Лариса Мурашова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [З]»
Тема: Постановка звука [З].
Образовательная область: речевое развитие
Культурная практика: познавательная деятельность
Культурно-смысловой контекст: научиться петь песенку комара
Цель: формирование навыка правильного артикуляционного уклада при произнесении звука через выполнение артикуляционных упражнений в познавательной деятельности.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Постановка звука [З]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Задачи: Коррекционно-образовательные: формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; Коррекционно-развивающие: развитие артикуляционного аппарата; развитие фонематического слуха; устранение дефектного произношения звука З; улучшение мелкой моторики; Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.
Оборудование: зеркало, карточки с артикуляционной гимнастикой, штапель, вата, игрушка или картинка комара, профиль артикуляции звука.
Ход занятия:
1. Орг. момент (приветствие, настрой на занятие)
Каждый день-всегда, везде,
На занятиях, в игре-
Смело, четко говорим
И совсем мы не молчим.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Всё, что надо, повторяем.
2. Основной этап
1. Артикуляционная и дыхательная гимнастики:
- Что нам поможет говорить четко и ясно?
-Перед тобой картинки, я проговариваю стихотворение - ты выполняешь упражнение:
«Улыбка»
Уголки потянем к ушкам,
Улыбнемся, как лягушка.
«Заборчик»
Зубы ровно ты смыкаешь
И «заборчик» получаешь.
А сейчас раздвинешь губы
И увидишь свои зубы.
«Трубочка»
На дудочку губы положим,
И даже сыграть на ней сможем.
Губы хоботом тянуууу!
Ду-Ду-Дуууу
«Улыбка» - «Заборчик»
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
«Улыбка» - «Трубочка»
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счет его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
«Накажем непослушный язычок».
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
«Чистим нижние зубки»
Мягкой щеткою с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые.
«Качели»
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.
«Горка»
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
Упражнения на дыхание
«Загони мяч в ворота»
Мы в футбол с тобой играем,
Мяч в ворота загоняем.
Дуй на ватку сильней,
Гол забей поскорей!
Кубики у нас будут воротами, а ватный шарик – мячом. Давай вытянем губы вперед трубочкой и будем длительно дуть на «мяч», чтобы загнать его в «ворота».
«Погрей ладошки»
А теперь научимся греть ладошки. Глубоко вдохни носом, открой ротик. Язычок поставь возле нижних зубов. Выдохни на руки, шепотом произнося звук [а]. Тепло ручкам стало?
2. Объявление темы занятия:
Упражнение «Комар».
-Посмотри, кто к нам прилетел. А теперь представь, что мы с тобой комарики и хотим с ним поговорить. Как мы это сделаем?
- Посмотри и послушай, как я это буду делать: з-з-з… Сегодня мы будем учиться петь песенку комара.
3. Развитие фонематического восприятия:
-Давай поиграем в игру. Тебе нужно будет поймать звук. Я буду произносить звуки, а ты, если услышишь звук [з], хлопни в ладоши, поймай его. Договорились?
[л], [з], [р] [з], [л], [м], [б], [з], [ж], [з], [р] [з], [с]
Далее - аналогичное задание со слогами и словами
ла, зо, ро, зу, па, жу, зы, ба, са
злак, сыр, зуб, полка, зонт, булка, замок, мазок.
4. Физминутка «Комарик»
-Давай немного отдохнем:
Комарикb весело очень летели.
(Шагаем, руки в стороны).
Комарики песенку звонкую пели.
(говорим: З-з-з-з).
Давайте ещё позвеним, хоть немножко.
(шагаем на месте, говорим: З-з-з-з).
И будем громко хлопать в ладошки!
(хлопаем в ладоши).
5. Коррекция нарушений звукопроизношения
(постановка звука, первичное закрепление звука):
1. Давай покажем, как поёт комарик, посмотри и послушай, как я это делаю: з-з-з… Попробуй так же (постановка по подражанию).
2. Открыть рот. Опустить кончик языка к нижним резцам таким образом, чтобы посередине языка образовалась щель. С силой равномерно выдыхать воздух.
3. Если по средней линии языка у ребенка не образуется «желобок», вдоль языка положить палочку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка, и произносить звук [з]. Проделать то же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу, затем повторить несколько раз без использования палочки.
6. Анализ артикуляции по плану (используем картинки на артикуляционные признаки звуков):
•Положение губ: губы растянуты как при улыбке
•Положение зубов: зубы сближены и находятся на расстоянии 1 мм.
•Положение языка: язык упирается в нижние резцы, посередине языка образуется «желобок», по которому идет струя выдыхаемого воздуха.
•Выдыхаемая воздушная струя: теплая.
• Голосовые связки работают, горло дрожит (голос есть).
7. Характеристика звука [з]:
Звук [з] – согласный, твердый, глухой.
8. Закрепление изолированного звука
- Давай покажем, как поёт комарик: з-з-з… (индивидуальное и сопряженное проговаривание).
3. Заключительный этап
-Чью песенку мы с тобой сегодня учились петь?
- У тебя получилось спеть эту песенку? Что надо сделать, чтобы спеть песенку комара? (анализ артикуляции по плану).
- Спой песенку комара. Что тебе больше всего понравилось на этом занятии?
- Что для тебя показалось трудным?
Комарик дарит тебе картинку с его изображением, дома повторяй его песенку.