился слог. (Ра, ро, ру, ры, рэ). (Используются символы гласных звуков Ткаченко).
А Красная шапочка пошла по самой длинной дороге. Чтобы Красной Шапочке не было страшно, она пела песенку. (Ребенок двумя пальцами «проходит» по нарисованным тропинкам с проговариванием слогов.)
Ра-ра-ра ара-ара-ара дра-дра-дра
Ро-ро-ро оро-оро-оро дро-дро-дро
Ру-ру-ру уру-уру-уру дру-дру-дру
Ры-ры-ры ыры-ыры-ыры дры-дры-дры
Дидактическая игра «В лес за грибами»
По дороге Красная Шапочка собирала грибы. Среди грибов есть ядовитые, их есть нельзя, а есть съедобные - боровики. На ядовитых грибах- мухоморах написан слог ОР, а на боровиках - другие слоги. Помоги Красной Шапочке! Прочитай слоги и скажи, мухомор это или боровик. (Ребенок выполняет задание)
Автоматизация звука «Р» в словах.
Когда Красная Шапочка пела песенку, послушать ее вышли много разных животных и птиц. Посмотри, кого она там встретила? (Рысь)
Определение места звука в слове.
В слове «рысь» звук находится в начале, в середине или в конце слова? (В начале слова).
Игра «Хлопни, если услышишь звук».
В лесу жили еще звери и птицы, которые спрятались от нас. Если ты справишься с заданием, то они появятся. Нужно хлопнуть в ладоши, если в их названии есть звук «р». (Произношу названия птиц и животных, ребенок, услышав в словах звук «р», хлопает в ладоши.
Слова: журавль, сова, грач, сорока, заяц, крот, барсук и др.
Аналогично определяем место звука «Р» в этих словах.
Физкультминутка «Зайцы»
Тут Красная шапочка увидела, что за кустиками кто-то скачет.
Скачут, скачут во лесочке (Прыжки на месте на двух ногах.)
Зайцы – серые клубочки. (Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки.)
Прыг – скок, прыг – скок – (Прыжки вперёд-назад, вперёд-назад.)
Встал зайчонок на пенёк. (Встать прямо, руки опустить.)
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте. (Шаги на месте.)
Два! Руками машут вместе. (Руками перед собой выполняют движение «ножницы».)
Три! Присели, дружно встали. (Присесть, встать.)
Все за ушком почесали. (Почесать за ухом.)
На «четыре» потянулись. (Выпрямиться.)
Пять! Прогнулись и нагнулись. (Прогнуться, наклониться вперёд.)
Шесть! Все встали снова в ряд, (Построиться в ряд.)
Зашагали как отряд. (Шаги на месте.)
Красная шапочка отправилась дальше. На полянке она увидела много красивых цветов и решила посчитать их.
Игра «Веселый счет».
Одна ромашка, две ромашки, три ромашки, четыре ромашки, пять ромашек.
Одна роза, две розы,, пять роз.
Пальчиковая гимнастика «пирожки»
Долго шла Красная Шапочка по лесу, устала, села на пенек отдохнуть. Давай и мы с тобой отдохнем.
Испекли мы пирожки с разною начинкой
(ладошками имитируем то, как мнем тесто и формируем пирожки) :
И с брусникой пирог
(загибать пальчики по одному,
И с черникой пирог,
И с картошкой пирог,
И с морковкой пирог.
И, конечно, на дорожку-
Ароматную лепешку!
Автоматизация звука во фразовой речи.
Отдохнула Красная Шапочка. Вот и бабушкина избушка. Девочка поздоровалась с бабушкой. Давай посмотрим, какие у нас в корзинке пирожки. (Ребенок достает из корзины предметные картинки и проговаривает). Например: пирожок с черникой, пирожок с картошкой, морковкой, брусникой и т. д. Бабушка поблагодарила Красную шапочку за пирожки.
3. Заключительная часть.
Ну, а теперь – нам пора возвращаться! (Снимаю красную шапочку с ребенка.) Зачем же Красная Шапочка приходила к бабушке? А какие пирожки больше любишь ты? Помогая Красной Шапочке, какой звук ты старалась правильно произносить?
Молодец, ты сегодня очень старалась, поэтому чётко и правильно произносила звук «Р» в слогах, словах, во фразах. Сегодня я хочу подарить тебе вот такую медаль, которая означает, что ты подружилась со звуком «Р. Желаю тебе беречь эту дружбу. Благодарю за занятие!