Наталья Гусева
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р]»
Цель: Закрепление умения правильно употреблять звук [р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
• Развивать и совершенствовать артикуляционную моторику.
• Закреплять умение правильно удерживать артикуляционную позу.
• Упражнять в образование прилагательных;
• Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных
Развивающие:
• Продолжать развивать фонематическое восприятие.
• Развивать мелкую и общую моторику.
• Развивать внимание, память.
Воспитательные:
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
• Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: картинка Кроша, два маленьких трактора, две картинки с изображением дороги, цветок синего цвета; картинки: кастрюля, картофель, свекла, лук, морковь, укроп, петрушка, капуста, помидор; картинки подарки; картинка – раскраска Крош.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед : Сегодня к нам в гости пришел один из смешариков. Как его зовут? Да, это Крош.
Он не умеет рычать и поэтому боится, что его не возьмут в школу. Поможем ему?
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед : Будем делать вместе с Крошем упражнения.
1) «Улыбка» - Раз, два, три, не ленись и пошире улыбнись.
2) «Окошко» - До пяти теперь считаем и окошко открываем.
3) «Маляр» - Красить комнаты пора, мы позвали маляра.
4) «Лошадка» - Вот лошадка скачет ловко, у лошадки есть сноровка.
5) «Грибок» - На тонкой ножке вырос гриб, он не мал и не велик.
6) «Барабанщики» - В барабан мы сильно бьем и все вместе мы поем :д-д-д-д….
2. Уточнение артикуляции звука [р].
Логопед : Покажем и расскажем Крошу, как правильно произносится звук [р] : губы открыты, улыбнуться, зубы видны, язык поднят за верхние зубы, громко стучим: д-д-д… А теперь заведем мотор: дрр…
3. Автоматизация звука [р] в слогах, словах.
Логопед : А теперь устроим самое настоящее соревнование.
Перед нами 2 дорожки. По одной поеду я – я буду за Кроша, а по другой поедешь ты. Нужно ехать и произносить слоги: ра, ро, ру, ры. В одну сторону ведем трактор правой рукой, а в другую - левой. Когда поедем обратно произносим слова: рак, рот, рука,рыба. А теперь еще раз едем и произносим слоги: ар, ор, ур, ыр. Едем обратно произносим слова: пар, хор, шнур, сыр.
Логопед : Молодец!
4. Развитие фонематического слуха.
Крош хочет с тобой поиграть в игру «Внимательные ушки». Он будет называть тебе слоги, если услышишь в них звук [р], подними синий цветок.
1) ра, ро, па, ко, ру, ор, ос, ок, вы, ры. А теперь подними цветок, если услышишь звук [р] в словах. Слушай внимательно 2) рак, рыба, сом, ком, ракета дом, кошка, рысь.
Логопед : Какая ты внимательная,молодец!.
6. Физкультминутка «Доскажи словечко» (с шарами)
Давай возьмем щары и поиграем в игру «Доскажи словечко» .Я начинаю говорить, а ты заканчиваешь, добавляя слово.
Ра-ра-ра - начинается… (игра). (Поднимаем шары в верх.)
Ры-ры-ры- у нас в руках (шары). (Качаемся с шарами из стороны в сторону.)
Ру-ру-ру – бью рукою (по шару). (Ударяем ладонью по шарам.)
Ро-ро-ро – шар упал (в ведро). (Шары кладут в ведра.)
Ры-ры-ры –конец (игры). (Хлопаем в ладоши.)
5. Нахождение звука [р] в названии картинок.
Логопед : У Кроша очень много друзей Он решил приготовить для них вкусный обед.
Логопед : (раскладывает картинки перед ребенком) Отбери картинки, в названии которых есть звук [р] (картофель, свекла, лук, морковь, укроп, петрушка, капуста, помидор).
7. Словообразование.
А еще Крош приготовил вкусные напитки. Назови какие.
Сок из винограда -… (виноградный сок)
Сок из граната - … (гранатовый сок)
Компот из груш - (грушевый компот)
Очень вкусный обед получился. Все друзья остались довольны.
8. «Назови ласково».(Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением).
Друзья принесли Крошу подарки. Крош маленький и подарки у него маленькие. Как мы назовем их ласково.
Роза-…
Рамка -…
Рубашка –…
Рыба -…
Барабан-…
Пирамида-…
Логопед : Молодец!
9. Игра «Исправь предложение»
Логопед : Крош иногда так сильно торопится, что путает все слова и понять его не возможно. Исправь, пожалуйста, Кроша.
Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)
Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)
Клумба растет на розе (Роза растет на клумбе)
10. Итог занятия.
Логопед : (имя, ты хорошо сегодня поработала на занятии. Крошу очень понравилось с тобой заниматься. На память он хочет подарить тебе свой портрет, который ты сможешь раскрасить сама.