Елена Сергеева
Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия по автоматизации звука [Р] для детей с ТНР
▼ Скачать +Заказ
Цель: Повысить интерес детей к коррекционно-образовательной деятельности, используя информационно-коммуникативные технологии.
Коррекционно-образовательные задачи: упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах, предложениях, чистоговорках, формировать умение определять место звука в слове, делить слова на слоги, подбирать слова с заданным звуком, согласовывать прилагательные с существительными, составлять предложения с заданным словом;
Публикация «Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия по автоматизации звука [Р] для детей с ТНР» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Коррекционно-развивающие задачи: расширять и активизировать словарь детей по теме «Профессии», развивать логическое мышление, фонематический слух; развивать слуховое и зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, развивать связную речь, общую и мелкую моторику, формировать коммуникативные навыки, совершенствовать мыслительные процессы.
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать у детей уважительное отношение к людям разных профессий, интерес к занятиям.
Оборудование и материалы: компьютер (ноутбук, презентация «Письмо из Простоквашино»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Учитель-логопед показывает детям письмо:
- Ребята, к нам в группу пришло это письмо, угадайте от кого оно?
Письма нам приносит он,
Кто же это? (Почтальон)
- Это письмо от самого знаменитого почтальона из деревни Простоквашино. Как его зовут? (Почтальон Печкин)
- Верно. [/b]
Слайд 2
-Давайте прочитаем, что же написал нам Почтальон Печкин:
«Дорогие ребята, я хочу поздравить с наступающим Новым годом людей таких профессий: повара, продавца, пекаря, портного, парикмахера, пожарного. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу, поэтому прошу вас послать им поздравительные телеграммы. У меня очень много дел, боюсь, что я не успею».
2. Игра «Варим суп» (Автоматизация звука Р в словах, словосочетаниях, предложениях; нахождение слов с заданным звуком)
(- Ребята, угадайте, кого Печкин хочет поздравить первым?
(Логопед загадывает загадку)
Запеканку и печенье,
Пудинг всем на удивленье
Приготовят мастера
- Это наши. (повара).
Слайд 3
- На картинке мы видим повара. А чем занимается повар? (Повар готовит обед)
- Где работает повар? (Повар работает на кухне)
Слайд 4
-Ребята, давайте поможем повару приготовить суп.
Но одно условие: для супа нам понадобятся овощи, в названии которых есть звук Р. Какие овощи отправим в кастрюлю?
На слайде: капуста, помидор, картофель, укроп, петрушка, перец, морковь, лук, горох. Дети выбирают овощи со звуком Р, нажимают на картинку. Если ответ правильный, овощ перемещается в кастрюлю, если неправильный- картинка вращается и остается на месте.
3. Игра «Подбери рифму. Подскажи словечко». (Автоматизация звука Р в словах; подбор слов с заданным звуком)
- Ребята, угадайте, кого Печкин хочет поздравить вторым?
Сочиняет он поэмы,
Песни и стихи.
Рифму к слову «дуэт»
Подберет нам. (поэт). Слайд 5
— Поэт сочинил стихи.
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте:
Слово быстро добавляйте,
К нему рифму подбирайте.
Слайд 6
Ребенок подбирает слово, нажимает на квадрат с вопросительным знаком и проверяет ответ (появляется картинка).
У бабушки на грядке
Выросли загадки.
Собираем мы в лукошко
Очень крупную. (картошку).
Он круглый и красный,
Как глаз светофора
Среди овощей нет сочней (помидора).
А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые (огурцы)
Из земли - за чуб плутовку!
Тянем сочную. (морковку).
Просит дедушка Федюшку: -
Собери еще. (петрушку).
Вот и все! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!
4. Игра «Магазин. Подарок с игрушками». (Автоматизация звука Р в словах, выделение слов со звуком Р, определение количества слогов в слове.)
- Ребята, угадайте, кого поздравит Печкин следующим?
Помидоры, патиссоны,
Лук, чеснок и огурец
Продает нам. (продавец)
Слайд 7
- Где работает продавец? (Продавец работает в магазине.)
Слайд 8
- Отправляемся в магазин.
- Ребята, на полке магазина нам с вами надо выбрать только те игрушки, в названии которых есть звук «Р». Мы их положим в коробку и отправим Печкину в Простоквашино.
- У продавца в продаже: паровозик, пирамидка, петушок, робот, поросенок, лопатка. Назови игрушку со звуком Р и нажми на картинку. (Если ребенок ответил правильно, игрушка перемещается в коробку, если неправильно- слышится звуковой сигнал).
Слайд 9
- Давайте теперь узнаем, сколько стоят игрушки. Сколько в слове слогов, столько монет стоит игрушка. (Рядом с каждой полкой монеты-1, 2, 3, 4. Дети делят слова на слоги, нажимают на картинку, и игрушка перемещается на соответствующую полку.)
- Отправим теперь эти игрушки в подарок жителям деревни Простоквашино. Чтобы отправить посылку, куда ее нужно отнести? (На почту)
5. Игра «Портниха» (Автоматизация звука Р в словах, словосочетаниях, предложениях; упражнение в согласовании слов)
- Угадайте, ребята, кого еще хочет поздравить почтальон Печкин?
Мастерица на все руки
Нам сошьет пиджак и брюки.
Не закройщик, не ткачиха.
Кто она, скажи? (Портниха)
(слайд 10)
- Что делает портниха или портной? Где работает? (Ответы детей)
- Посмотрите на одежду, которую сшила портниха, назовите ее цвет. Четко произнесите предложение: «Портниха сшила красную куртку…» и т. д. (Речевой материал: розовые шорты, серая куртка, красная куртка, оранжевый свитер, розовые перчатки, серый шарф, розовый свитер, красный шарф, красные шорты, розовый шарф, красные перчатки).
6. Игра «Инструмент для парикмахера» на автоматизацию звука Р в словах, предложениях.
- Угадайте, ребята, следующую профессию.
У этой волшебницы, этой художницы
Нет кисти и красок,
Есть гребень и ножницы.
Она обладает таинственной силой.
К кому прикоснется,
Тот будет - красивый (парикмахер) (слайд 11)
- Ребята, парикмахер растерял все свои инструменты и не может без вашей помощи их найти.
слайды 12-16
На каждом слайде 4 картинки - предмета необходимых для какой-то профессии и за прямоугольником скрывается картинка с профессией. Дети должны найти и назвать лишний предмет. Затем назвать профессию того, кому нужны эти инструменты. Проверить правильность ответа, нажав на прямоугольник, закрывающий картинку с профессией. Лишний предмет исчезает.
Речевой материал: Шприц, лекарство, трубка, фен (лишний)- врач; ножницы (лишний предмет, сковорода, половник, нож- повар; швейная машинка, бигуди (лишний предмет, сантиметровая лента, нитки с иглой- портниха; пила, расческа (лишняя, молоток, топор- строитель.
В конце игры на слайде находятся предметы, которые нужны парикмахеру для работы.
7. Игра «Потуши пожар». (Автоматизация звука Р в словах, предложениях).
- Узнайте в следующей загадке, кого еще хочет поздравить с Новым Годом Печкин?
Чуть только ночью или днем
Дадут сигнал тревоги,
Лихой отряд борцов с огнем
Несется по дороге.
(Пожарные)
слайд 17
(На экране пожарный тушит огонь)
- Давайте поможем пожарному потушить огонь. Нажимайте на картинку с огнем и называйте, что потушил пожарный.
(Речевой материал: Пожарный, ведерко, грузовик, самовар, пирамидка, робот, паровозик, поросенок)
Пламя исчезает — «пожар потушен».
Поработали недаром —
Славно справились с пожаром.
8. Игра «Отправь письмо». (Автоматизация звука Р в словах, определение места звука Р в слове).
слайд 18
- Давайте поможем Печкину отправить письма. Вы должны определить, где стоит звук Р: в начале, в конце или в середине слова, определить в какой почтовый ящик оправим каждый конверт.
На слайде три почтовых ящика со схемами места звука в слове, почтовые конверты с картинками со звуком Р. Задание: «Назови слово на конверте и скажи, в какой ящик отправим это письмо. Проверь.» Ребенок нажимает на картинку, она перемещается в соответствующий почтовый ящик. (Речевой материал: поросенок, ракета, самовар, укроп, робот, сыр, паровозик, рыбка, помидор).
9. Итог занятия.
- Ребята вспомните, людей, каких профессий мы помогли поздравить с Новым Годом почтальону Печкину? Какой звук есть в названии этих профессий?
Почтальон Печкин благодарит вас за помощь и прощается! Слайд 19