Надежда Панова
Конспект игровой обучающей ситуации «Ай, ай, ай, месяц май — и тепел, и холоден, не холоден, так голоден»
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей старшего дошкольного возраста.
Программные задачи:
Образовательные:
Продолжать формировать представление о весне на основе знакомства с существительными признаками мая, народным земледельческим календарем.
Учить устанавливать разнообразные связи в природе. Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира.
Расширять словарный запас через участие в народных и самодеятельных играх.
Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.
Развивающие:
Активизировать речевую деятельность путем развития доказательной речи детей.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Учить фантазировать, используя в качестве основы игровую ситуацию; развивать образное представление.
Воспитательные:
Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых.
Развивать эмоциональную сферу детей.
Словарная работа: май, юность года, зенит весны и ее венец, торжество весны зеленой, месяц дождей, месяц лесных сказок и «зеленого шума», сердце весны; цветень, ранопашец, угарный, маковец, песенник; линька, страда.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображениями березовой рощи, скворца около скворечника; тематические альбомы («Весна», «Птицы», «Обитатели леса», «Домашние животные», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Злаки», «Насекомые»).
Ход ИОС
(Педагог предлагает сесть в круг на ковре и всем вместе поиграть).
Игра «Связующая нить»
Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим.
Когда клубок вернется ко взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
(По окончании игры педагог начинает с детьми беседу о последнем весеннем месяце).
Воспитатель: Какой сегодня месяц? (Ответы детей)
Какие изменения в погоде мы наблюдаем в мае? (Ответы детей)
Что происходит с растениями в последний весенний месяц? (Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки.
Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила (Гроза)
Меня ждут – не дождутся,
Как увидят – разбегутся (Дождь)
Крашеное коромысло
Над рекою повисло (Радуга)
Заревел вол
На сто гор,
На тысячу городов (Гром)
Летела стрела,
Упала в лебеду.
Ищу – не найду (Молния)
(Дети не просто отгадывают загадки, а по просьбе педагога аргументируют свой ответ).
Воспитатель: Мы листаем календарь, и вот уже наступил месяц май. У мая много народных прозвищ и поэтических образов: юность года, зенит весны и ее венец, торжество весны зеленой, месяц дождей, месяц лесных сказок и «зеленого шума».
Май – сердце весны. Снег уже сошел, только в самых глухих лесных чащах еще сохранились его остатки. Солнце поднимается высоко и греет землю.
Дуют теплые ветры, по голубому небу плывут, как лебеди, белые облака. В мае часто бывают грозы: сверкает молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают проснувшуюся землю, и природа оживает: ярче зеленеют травы, раскрываются венчики цветов. Деревья и кусты, травы и цветы пьют теплые капли. После майского дождя в небе часто появляется разноцветная радуга.
Народная игра «Сундучок»
Описание игры: на столе стоит сундучок, в котором лежит какой-либо предмет. Педагог вызывает одного ребенка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ребенку вопросы о цвете, форме, качестве, размере, свойствах этого предмета до тех пор, пока не угадают дети, что именно лежит в сундучке.
Правило игры: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».
Игра «Кузнечики»
Поднимите плечики, Дети поднимают плечи.
Прыгайте, кузнечики! Прыгают на месте.
Прыг-скок, прыг-скок!
Стоп! Сели! Останавливаются. Садятся.
Травушку покушали, Наклоняются вниз.
Тишину послушали. Встают.
Выше, выше, высоко
Прыгать очень нам легко. Прыгают.
Воспитатель: В народе говорят: «Весна цветами красна». А месяц май называют цветень. В мае расцветают в лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Распускаются листья на деревьях и кустарниках: тополе, березе, черемухе, сирени. Белыми и розовыми кружевными накидками покрываются сады – цветут яблони, вишни, сливы.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Цвети, черемуха, душистая, цвети!
По ветру, разметав соцветий пряди,
Словно царевна в свадебном наряде,
Зелеными шелками шелести.
И пусть никто не занесет топор,
Тебя не срубит и не искалечит,
И не сомнет твой праздничный убор –
Убор весны – царевны подвенечный.
Т. Шорыгина
Воспитатель: Кроме того, май – пора сева, поэтому его называли ранопашец.
«Угарный» месяц, в поле много работы. Он же и маковец – запламенели алые маки. В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в саду деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде грядки подготовить и посеять лук, морковь и свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы.
Май – важный месяц, от него зависит урожай. Холода в мае не опасны и даже желательны, если они не превращаются в губительные для молодой растительности морозы. Недаром в народе говорят: «Месяц май и тепел, и холоден, не холоден, так голоден», «Май холодный – не будешь голодный».
Игра «Назовите приметы весны»
(Педагог читает стихотворение, а детям нужно вспомнить и назвать приметы весны, о которых говорится в стихотворении).
У весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают все вокруг.
Из-под хвои и травинок
Выполз первый сонный жук.
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки.
Из гнезда летят шмели.
У весны забот немало,
Но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.
Т. Шорыгина
Игра «Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять, Дети прыгают на обеих ногах на
Вышел дождик погулять. каждый счет, руки на поясе.
Шел неспешно по привычке. Маршируют.
А куда ему спешить? Разводят руками, пожимают плечами.
Вдруг читает на табличке: Ведут пальчиком правой руки
«По газону не ходить!» слева направо, движение головы
Дождь вздохнул тихонько: слева направо
«Ох!» Глубокий вздох, на выдохе произносят междометие
И ушел. Газон засох. Маршируют.
О. Бундур
Воспитатель: Еще в народе месяц май зовут песенником. Из дальних стран прилетели к нам перелетные птицы и поют, заливаются, щебечут в лесах, лугах и полях. Самый лучший певец – соловей. В народе говорят: «Малая птичка соловей, а май знает». Соловьи любят строить гнезда в зеленых зарослях черемухи, ивы, возле рек и ручьев, в оврагах. Кукует в лесу кукушка, звенят зяблики, свистит иволга.
Вода в реках, озерах и прудах прогревается, и болотные певцы – лягушки – громко квакают, поют свадебные песни. У зверей продолжается линька: становится короче мех, а цвет больше подходит к весенней и летней окраске леса. У волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, белки появляются малыши.