Получи документы

Конспект игровой ситуации по рисованию «Роспись ложки»

Марина Филина
Конспект игровой ситуации по рисованию «Роспись ложки»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект игровой ситуации по рисованию

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие». «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие>>, <<Физическое развитие».

Программные задачи

Формировать умение составлять узор в ложке по мотивам хохломской росписи, рисуя завиток, трилистник, клубничку или яблочко, травинки, капельки и усики, используя цвета хохломской росписи (красный, зеленый, черный, желтый). Развивать умение строить композицию в ложке.

Публикация «Конспект игровой ситуации по рисованию „Роспись ложки“» размещена в разделах

Формировать умение рисовать толстой и тонкой кистями, упражнять в рисовании всем ворсом и концом кисти. Совершенствовать умение хорошо промывать и осушать кисть о салфетку. Совершенствовать умение рисовать круги и мазки, формировать умение рисовать завиток, травку и усики.

Способствовать переходу от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств по лексической теме «Посуда» : «хохлома», «хохломская роспись», «деревянная чашка», «плошка», «ложка>;>, <<завиток», «<трилистник», «клубничка», «яблочко>>. «травинки», «капелька», «усики». Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (хохломой) и развивать декоративное творчество.

Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Планируемые результаты

Ребенок расписывает ложку по мотивам хохломской росписи. Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Проявляет интерес к народному декоративно-прикладному искусству (хохломе).

Предшествующая работа

Работа по лексической теме «Посуда».

Разучивание физкультминутки Н. Нищевой «Чайник».

Составление узоров, используя волнистые линии, мазки, круги и точки.

Приемы работы

Рассматривание образца, показ воспитателя, объяснение способа выполнения работы, самостоятельное выполнение действий детьми, индивидуальный показ, вопросы, указания, помощь, рассматривание детских работ, напоминание, совет, поощрение, показ презентации, художественное слово, физкультминутка.

Материал: мольберт, презентация о хохломе и аппаратура для ее демонстрации, хохломская посуда.

Демонстрационный материал: вариантные образцы (вариантность в цвете, лист для показа (ложка желтого цвета, ее «хвостик» красного цвета, край основания ложки (круг) обведен тонкой красной полосой по контуру, гуашь, 2 кисти (толстая и тонкая) и подставка для них, стаканчик с водой, салфетка.

Раздаточный материал: ложка желтого цвета, ее «хвостик» красного цвета, край основания ложки (круг) обведен тонкой красной линией по контуру: гуашь, толстые и тонкие кисти и подставки для них, баночки с водой, салфетки.

Ход деятельности

Воспитатель читает стихотворение и показывает посуду хохломских мастеров.

Воспитатель.

Деревянная чашка,

Деревянная плошка

И как будто простая

Деревянная ложка.

Но узорочьем дивным

Они расцветают,

Как посуда нарядна -

Она золотая!

Вся в цветах она, в листьях

И в ягодах алых,

На ветвях золотых

Стаи птиц небывалых.

До того хороша,

Восхищенья не скрою!

Называют ее

Золотой хохломою.

Н. Радченко

Кто слушал внимательно стихотворение, скажите, пожалуйста, из какого материала сделана эта посуда?

Дети. Из дерева.

Воспитатель.

Деревянная чашка,

Деревянная плошка

И как будто простая

Деревянная ложка.

Послушайте вот эти строки:

Как посуда нарядна-

Она золотая!

Так эта посуда деревянная или золотая?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, эта посуда деревянная. Но почему про нее говорят, что она золотая, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель. Посуда выглядит ярко, нарядно. А желтый цвет блестит, светится, как золотой. Кто запомнил, как называется эта посуда?

Ответы детей.

Воспитатель. Называют ее золотой хохломой. Почему в названии используют слово «золотой»?

Ответы детей.

Воспитатель. А почему говорят, что эта посуда хохломская? Не знаете? Сейчас я расскажу.

Воспитатель рассказывает и демонстрирует слайды презентации.

Воспитатель. Давным-давно в деревнях вблизи Хохломы, что стоят на берегу реки Волги, жили мастера, которые изготавливали, расписывали посуду и привозили ее в деревню Хохлома для продажи.

Красивая была посуда, золотая, хоть и из дерева сделана. Про эту посуду говорили, что она и в огне не горит, и в воде не тонет. Как вы думаете, почему в воде не тонет?

Дети. Потому что сделана из дерева, а дерево не тонет в воде.

Воспитатель. А почему в огне не горит, хотите узнать? Слушайте внимательно, я расскажу, как делают эту посуду, а потом вы ответите на вопрос, почему так говорят, что хохломская посуда «в огне не горит».

Посуду мастера вырезали из мягких пород деревьев: в основном из липы, иногда использовали осину или березу. Сначала делали из дерева грубые бруски-заготовки. Затем на станке придавали этим заготовкам нужную форму. Полученные изделия - резные ковши, ложки и чашки - называются «белье».

После сушки «белье» покрывают жидкой очищенной глиной. После этого изделие сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла) 3-4 раза в течение дня.

Следующий этап - лужение, то есть втирание тампоном из овечьей кожи в поверхность изделия алюминиевого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.

B росписи применяются масляные краски. Главные цвета хохломской росписи - -красный, черный, но для оживления узора допускаются и другие коричневый, светлого тона зеленый, желтый. Кисти для росписи делают из беличьих хвостов — так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Посмотрите, какие элементы узора используют хохломские мастера для росписи посуды : криуль, волнистая линия; большие и маленькие завитки; листья одинарные, двойные и трилистники. А вот ягоды: клубника, малина, смородина, рябина, крыжовник. Яблочки и цветы из точек, травинки, капельки и усики. Еще могут быть нарисованы дивные птицы.

Расписанные изделия четыре-пять раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают течение трех-четырех часов в печи при температуре +150. +160° С до образования масляно-лаковой пленки золотистого цвета. Так получается знаменитая золотая хохлома.

Кто ответит на вопрос: почему говорят, что хохломская посуда в огне не горит?

Предположения детей.

Воспитатель. Да, в открытом огне деревянная посуда, конечно же, сгорит. Но говорят про хохломскую посуду, что она в огне не горит, потому, что ее закаливают, долго держат в печи при высокой температуре.

Физкультминутка «Чайник» (Н. Нищева)

Вот большой стеклянный чайник, Дети надувают животик, одну руку ставят на

Очень важный, как начальник. пояс, другую изгибают.

Вот фарфоровые чашки, Приседают, одну руку ставят на пояс.

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца: Кружатся, “рисуя” руками в воздухе круг.

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки, Тянутся, смыкают руки над головой.

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, Ложатся и вытягиваются.

Он посуду нам принес.

Рисование

Вызов интереса и постановка цели

Воспитатель. Как называется эта посуда?

Дети. Хохломская посуда.

Воспитатель. Почему эту посуду называют хохломской?

Дети. По названию места - Хохлома.

Воспитатель. Из какого материала изготавливают хохломскую посуду?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте мы сегодня превратимся в мастеров и распишем ложки, используя элементы хохломской росписи.

Рассматривание образца

Воспитатель выставляет образцы.

Воспитатель. Посмотрите, как я расписала ложки. Из каких элементов я составила узор?

Дети. Здесь есть большой завиток, трилистники, ягоды клубники, яблочки, травинки, капельки и усики.

Воспитатель. Расскажите о большом завитке: как он расположен, какого цвета.

Дети. Большой завиток нарисован от ручки ложки, по ее краю и направлен в серединку. Он красного и черного цветов.

Воспитатель. Расскажите о лепестке-трилистнике: из чего он состоит, как расположен, какого цвета.

Дети. Трилистник состоит из трех листочков, сросшихся вместе, он нарисован на завитке недалеко от ручки ложки. Он зеленого цвета.

Воспитатель. Чем похожи клубничка и яблочко?

Дети. Они круглой формы, красного цвета, расположены внутри ложки.

Воспитатель. Чем отличаются клубничка от яблочка?

Дети. У клубнички вверху зеленая травка и по всей ягодке желтые семечки-точки, а у яблочка снизу точка черного цвета.

Воспитатель. Расскажите о травинках, капельках и усиках: где они расположены, какого цвета.

Дети. Травинки, капельки и усики расположены по длине завитка, они красные, черные и зеленые.

Воспитатель. Вот так мы будем расписывать ложки.

Показ способов выполнения работы

Воспитатель. Рисовать будем двумя кисточками толстой и тонкой. Сначала я нарисую концом тонкой кисти большой завиток от ручки ложки, по краю и направлю в серединку. Я нарисовала завиток гуашью черного цвета, а вы сделаете так, как захотите, - черным или красным.

Взяв гуашь красного цвета, посередине ложки рисую круг толстой кистью, закрашиваю. Пока краска будет сохнуть, нарисую трилистник. Трилистник тоже буду рисовать толстой кистью. Не забываю хорошо промыть и осушить кисть о салфетку, прежде чем набрать гуашь другого цвета.

На завитке недалеко от ручки ложки нарисую трилистник : приложу кисть всем ворсом посерединке, слева и справа также выполню мазки всем ворсом толстой кисти.

Нарисую по длине завитка травинки и усики концом тонкой кисти, а капельки - всем ворсом тонкой кисти красного, черного и зеленого цветов.

Сейчас я превращу кружок красного цвета посередине ложки в клубничку. Набираю на тонкую кисть зеленую гуашь и концом кисти рисую короткие тонкие линии вверху ягодки - это зеленая травка клубнички. Промываю кисть, осушаю, набираю желтую гуашь и ставлю по всей ягодке семечки-точки: вверху ягодки ставлю ряд точек, чуть ниже рисую еще ряд точек и внизу ягодки ставлю точки концом кисти.

Закрепление последовательности выполнения работы

Воспитатель. Что мы сначала сделаем?

Дети. Большой завиток и ягодку или яблочко.

Воспитатель. Что нарисуем после этого?

Дети. Листья зеленого цвета.

Воспитатель. Что будем рисовать потом?

Дети. Травинки, усики и капельки по длине завитка.

Воспитатель. Что сделаем в последнюю очередь?

Дети. Украсим ягодку или яблочко.

Общие указания

До начала выполнения работы детьми педагог дает указания (напоминаeт).

Воспитатель. Решите, какие элементы узора вы нарисуете и гуашь какого цвета используете.

Думайте, когда вы возьмете для рисования тонкую кисть, а когда толстую.

Хорошо промывайте и осушайте кисть, прежде чем взять гуашь другого цвета. Индивидуальные указания

В ходе рисования педагог осуществляет индивидуальный показ на своем листе для тех детей, у кого работа вызывает затруднение, советует, дает указания:

-как прорисовать элементы узора :

-как построить узор:

- какие цвета можно использовать при составлении узора по мотивам хохломской росписи.

Анализ детских работ

Педагог хвалит детей и рассматривает их работы.

Воспитатель. Молодцы, вы все постарались и красиво расписали ложки. Как называется эта роспись?

Дети. Хохломская.

Воспитатель. Мне понравилась вот эта работа: большой завиток нарисован от ручки ложки, по ее краю и направлен в серединку. Он аккуратно прорисован гуашью красного (черного) цвета. Еще Зоя нарисовала трилистник и ягоды клубники, травинки, капельки и усики.

Воспитатель предлагает рассказать о своей работе: какими элементами расписали ложку, как расположили элементы узора и какие цвета использовали. 2-3 ребенка рассказывают, воспитатель дает анализ каждого ответа.

Воспитатель. Покажите работу с ошибками. Найдите работы, похожие (непохожие) на образцы.

Дети выполняют.

Итог

Воспитатель. Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам сегодня больше всего понравилось, показалось интересным? Что оказалось сложным?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект игровой ситуации «Поход в лес» в первой младшей группе Игровая ситуация «Поход в лес» в 1 младшей группе Составила и провела: воспитатель Васильева О. А. Цель:Развитие сенсорной культуры. Задачи:.

Конспект ИОС по ФЭМП «В гостях у матрешек. Ориентация в пространстве. Времена года. Части суток» с детьми 3–4 летКонспект ИОС по ФЭМП «В гостях у матрешек. Ориентация в пространстве. Времена года. Части суток» с детьми 3–4 лет Цель: формирование у детей младшего возраста элементарных математических представлений посредством игры. Задачи: Формировать у дошкольников.

Конспект игровой образовательной ситуации по экологии «Замечательная репка» с детьми 3–4 летКонспект игровой образовательной ситуации по экологии «Замечательная репка» с детьми 3–4 лет Цель: формирование у детей экологических представлений об овощах и домашних животных. Задачи: Формировать у дошкольников эколого-познавательный.

Конспект игровой ситуации по рисованию с использованием печати пробками «На яблоне поспели яблочки»Конспект игровой ситуации по рисованию с использованием печати пробками «На яблоне поспели яблочки» Конспект игровой ситуации по рисованию с использованием нетрадиционной техники (печать пробками) на тему: «На яблоне поспели яблочки» (средняя.

Конспект игровой ситуации с использованием ЦОР во второй младшей группе «Праздничная панорама»Конспект игровой ситуации с использованием ЦОР во второй младшей группе «Праздничная панорама» Конспект игровой ситуации с использованием ЦОР во второй младшей группе «ПРАЗДНИЧНАЯ ПАНОРАМА» Реализация содержания программы в образовательных.

Конспект игровой ситуации с использованием ИКТ «Домик дружбы» для старшей группыКонспект игровой ситуации с использованием ИКТ «Домик дружбы» для старшей группы Конспект игровой ситуации с использованием ИКТ «Домик дружбы» для старшей группы Цель: Воспитание коммуникативных качеств личности, развитие.

Конспект игровой ситуации во второй группе раннего возраста Конспект игровой ситуации во второй группе раннего возраста «Веселая полянка» Задачи: - развивать активную речь детей, побуждать отвечать.

Конспект интегрированной игровой ситуации «Путешествие из Екатеринодара в Краснодар» по ПДДКонспект интегрированной игровой ситуации «Путешествие из Екатеринодара в Краснодар» по ПДД Конспект интегрированной игровой ситуации в старшей группе на тему: «Путешествие из Екатеринодара в Краснодар» по ПДД. Реализация содержания.

Конспект интегрированной игровой ситуации в старшей группе по конструированию «Мы построим новый дом»Конспект интегрированной игровой ситуации в старшей группе по конструированию «Мы построим новый дом» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, «Речевое развитие»,.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект игровой ситуации по рисованию «Роспись ложки»
Опубликовано: 21 апреля 2023 в 09:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект игровой ситуации по рисованию «Роспись ложки»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Филина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД