Кира Ануфриева
Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука [л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Комитет по образованию Администрации г. Подольска
МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга»
Конспект индивидуального занятия по теме :
"Автоматизация звука [л] "
Подготовила: учитель-логопед МДОУ д/с комбинированного вида №3 «Радуга»
Ануфриева Кира Владимировна
Подольск, 2015г.
Конспект индивидуального занятия
Тема: «Автоматизация звука [л]»
Публикация «Конспект индивидуального занятия по теме: „Автоматизация звука [л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Цель занятия : автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Коррекционно-образовательные задачи:
закрепить правильное произношение звука [л] в слогах, словах,
предложениях;
- уточнить характеристику звука [л] по акустическому и артикуляционному признакам;
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать фонематическое восприятие;
продолжить работу над развитием речевого дыхания (автоматизация нижнедиафрагмального типа дыхания, силы и высоты голоса;
продолжить работу по нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры;
развивать мелкую и общую моторику;
закрепить навык звукового анализа слов со звуком [л];
закрепить навык правильного употребления простых и сложных предлогов.
Коррекционно-воспитательная задача:
воспитывать у ребенка аккуратность и навык самоконтроля за речью.
Здоровьесберегающие технологии:
развитие мелкой и общей моторики;
развитие дыхания и голоса (автоматизация нижнедиафрагмального типа дыхания);
развитие мимических мышц.
Оборудование: зеркало, картинка для звукоподражания; волчки (голубой и розовый, желтый пластмассовый цветок, игрушечные теплоход, мальчик и девочка; большой, вязанный, разноцветный, поролоновый кубик, с разноцветными кружками — от 1 до 6 — на каждой грани; предметные картинки, в названии которых присутствует звук [л] : стол, лапа, иголка, осел, лопата, клубок; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», дидактическое пособие «Солнышко» (состоит из объемного солнышка, поролонового облака и лучиков-прищепок, дидактическое пособие «Рыболов» (состоит из аквариума, удочки и картинок, в названии которых есть звук [л] : лампа, пенал, палка, вилка, акула).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуй! Послушай внимательно слова. Назови в них общий звук.
Лана, волк, мел. (В этих словах общий звук [л]).
Молодец. Сегодня мы будем учиться красиво говорить звук [л].
Для этого сначала поиграем с языком, сделаем гимнастику.
2. Артикуляционная гимнастика (с опорой на картинки-символы)
На улице хорошая погода, «улыбнулись»
Играем на «Трубочке».
Чередование «Улыбки-Трубочки»
Пошли качаться на «Качелях» (поднимаем и опускаем кончик языка, касаясь то верхней, то нижней губы; то верхних, то нижних зубов; то верхних, то нижних альвеол.);
Покачались, сели на «Лошадку», скачем.
Прискакали к реке, увидели лодку с красивым «Парусом». Поднимаем язык за верхние зубы (ребенок удерживает язык в таком положении под счет от1 до 10 три раза).
С языком поиграли, теперь разминаем пальцы.
3. Пальчиковая гимнастика (на песню «Пассатижи» из м/ф «Фиксики»
(куплет про «Молоток.» и припев)
- Пальцы и язык сделали свои «зарядки» и готовы нам помогать.
4. Закрепление правильного произношения изолированного звука [л]
Посмотри на картинку.
- Загудел наш самолет,
Он отправился в полет.
Произнеси звук [л] столько раз, сколько кружков нарисовано под картинкой. Чтобы не ошибиться, нажимай на кружки пальчиком, как на кнопочки
(О О О)
5. Развитие дыхания и голоса.
Самолет летит близко, произнеси звук [л] громко. А если самолет летит далеко, как произнесем звук [л]? (Тихо). Произнеси.
6. Уточнение акустико-артикуляционного образа звука.
- Расскажи о звуке [л], похвали его.
Какой это звук? (Звук [л] - согласный, твердый, звонкий звук).
Почему звук [л] согласный? Когда мы произносим звук [л], воздух встречает преграду – язык, который упирается в верхние зубы.
Почему звук [л] звонкий? (Когда мы произносим звук [л], голос звенит (можно прижать ладонь к горлу.) Молодец.
Сверху, с самолета видим поле, снижаемся. Что это растет? (Это цветок). Какого цвета цветок? (Это желтый цветок). Вышли из самолета. Подул сильный ветер. Подуй на цветок сильно. Ветер усиливается. Подуй сильно 3 раза. (Перед ребенком на столе лежит пластмассовый желтый цветок, который от длительного выдоха крутится). Молодец.
7. Развитие мимических мышц.
- Ты смотри сейчас и слушай,
щеки словно шар воздушный. (Даша надувает щеки)
- А теперь все увидали -
Щеки худенькими стали.
Не понравилась ей каша,
Сильно брови хмурит Даша.
Молодец.
8. Развитие фонематического восприятия.
- У меня есть друг - Кубик. Он любит играть в слоги. (Перед ребенком большой вязанный разноцветный, поролоновый кубик, на каждой грани которого есть разноцветные кружки — от 1 до 6). Я назову слог, а ты брось кубик. Потом повтори слог столько раз, сколько попросит Кубик.
- Великан в пещере жил,
Произносим слоги — ИЛ.
- Бросай кубик. (Ксюша повторяет слог ИЛ столько раз, сколько указано на кубике)
Он огромный очень был.
Произносим слоги — ЫЛ.
Стал ему костюмчик мал,
Произносим слоги - АЛ.
Туча мимо проплыла.
Самолеты гудят — ЛА.
Внизу речка и село.
Самолеты гудят — ЛО.
Скачет лошадь по селу,
Самолеты гудят — ЛУ.
Все предметы так малы,
Произносим слоги — ЛЫ.
9. Автоматизация в слогах. Звуковой анализ слогов.
Послушай слог — АЛ. Сколько звуков ты услышала?
Я услышала два звука.
Назови первый звук.
Первый звук — [а].
Какой это звук?
Звук [а]- гласный звук, обозначу красным квадратом.
-Назови второй звук.
-Второй звук — [л].
- Какой это звук?
-Звук [л] - согласный, твердый, звонкий, обозначу его [л] синим квадратом с колокольчиком.
Послушай слог — ЛА (ребенок выкладывает схему этого слога из цветных фишек и объясняет, почему данные звуки обозначаются именно этими цветами).
10. Физминутка (Короткий отрывок - выполнение движений под куплет и припев из песни «Как солдаты на параде.» (зарядка)
11. Автоматизация звука в словах.
- Что это? (Это теплоход). На палубе теплохода стоят пассажиры: девочка и мальчик. В их именах есть звук [л]. Послушай и догадайся, как зовут мальчика? Артем, Рома, Слава. (Мальчика зовут Слава).
- Как зовут девочку? Рая, Мила, Маруся (Девочку зовут Мила).
- Ребята хотят с нами поиграть, пока теплоход не отчалил от причала. У Милы в чемодане игрушки.
Игра «Волчки» :
- Что это? (Волчки). Это голубой, а это розовый. Выбери тот, в названии цвета которого есть звук [л]. Какой это волчок? (Это голубой, пластмассовый волчок).
( Перед Дашей волчки: розовый и голубой). Покрути правой рукой. Теперь левой. Молодец.
Я произношу рифмованные строчки, а ты показываешь движения
Игра «Доскажи словечко». (После каждого ответа ребенка, логопед
выкладывает картинку с соответствующим названием на стол в
стопку).
Слава с улицы пришел,
Сел обедать он за … стол.
Пес Полкан встречает папу,
Подает он папе. лапу.
Оля шьет платок из шелка.
У нее в руках. иголка.
По тропе осленок шел,
рядом с ним шагал. осел.
Не нашли в земле мы клад,
Поломали пять. лопат.
Кот все нитки уволок,
Он под стол загнал. клубок.
Логопед выкладывает дидактическое пособие «Домик» перед ребенком. Логопед из стопки попорядку выкладывает на стол картинки-ответы перед ребенком.
- Назови картинку. Где стоит в этом слове звук [л]?
12. Автоматизация в словосочетаниях.
Зимой солнышко какое? (Тусклое). Давай сделаем его ярким (Логопед выкладывает перед ребенком лучики-прищепки). Приклепляй лучики и считай: (Один лучик, два лучика, … пять лучиков).
13. Автоматизация в предложениях.
Логопед показывает объемное дидактическое пособие «Солнышко» с глазами, ртом и носом, и объемное облако (из поролона)
Назови ласково. Что это? (Это — солнышко).
Логопед показывает облако (в объеме, из поролона).
- Вдруг набежало … что? (Облако). Оно хочет поиграть в «прятки».
Где находится солнышко?- Солнышко находится над (под) облаком.
Куда спряталось солнышко? – Солнышко спряталось за облако.
Откуда выглянуло солнышко? – Солнышко выглянуло из-за облака.
А где теперь солнышко? – Солнышко перед облаком.
- Погода хорошая. Отправляемся на рыбалку. Называй то, что поймаешь: Я поймала.
(Я поймала. (лампу, пенал, палку, вилку, акулу, пазл). Молодец, дома собери пазл вместе с мамой и на полученной картинке найди и назови слова со звуком [л].
14. Итог занятия :
Чем мы занимались на занятии? (Я училась красиво говорить звук [л])
Список использованной литературы:
1. Куликовская Т. А. Загадки-добавлялки на сонорные звуки Л, Р — М. : Издательство ГНОМ, 2015. - 48с.
2. Куликовская Т. А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей : пособие для педагогов и родителей — М. : Издательство ГНОМ, 2014. - 112с.
3. Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [С], [Ш], [Р], [Л] : Пособие для логопедов. - Спб. : КАРО, 2009. - 256с. + 32с. цв. вкл. - (Серия «Популярная логопедия»).