Альбина Трухина
Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи «Звук [К]. Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «ЗВУК (К) И ЕГО БУКВА. ПОСУДА».
Цели: 1. образовательные:
• Закрепить слуховой, моторный и зрительный образ звука (К,
• Автоматизировать звук (К) изолированно, в слогах, в словах,
• Учить анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику,
• Активизировать словарь по теме «ПОСУДА».
• Учить навыку определения места звука в слове, используя схему,
• Учить образовывать уменьшительную форму существительного,
2. коррекционные :
Публикация «Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи „Звук [К], Посуда“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
• Развивать зрительное восприятие и память,
• Развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику,
• Развивать мелкую, общую моторику, используя физминутку.
• Формировать фонематические процессы, используя игру «Поймай звук», и символ глухого звука,
3. воспитательные:
• Воспитывать желание говорить красиво и правильно,
• Воспитывать у детей активность и внимательность на занятии.
Оборудование: картинка посуды, картинка кухни, демонстрационные картинки по темам «посуда», звуковые пеналы, сигнализатор глухого согласного, макеты звуковых домиков, «человечек-звук (К)», таблица обобщений, зеркала индивидуальные; схемы для определения места звука в слове; демонстрационная буква (К).
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Приветствие гостям.
Л. : «В гости к звуку вы зайдите,
Волшебные слова произнесите!
Говорим всегда красиво смело и неторопливо,
Повторяем обязательно,
Что учили на занятиях!»
2. Развитие зрительного восприятия и памяти.
Л. : Чтобы узнать, какой звук пригласил нас сегодня в гости, нужно рассмотреть нашу интересную таблицу, и ответить на вопрос: «Что нарисовано в нижнем левом углу?» (посуда).
Л. Какая посуда? (стакан, кувшин, чашка, сахарница, тарелка, чайник, кастрюля, половник, сковородка, противень).
Где находится посуда у нас в домах? Как называется помещение (комната, где находится много разной посуды? (кухня).
Какой 1й звук вы слышите в слове КУХНЯ? (звук (К).
Логопед показывает картинку кухни.
3. Нормализация мышечного тонуса.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем…
4. Развитие общей и мелкой моторики.
Дети встают около своих мест.
Л. : Скажите, а что делают на кухне ваши мамы? (готовят еду)
Давайте и мы с вами будем стряпать пельмени, а наши пальчики будут нам помогать.
Имитация лепки пельменей.
В день весёлый в воскресенье
Для друзей леплю пельмени.
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко,
Размешаю тесто ложкой,
Всё с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Превращу я колобки
Скалкой в плоские кружки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,
Пальчиками их сжимаю,
Покажу своё уменье-
Вылеплю я сто пельменей!
Соли горсточку возьму я,
Воду ею посолю я,
И пельмени в кипяток
Прыгнут за дружком, дружок!
Я тарелки расставляю.
На пельмени приглашаю!
Л. : Запомнили, как пельмени стряпают? Маме дома расскажите, помогайте.
5. Массаж лица.
По общим правилам:
С воображаемыми струйками дождя (поглаживание, капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).
6. Мимическая гимнастика.
«Разбили чашку». Огорчение.
«Чайник ворчун».
7. Артикуляционная гимнастика.
Но сначала по порядку,
Сделаем для язычка зарядку.
• Подражаем мы лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
• Подражаю я слону,
Губы хоботком тяну.
• Маленького роста я, Лопата копала,
Тонкая и острая, Копала, копала,
Носом путь себе ищу, Потом улеглась,
За собою хвост тащу. (иголочка). Видно очень устала.
• Тик-так, тик-так, Угостили вас вареньем,
Так часики стучат. Вы в хорошем настроении.
• Ол, ол, ол, Вверх и вниз летят высокие качели.
Язычком забили гол. (футбол)
• Язычок наш упирается,
Спинка кверху поднимается. (горка)
ПОХВАЛИМ ЯЗЫЧОК
8. Работа по развитию дыхания и голоса.
- Произнесение звука И (без паузы) с усилением и понижением голоса.
- Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания (руки на диафрагме).
Выдох шумный выдох
Пауза
Вдох
9. Сообщение темы.
Л. Сегодня мы с вами зайдём в гости к звуку (К, и узнаем о нём много интересного.
10. Автоматизация звука изолированно.
Игра «Позови звук».
Каждый ребенок произносит звук (К, а затем вместе. (Появляется «человечек-звук (К)»).
11. Анализ артикуляции звука и его характеристика.
Спинкой языка попробуй
Стукнуть сильно, быстро в нёбо.
Ну, а кончик языка
Глубже, ниже опускай!
К – короткий, К – взрывной,
К – без голоса, глухой!
К – как камень крепкий звук :
Кость, кремень, камин, каблук.
Звук (К) по характеру: согласный, глухой, твёрдый.
12. Формирование фонематических процессов.
Выбор сигнализатора для звука (К,
Игра «Поймай звук».
Л. : Поднимите сигнал, если услышите звук (К).
М-Ф-С-К-П-Ш-К-Ц-К-Ф-К
МА-ФО-СУ-КЫ-ПО-ШУ-КУ-ЦЫ-КЭ-ФЫ-МЫ-КО
КАСТРЮЛЯ, ТАРЕЛКА, СТАКАН, СТОЛ, ЛОЖКА, СТУЛ.
13. Автоматизация звука (К) в словах.
Что ж, на кухню мы зайдем,
Какой здесь беспорядок!
Мы на кухне приберём,
Наведём порядок!
Л. : На столе разбросаны картинки.
Необходимо найти картинки, принадлежащие к группе: ПОСУДА
(Участие каждого ребёнка)
14. Развитие навыка звукового анализа.
Вы со звуком (К) играйте,
Все загадки отгадайте,
Место звука в них определяйте.
Положите перед собой «полосочку-слово» и квадратик для звука (К).
1. Борщ и щи я в ней варю, 2. В него налить воды и соку можно,
И за супом я смотрю Но хлеба положить в него не возможно.
Чтобы суп не убежал, (кувшин)
Чтобы на пол не сбежал.
(кастрюля)
3. На плите как злой начальник 4. На полке, аккуратно в ряд,
Ворчит, пыхтит, пузатый…. (чайник). Стаканы новые стоят. (стакан)
5. Всех кормлю с охотой я,
А сама безротая.
(ложка)
Каждому ребенку дается картинка и просят с помощью «полосочки-слова» и квадратика для звука (К) определить место звука в слове.
15. Словообразование уменьшительно-ласкательной формы имени существительного.
Л. : А сейчас мы с вами поиграем в волшебников, будем превращать большие предметы посуды в маленькие.
Образец дает логопед: кружка-кружечка
Тарелка-тарелочка, кувшин- кувшинчик, вилка-вилочка
Кружка- кружечка, кастрюля-кастрюлька, чайник-чайничек.
Понравилось вам быть волшебниками?
16. Знакомство с буквой.
Два столба стояли рядом
Вдруг один переломился и к другому прислонился. (на доске маркером)
Демонстрация буквы. (стихотворение)
Однажды к прямой палочке
Подлетела галочка.
Села в серединке, справа,
Получилась К на славу.
Л. : Найдите букву К в рисунке. (Дает каждому ребенку по картинке).
Л. : Разгадайте ребусы. (каждому ребенку по 1 ребусу)
17. Итог занятия
К какому звуку мы сегодня ходили в гости? (к звуку (К).
Что о нём узнали? (согласный, глухой, твёрдый)
18. Сюрпризный момент.
Подарки от звука (К) – разрезные картинки в конвертиках.