Ольга Белозерова
Конспект игры-эксперимента в старшей группе «Откуда взялись острова?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект игры-эксперимента в старшей группе «Откуда взялись острова?»
Задача: познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.
Методы и приемы: практические (изготовление островов, проведение эксперимента)
игровые (игра-эксперимент)
словесные (рассказ, вопросы)
наглядные (рассматривание глобуса, модели)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Материалы: модель «Морское дно» залитое водой, поддоны, глина, стеки, губки для уборки воды, салфетки, глобус.
Ход игры-эксперимента
Педагог. Ребята вы уже знаете, что глобус – это модель нашей Земли. Синее на глобусе – это вода, зеленое – земля, а коричневое – горы.
Земля занимает много места на глобусе. А что это за маленькое зеленое пятнышко в воде? Это остров. А что такое остров? Давайте разберемся в этом.
- Где расположен остров?
- Что вокруг него?
- Попробуем сформировать острова?
- Как предлагаете это сделать?
- Из чего можно сделать сушу? (Из глины, пластилина)
Педагог. Я вам предлагаю пройти в нашу лабораторию и приготовить себе рабочее место. Возьмем доску для лепки, разомнем на ней пластилин. Сформируем остров, поместим его в поднос, а вокруг нальем воды. На что это похоже? (На большой остров).
Острова бывают разные – обитаемые и необитаемые. На островах много озер. Давайте сделаем на нашем острове озеро. Как же мы будем это делать? А вот так: прорежем стеком внутри острова отверстие, нальем в него воды. Вот и получилось озеро.
На островах всегда много озер и рек, поэтому они покрыты растительностью. А как сделаем реки? А вот так: прорезаем стеком линии от озера к краям подноса. Посмотрите, как потекла вода. Что получилось? (Река.) Реки и озера делят наш остров на более мелкие острова.
Сделайте из пластилина несколько маленьких островков.
Педагог. Ребята теперь вы поняли, что такое остров? Остров – это часть суши, со всех сторон окруженная водой. Но откуда же берутся острова? Ребята вам трудно это объяснить? Давайте я вам расскажу.
Острова образуются в результате движения земной коры. Она никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками.
В результате образуются острова и горы. Давайте возьмем ткань и представим, что это – земная кора. Теперь приведем в движение, «земную кору».
(Дети выполняют движения под платком)
Теперь вы видите как наша «земля» морщится, горбится и начинают расти горы, примерно так происходит и в природе.
Педагог.
Предлагаю вам вылепить из пластилина необитаемый остров.
Давайте представим, что мы с вами плывем по океану, на корабле. И если бы вода была такой же невидимой, как воздух то мы увидели бы дно океана вот таким (показ макета.)
- Что вы видите? Ровная ли поверхность у моря? Почему дно моря неровное?
Земная кора состоит из плит, которые всегда в движении, при этом одна плита может находить на другую или встать, как крыша у домика (показ руками). И тогда эти горные вершины поднимаются над уровнем моря и океана, образуя острова.
А бывает и по-другому: плиты опускаются вниз, и тогда происходит затопление островов – они уходят под воду. Добавим немного воды, и вы увидите, как наши острова спрятались под водой. (Показ на макете). Теперь вы поняли, как образуются острова?
К сожалению, увидеть в природе как образуются острова невозможно, нужны тысячелетия.
Самостоятельная работа детей и итог занятия смотр всех поделок.
Вот такие острова с пальмами, кокосами и бананами получились у ребят!