Сазонова Анастасия
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах и словах.
Задачи: 1. образовательные:
- закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [с];
- упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах и словах;
- закреплять умение определять наличие и место звука и буквы в слове;
- упражнять в правильном согласовании существительных с числительными, в употреблении существительных в винительном падеже;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
2. коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышлении, интонационную выразительность, мелкую моторику.
3. воспитательные: воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.
Тип занятия : повторение и закрепление знаний.
Ход занятия
1. Организационный момент
-Здравствуй….! Сегодня мы с тобой отправимся в гости. А к кому догадайся. Послушай загадку:
Слышите могучий топот?
Видите длиннющий хобот?
Это не волшебный сон!
Это—Африканский….
Правильно, это Слоник. И сегодня мы с тобой будем продолжать работу со звуком [С]. Будем стараться произносить его правильно.
2. Артикуляционная гимнастика
-Но сначала давай покажем Совунье какие упражнения для язычка ты можешь делать.
(стихотворение читает учитель - логопед, ребёнку показывается символ «Язычка»)
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
(Ребенок выполняет упражнения, символы к которым показывает учитель - логопед)
1. Улыбнёмся Язычку, погуляем вместе с ним и выполним первое упражнение
«Лягушка».
Описание упражнения «Лягушка» : улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять», затем вернуть губы в исходное положение.
«Лягушка» (стихотворение читает учитель - логопед) :
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем,
И нисколько не устанем.
2. Попрощался Язычок с Лягушкой, решил поработать в саду лопатой.
Описание упражнения «Лопата» : улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.
«Лопата» (стихотворение читает учитель - логопед) :
Язык «лопаткой» положи
И под счё т его держи:
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык надо расслаблять!
3. Устал Язычок, решил отдохнуть, и ты положи свой язычок на нижнюю губу и
подуй на него:
Описание упражнения «Ветерок» : подуть на слегка высунутый широкий язык, следить за тем, чтобы язык не был зажат зубами (под счёт до пяти, десяти).
4. От ветерка стало холодно Язычку, и решил он размяться, поиграть в футбол.
Описание упражнения «Кто дальше загонит мяч?» : улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
«Кто дальше загонит мяч?» (стихотворение читает учитель - логопед) :
Поиграю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача –
Загонять в ворота мячик.
5. Поиграл в футбол и пошёл кататься на горку.
Описание упражнения «Горка» : открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, а сам язык приподнять вверх. Поставив язычок в положение «горка», спокойно и плавно подуть посередине языка. Воздух должен быть холодным.
«Горка» (стихотворение читает учитель - логопед) :
Сани, сани едут сами
Через горы и леса,
Едут сани – чудеса.
6. Вот и вечер наступил, пора чистить зубы и ложится спать. Давай поможем Язычку
почистить зубки.
Описание упражнения «Чистим нижние зубки» : улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево–вправо) под счёт взрослого (7–8 раз).
«Чистим нижние зубки» (стихотворение читает логопед) :
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
3. Пальчиковая гимнастика.
Логопед : Слоник очень любит играть с мячом. А сейчас, мы покажем ей как ты умеешь это делать.
Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
Пальчиковая игра «Черепаха». (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Шла большая черепаха (дети катают Су-Джок между ладоней)
И кусала всех от страха,
Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-Джок между большим пальцем и
остальными, которые ребенок держит
«щепоткой». Надавливают ритмично на
Су Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь. (дети катают Су-Джок между ладоней).
4. Артикуляционный образ звука.
Логопед : Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.
5. Произношение изолированного звука [С].
Логопед : Слоник очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С.
6. Физкультминутка.
Мы подуем высоко: С-С-С
(Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает)
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту)
7. Развитие фонематического слуха.
Логопед : Давайте, поиграем вместе. Я, ты и слоник. Топни, когда услышишь звук «С». Сначала в звуках, потом в слогах и в словах.
П М С А У К С Д С Т С Б
СА МА СО БО СЫ АС ВЫ СУ ГИ
СОК СУП СЫН ДОМ САД САМ НОС
8. Автоматизация звука [С] в чистоговорках.
Логопед : Представляешь, наш Слоник захотел пойти погулять. Давай и мы с ней, а то вдруг там осы.
СА-СА-СА – Соня пошла в сад
СА-СА-СА – а в саду оса
СУ-СУ-СУ – видим мы с тобой осу
СА-СА-СА - укусила в нос оса
СО-СО-СО- стал мой нос, как колесо.
Карточки-картинки с использованием дидактического пособия «Домик»
Задание: называй картинки. Карточки без звука «С» положи слева, а со звуком «С» положи в свой домик.
6. Игра «Скажи ласково» с мячом
Куст – кустик
Нос…
Ус…
Сом…
Самолёт…
Кот…
Сад…
7. Игра «Один – много» с мячом
Кусок – куски
Маска…
Леска…
Аист…
Куст…
Пустая миска…
Вкусная сосиска….
10. Итог занятия.
Логопед : Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл?
11. Оценка речевой деятельности ребенка.
Логопед : Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
Логопед : И Слонику тоже понравилось, как ты с ним играл и выполнял разные задания. За это он хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец!
Использованная литература.
1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб. : КАРО, 2015.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. - Спб., 2007.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда : исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии : артикуляционные превращения. – Ростов н/ Д: Феникс, 2013.