Молчанова Альбина
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: правильно и четко произносить звук [Ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах;
- упражнять в правильном употреблении предлогов: на, в, за, под, из-за;
- закреплять умение образовывать относительные прилагательные.
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематический слух, речевое дыхание;
-упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С] в словах;
-развивать общую и мелкую моторику;
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
-развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;
-воспитывать положительное отношение к занятию.
Оборудование: зеркало; кукла Маша; картинки «артикуляционной гимнастики»; снежинка, ватный шарик с воротами; песок, игрушки со звуком [Ш], предметные картинки: собака, шуба, мышь, жираф, шкаф, ромашка, кукушка, малыш; игра «Вкусный пирог».
Ход:
1. Организационный момент:
-Сегодня, к нам в гости пришла Маша. Она узнала, что ты будешь учиться шипеть, и пришла вместе с тобой поучиться.
2. Артикуляционная гимнастика:
- Но сначала, покажем Маше, какие нужно выполнять упражнения с язычком, чтобы научиться шипеть. Нужно сделать гимнастику. Упражнения «Дудочка – Заборчик» (повторить 3—4 раза) (зубки сомкнуты, а губки округлены) «Блинчик», «Вкусное варенье», оближем губу сверху вниз широким язычком. Попьем чай из «Чашечки». Спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в этом положении под счёт до 5 (повторить 3 – 4 раза).
3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи:
- Покажем фокусы Кате. (дуем на снежинку прикрепленную на нитку длиной 10-12 см).
- Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.
Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка, шарик отлетел вверх.
Маша любит играть со своими друзьями. Она хочет поиграть с тобой в футбол. Гномик уже стоит на воротах. Нужно забить мяч в ворота. Также подними язычок в форме чашечки к верхней губе, дуй на кончик языка и забивай мяч в ворота.
4. Развитие фонематического слуха Игра «Поймай звук» :
- Чтобы Маше научиться правильно произносить звук [Ш], нужно сначала научиться ловить звук [Ш].
- Сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук» и покажем Маше как «ловить» звук [Ш]. Как только услышишь звук [Ш], сразу лови его - хлопай в ладошки:
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш (ловим хлопками)
ХА – ША – ЛА – ПА – ША; ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА – ОСЁЛ – СУМКА – КАША.
5. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять-
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять-
В домик спрятались опять.
(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же направлении).
6. Изолированное произношение звука :
- Наша Маша любит играть в песок. Когда играла, тог потеряла в песочке игрушки. Она просит, чтобы ты ей помогла их найти.
- Но прежде, нужно пройти по дорожкам (рисует дорожку – произносит звук [Ш].
7. Автоматизация звука в слогах :
- Посмотри, на этой тропинке остались следы. Давай прочитаем, что там написано.
Ша-ша-ша
Шо-шо-шо
Шу-шу-шу
Ши-ши-ши
Шта-шта-шта
Што-што-што
Шку-шку-шку
Шки-шки-шки
8. Физкультминутка:
Наша Маша потянулась
Раз нагнулась, два нагнулась.
Руками замахала,
По дороге зашагала.
9. Определение наличие звука [Ш] в словах :
Помоги Маше выбрать картинки со звуком «Ш» (собака, шуба, мышь, жираф, шкаф, ромашка, кукушка, малыш).
10. Образование относительных прилагательных – Игра «Вкусные пирожки» :
- Маша, очень любит вкусные пирожки. Угостим её пирожками. Посмотри, какой большой у нас пирог, а сколько ягод:
Этот пирожок с малиной, он малиновый.
С яблоками – яблочный.
С вишней. (Вишневый.)
С грушей. (грушевый.)
С клубникой. (Клубничный.)
С ягодами. (Ягодный.)
С фруктами. (Фруктовый).
11. Формирование грамматического строя. Дидактическая игра «Куда спрятались Машины друзья»?
- Маша любит играть с друзьями в разные игры. Особенно они любят играть в прятки. Посмотри на картину и скажи, куда спрятались друзья Маши:
- «Где спряталась Маша?». (под грибом).
- «Куда залезла Маша?» ….(в дупло).
- «На что села Маша?» … (на пенёк).
- «Где спряталась Маша?» (спряталась за дерево).
- «Откуда выглядывает Маша?» (из-за дерева).
- «Около чего присела Маша?» … (около цветка)
12. Итог.
- Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
- Молодец! Ты хорошо занималась!
- Не забывай дома и в группе правильно произносить звук [Ш].
- Кто, сегодня к нам приходил в гости? Какой звук мы учились произносить с Машей?