ИРИНА ЛИННИК
Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребёнком с РАС на тему «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия
с неговорящим ребёнком (расстройство аутистического спектра)
лексическая тема «Домашние животные».
Цель. Создать условий для пополнения словарного запаса.
Задачи:
Коррекционно – образовательные
Формировать умение воспроизводить жест «Привет», «Пока» (закрепление социальных умений в общении).
Темочки:
- Аутизм, РАС, РДА. Конспекты занятий
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Неговорящие дети
- Неговорящие дети. Конспекты
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Знакомить с домашними животными (кошка, собака, корова, лошадь, коза, учить запоминать названия животных.
Учить показывать части тела животных (лапы, хвост, копыта, грива, рога). Формировать первичные представления о домашних животных, их внешнем виде.
Учить соотносить игрушки (корова, лошадь, собака, кошка, коза) с их словесными обозначениями; выделять предмет из общего фона по его названию; учить находить предмет из двух (трех) предъявленных.
Уточнить и расширить пассивный словарь по теме «Домашние животные». Учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звуков, слогов : «му-му», «мяу-мяу», «ме-ме», «ав-ав», «и-и», «цок-цок».
Учить выполнять предметно-игровые действий с игрушками кошкой, собакой, коровой – погладить, покормить.
Обучать пониманию одно- и двухступенчатых инструкций: «Дай», «Возьми», «Покажи», «Погладь», «Покорми» и воспроизведению указательного жеста рукой или указательным пальцем.
Учить пониманию предлогов, выражающих пространственные отношения (в, на, над, под, за, перед).
Коррекционно – развивающие
Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторики, координацию движения с речью.
Развивать речевое дыхание, фонематическое представление,
Развивать зрительное внимание и память.
Развивать наглядно-действенное и наглядно-образного мышления при группировке и классификации знакомых предметов.
Воспитательные
Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, ответственности, навыков сотрудничества.
Воспитание заботливого отношения к домашним животным.
Оборудование: пластмассовые игрушки домашних животных, картинка с изображением «мальчик машет рукой», контейнер с фасолью - «сухой бассейн», импровизированное подворье, макет дома, макет лавки, макет забора, две мягкие игрушки котёнка (один белый, один черный, лото «Домашние животные», вкладыши «Животные», альбомный лист, гуашь, компьютерная игра «Кто сказал: «Мяу?» из программы «Игры для Тигры».
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед здоровается с ребёнком.
- Привет! (приветствует его жестом - машет рукой). Логопед показывает ребёнку картинку с изображением «мальчик машет рукой».
-Дима, помаши рукой. (Комментирует выполнение движения рукой словом «привет»).
1. Упражнение “Найди животных” (сухой бассейн для рук). Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.
- Я предлагаю отправится в путешествие.
А к кому мы пойдем, ты определишь сам.
- Найдите, кто здесь спрятался.
Опусти руку и возьми один предмет.
В контейнере среди фасоли спрятаны пластиковые фигурки домашних животных : кошки, коровы, козы, собаки, лошади.
Ребёнок достает по очереди игрушки, логопед называет животных. Ребенок выставляет их на столе (на столе создано импровизированное подворье).
2. Артикуляционная зарядка
Кошка серая гуляет (язык влево, вправо)
Сладко, сладко так зевает. (широко отрыт рот)
Молоко она лакает (язык высунуть, затем убрать)
Кошка губки облизала, (облизать губы)
Кошка зубки показала (улыбнуться)
И «СПА-СИ-БО» нам сказала». ( сказать: «Спасибо», возможно кивнуть головой).
3. Упражнение «Покажи»
Задание 1. Покажи корову. Покажи кошку. Покажи козу. Покажи лошадь. Покажи собаку.
Задание 2. Покажи хвост. Покажи рога. Покажи гриву. Покажи копыта, лапы.
4. Пальчиковая гимнастика.
«Собака».
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
5. Упражнение «Громко – тихо»
- Давай, поиграем. Будем произносить Мууууу….
• с постепенным усилением силы голоса,
• с ослаблением силы голоса.
6. Упражнение «Пастушок играет». Поднести руки ко рту, «держать дудочку», вдох носом; на выдохе произнести: «Ту-ту-у-у! «Ту-ту-у-у!». Повторить 2 – 3 раза.
7. Упражнение «Кто это?»
Логопед (берет игрушку). Это собака. Собака лает: «Ав-ав! Ав-ав!» Как лает собака? (ребёнок произносит звуки доступной ему речью).
Логопед (берет игрушку). Это корова. Корова мычит: «Му-му!» Как мычит корова?
Логопед (берет игрушку). Это кошка. Кошка мяукает: «Мяу-мяу!» Как мяукает кошка?
Логопед (берет игрушку). Это коза. Коза блеет: «Ме-ме! Ме-ме!» Как блеет коза?
Логопед (берет игрушку). Это лошадка. Лошадка ржё т: «И-и!» Как ржет лошадка?
8. Упражнение «Определите, чей голос сейчас звучит».
(Проводится компьютерная игра «Кто сказал: «Мяу?» из программы «Игры для Тигры»).
Логопед. Какие животные решили спеть.
Ребёнок. Кошка мяукает – «мяу», корова мычит – «му», овца блеет – «ме», собака лает – «ав», лошадь ржет – «и-и». (ребёнок произносит звукоподражательные звуки и слоги как может их произнести).
9. Двигательная пауза «Цок-цок-цок».
Логопед. Дима, Зорька захотела покатать тебя на тележке. Выходи из-за стола. (Все движения логопед выполняет сопряженно с ребёнком).
«Цок-цок-цок!» — лошадка скачет (скачут, как лошадки, по кругу,
«Цок-цок-цок!» — копытом бьет (ударяют носком ноги по полу).
«Цок-цок-цок!» — тележку тащит (снова скачут по кругу,
На тележке нас везет (приседают на корточки и встают).
8. Игра в лото «Домашние животные»
Задание 1. Логопед. Дай мне корову, собаку, кошку…. (ребёнок называет предметы доступной ему речью).
Задание 2. Логопед. Покажи корову, кошку, козу….
9. Игровое упражнение «Два котёнка».
В руках логопеда игрушка котёнка (черный). Логопед создает игровую ситуацию. Играет с котёнком. Гладит, кормит котёнка. Затем предлагает ребёнку взять другого котёнка (белый). Дима, возьми котёнка. Погладь котёнка. Покорми котёнка. (все действия выполняются сопряженно с ребёнком). Усложнение: выполняем все те же действия с другими животными.
10. Игровое упражнение «Где спрятался котёнок?»
Логопед : «Дима, ты слышишь, кот мяукает. Он решил поиграть с тобой в прятки!» На стол выставляется макет дома, лавки, забора и игрушка кота. Логопед.
- Дима, возьми котёнка. Посади на крышу. В домик. На лавку. Под лавку. За забор. Перед забором. (можно игру усложнить, внося в неё других животных : Возьми собачку. Положи под лавку. Возьми козу. Поставь за забором. И т. д.)
11. Упражнение «Вкладыши-животные». Учить группировать и классифицировать знакомые предметы.
12. Задание рисование следов
Логопед. Собачка поела и пошла гулять. Идет собачка по дорожке. (Ребенок играет с игрушкой). Ходила лапками – топ-топ, топ –топ – и оставила следы. Давай их нарисуем. (Ребёнок пальцами рисует собачьи следы).
13. Итог. Логопед благодарит ребёнка ( использует подкрепление правильного действия: вкусное поощрение, объятия и др.). Затем логопед прощается с ребёнком. Пока! (машет рукой). Просит ребёнка выполнить такие же действия.