Ангелина Лунёва
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]
Цель: Постановка звука [ш].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1) Учить произносить звук [ш];
2) Учить артикуляции звука Ш;
Коррекционно-развивающие:
1) Развивать подвижность органов артикуляции (язык, мягкое нёбо).
2) Развивать фонематический слух через систему игровых упражнений;
3) Развивать дыхание (формировать направленную воздушную струю);
Воспитательные:
1) Воспитывать навыки самоконтроля
Оборудование: Зеркало, кусочек ватки, полоска из бумаги, игрушка Змея, логопедический зонд, мяч. Картинки: шапка, машина, собака, подушка, жираф, карандаш, шар, сапоги.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед приглашает ребенка в свой кабинет, просит присесть за стол.
Приветствие ребёнка
-На занятии мы будем учиться произносить звук [ш]. Сегодня к нам собирается прийти гость. Я прочитаю тебе загадку, а ты попробуй отгадать, что это за гость.
Проползает шнур живой,
Ног не видно с головой,
Жалит он, а не кусает,
И к себе не подпускает
(Змея)
- Правильно, это змейка. Чтобы научиться шипеть как змея, мы сделаем гимнастику.
Логопед показывает игрушку «Змеи».
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ:
1. «Улыбочка».
- Покажем, какие мы веселые и радостные. Растянем губки в улыбочке.
2. «Заборчик».
- Улыбнемся и сомкнем наши зубки.
3. «Колечко».
- Округлим губки и сомкнем зубки.
Упражнения для языка:
4. «Блинчик».
- Откроем ротик широко и положим широкий язычок на нижнюю губку.
5. «Фокус».
Логопед кладет ребенку на носик кусочек ватки.
- Улыбнемся, приоткроем ротик, положим кончик язычка на верхнюю губку и подуем на носик, чтобы сдуть ватку.
6. «Катушка»
- Улыбнись, приоткрой рот. Кончиком широкого языка с силой упрись в нижние зубы. Удерживай в заданном положении на счет до 5. Выполняй движения выгнутым языком вперед-назад, не отрывая языка от зубов.
7. «Маляр»
- Улыбнись, открой рот и «покрась» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», делая движения вперёд-назад.
8. «Посчитаем верхние зубки»
- Улыбнись, покажи зубки, приоткрой рот и кончиком языка «посчитай» верхние зубки с внутренней стороны, дотрагиваясь и толкая каждый зуб.
Логопед показывает выполнение упражнений. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз. Ребенок выполняет все упражнения.
Основная часть
Уточнение артикуляции
Логопед: Когда Змея поёт свою песенку «Ш-ш-ш-ш» кончик языка поднят вверх, но не касается нёба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Губы растянуты в улыбке, обнажая зубы. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. Теплая воздушная струя воздуха. Спинка языка приподнята. Язык напоминает чашечку.
Дыхательная гимнастика
Упражнение «Змеиный язык»
Ребёнок «приклеивает» на кончик языка полоску из тонкой бумаги и дует на кончик языка, тем самым вырабатывая воздушную струю, идущую посередине языка. Кончик бумажной полоски необходимо сначала придерживать, иначе она не «взлетит».
Постановка звука [ш] механическим способом.
- Змейка любит шипеть. Давай покажем, как она это делает. Чтобы змейка зашипела, ей нужно посвистеть: с-с-с.
Ребёнку предлагается длительно произносить звук с (передние зубы все время видны) шпателем аккуратно поднимают широкий язык за верхние зубы и слегка отодвигают его назад – к альвеолам (края шпателя при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов);
Вместо свиста слышится шипение. Упражнение выполняется несколько раз.
Развитие фонематического слуха.
Восприятие звука Ш изолировано
-Давай поиграем в игру «Охотник» Как только услышишь звук Ш – сразу лови его и хлопай в ладошки.
Ш-Ф-Ш-З-Ш-Ш-Х-С-Ш-Ж-Ш-С
-Давай поиграем в игру «Нарушители тишины». Я буду воспроизводить звуки, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь звук Ш.
«Кошка сердится (Ш-ш-ш)»
«Чайник закипел (С-с-с)»
«Листья шуршат (Ш-ш-ш)»
«Змейка шипит (Ш-ш-ш)»
Восприятие звука Ш в словах
- Змейка очень любит прятаться. Давай ее поищем. Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что змейка шипит: ш-ш-ш, кричи громко: «Вот ты где!»
Собака, шапка, жираф, фартук, машина, халат, мешок, снежинка, подушка.
- Давай поиграем в мяч. Если услышишь в слове звук Ш – лови мяч. Если не услышишь звук Ш – отбрасывай мяч.
Камыш, шар, шаг, сапоги, свет, шорох, смех, мешок, карандаш.
Восприятие звука Ш без проговаривания
- Перед тобой картинки. Выбери только те картинки, где в названиях изображений есть звук Ш.
(Картинки: шапка, машина, собака, подушка, жираф, карандаш, шар, сапоги)
-
- Давай споём песенку змеи «Ш-ш-ш» Длительно произнеси звук Ш на выдохе.
Итог занятия
- Чем мы сегодня занимались?
- Что тебе понравилось больше всего?
- Сегодня на занятии мы учились правильно шипеть и показали змейке, как хорошо это у тебя получается!