Наталья Борисова
Консультация «Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Количество детей с речевыми патологиями в последнее время сильно увеличилось. По исследованиям Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, ОНР III уровня характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (фонетико-фонематические процессы, лек-сика, грамматический строй речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.
По мнению ряда авторов (Р. А. Белова-Давид, Н. С. Жукова,
Публикация «Консультация „Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей“» размещена в разделах
Е. М. Мастюковой, Т. В. Филичевой, эти дети быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатое дело до конца, а активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью. Придя в школу, они будут испы-тывать трудности и быстро попадут в ряды неуспевающих.
Это отчетливо проявляется при изучении глагольного словаря и словаря признаков. Преобладающий тип лексических ошибок - неправильное упот-ребление слов в речевом контексте, редкое использование антонимов и синонимов, довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде, падеже, смешение родовой принадлежности существительных; ошибки в согласовании существительного с числительным, в употреблении предлогов; недостатки в употреблении лексики, грамматики и звукопроизношения. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются перечислением действий.
Речевое отставание отрицательно сказывается на развитии памяти. Поэтому формирование словаря и лексико-грамматических сторон данной категории детей являются одной из актуальных проблем. Здесь на помощь призовем игровую обучающую ситуацию, однако эффективным средством она станет, если воспитатель:
- умеет подбирать содержание игровых обучающих ситуаций;
- владеет методикой и организацией игровой обучающей ситуации;
- использует систему работы с играми;
- владеет диагностическими методиками исследования словаря детей.
Воспитатели уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Например, компенсаторная функция игры основана на том, что для ребенка игровое пространство становится новой реальностью в реальности, созданной взрослыми. Иначе говоря, игра - это альтернатива действительности, и поэтому она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все же главная функция игры - развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.
Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, занимательность не должна стирать грани между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.
Специфика обучающей игры заключается в ее структуре, которая содержит и учебные задачи. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют по-вышению интереса к познавательной деятельности.
Особое значение в структуре дидактической игры имеет игровое действие, целью которого является создание игровых взаимоотношений между детьми. Однако анализ дидактических игр позволяет сделать вывод о том, что во многих из них игровое действие отсутствует, по структуре и содержанию они подобны беседе или упражнению. По мнению В. Н. Аванесовой, дидактичеркая игра становится таковой благодаря наличию в ней игровых моментов : загадок, движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, а также использованию различных персонажей. Для разработки игровой формы обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и правил, но и о том, чтобы игра была интересной. Этого можно добиться, постоянно усложняя игровое действие. Основным стимулом по-знавательной деятельности становится не указания воспитателя, а естественное желание детей поиграть. В соответствии с этим воспитатель не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни.
По мнению А. В. Запорожца, игра - это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности.
Таким образом, различные структурные элементы игры (воображаемая ситуация, интересный сюжет, ролевые действия и отношения) послужат для детей образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая, несомненно, окажет влияние на содержание их игр в дальнейшем.
Каким же элементам игры следует отдавать предпочтение при использовании игровых ситуаций на занятиях? В зависимости от учебной задачи и содержания занятия в равной степени могут быть использованы сюжет, ролевые отношения, сказочные или литературные персонажи и др. В любом случае характер игры определяется логикой построения занятия, которое направлено на достижение определенной дидактической цели. С самого начала ход игры регламентирован, и его определяет воспитатель, который должен детально продумать, подготовить, организовать и направить игру в нужное русло. В процессе игры дети «следуют» за педа-гогом в отличие от самостоятельной игровой деятельности, где воспитатель, даже непосредственно руководя игрой, «следует» за дошкольниками. Игровая функция педагога во время занятий очень важна, так как от него зависит процесс осуществления игры. Его замысел останется нереализованным, если сюжет не заинтересует детей, не вызовет у них эмоционального отклика или будет нарушено ролевое поведение.
С развитием игровой деятельности правила поведения для детей старшего дошкольного возраста становятся ядром роли. Эти теоретические положения необходимо учитывать при использовании сюжетно-ролевой игры или отдельных ее элементов в организации процесса обучения. Их недооценка может привести к разрушению игры. Следовательно, необходимо вновь вернуться к дидактической игре.
Дидактические игры, рекомендуемые для детских садов, значительно различаются по форме и содержанию. В играх, не имеющих определенного сюжета, более отчетливо выражены игровые действия и правила, их обучающая цель преобладает над игровой, что не позволяет в полную силу осуществить собственно игру, развернуть сюжет, ролевое поведение детей.
Оптимальная форма использования игры - игровые обучающие ситуации (ИОС, которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательно-образовательных задач на занятиях и разных мероприятиях повседневной жизни.
Для обучения можно использовать различные игровые моменты : сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия. Своеобразным игровым элементов в обучении являются игрушки, изображающие животных, литературно-ска-зочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов.
В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом занятия. Благодаря ей решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
Описываются три типа игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями: ИОС с игрушками-аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИОС - путешествия. Первый тип строится на использовании игрушек-аналогов, изображающих животных, растения и др. Существует огромное разнообразие игрушек (мягких, резиновых и пр.) и очень ограниченное количество игрушек-растений (пластиковые елочки, овощи, деревянные грибы, деревья, искусственные цветы). Главный смысл использования игрушек такого рода - сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке умений правильно и по-разному действовать с живым объектом.
Построение игровых обучающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с его игрушечным изображением по внешнему облику и способу функционирования (действия).
Различные игровые ситуации на занятиях показали, что игрушку-аналог можно использовать в дидактических целях для формирования у детей дош-кольного возраста реалистических представлений о животных.
Присутствие игрушки уместно всякий раз, когда занятие строится на базе полученных ранее (в процессе наблюдений) конкретных знаний. Дошкольники с удовольствием держат в руках игрушечных рыбок, птичек, зайчиков, так как исключена возможность, взять в руки настоящих животных.
Форма игрушки должна быть узнаваема и не вызывать сомнения в принадлежности к тому или иному виду животных или растений. Игрушка независимо от материала, из которого она изготовлена, должна вызывать положительные эмоции, быть «доброй», симпатичной, эстетичной - ее окраска может быть декоративной, но всегда высокохудожественной.
Второй тип игровых обучающих ситуаций составляют ИОС с использованием кукол, изображающих персонажи литературных произведений, хорошо знакомых детям. Героев полюбившихся сказок, рассказов и диафильмов дети воспринимают очень эмоционально, стараются им подражать. Персонажи сказок (Чиполлино, Незнайка, Карлсон, Айболит, Красная Шапочка и др., опираясь на их «литературную биографию», можно с успехом использовать на занятиях, активизируя с их помощью познавательную деятельность дошкольников и решая дидактические задачи программного содержания. Куклы из сказок - не просто симпатичные игрушки, которые развлека-ют детей, а персонажи со своим характером и настроением, своей манерой поведения, проистекающей из сюжета сказки. Дошкольникам они интересны тем, что в новых неожиданных ситуациях проявляются типичные черты ха-рактера этих героев. Например, Карлсон и Незнайка очень часто чего-то не знают и поэтому попадают в сложное положение, и тогда необходимы знания и помощь ребят. Такие моменты хороши тем, что дети начинают их учить - объясняют, рассказывают им то, что уже сами знают, т. е. из обучаемых пре-вращаются в обучающих, благодаря чему активизируется их умственная деятельность. На занятиях воспитатель задает детям вопросы, что-то объясняет, рассказывает, но когда он от имени Незнайки или Карлсона задает «глупые» вопро-сы, дети с удовольствием исправляют его ошибки. Они находятся во власти игровой ситуации, поэтому уверенно дополняют рассказ воспитателя, уточняя и закрепляя при этом полученные знания.
Третий тип игровых обучающих ситуаций - игра в путешествия. В каждом случае сюжет такой игры следует тщательно продумать. Дети в качестве путешественников, экскурсантов, туристов должны «побывать» во многих местах. Воспитатель берет на себя роль экскурсовода, руководителя ту-ристической группы или опытного путешественника. В таких игровых обучающих ситуациях большую помощь ему могут оказать самодельные фотоаппараты, подзорные трубы и бинокли, которые создают хорошие визуальные условия для наблюдения.
Все игровые обучающие ситуации требуют от воспитателя определенной подготовки. Он должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Очень важно, чтобы сам воспитатель легко входил в игру - ведь он часто исполняет одно-временно две роли: ведет диалог от имени куклы-персонажа и при этом остается воспитатель, который проводит занятие с детьми. Обучение с использованием игровых обучающих ситуаций в отдельных случаях может выходить за рамки определенного времени, но это неопасно, так как хорошая игра, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.
Игровое обучение по сравнению с традиционным рассматриванием картинок существенно повышает эффективность формирования словаря. Дошколь-ники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации, более глубоко усваивают знания.
Тема «Красная Шапочка встречает лесных животных»
Дидактическая цель: уточнить представления детей о жизни зайца, ежа и белки в лесу (особенности передвижения, питания, защиты от врагов, выведения потомства).
Оборудование: загадки, игрушки или картинки.
Ход игры:
К детям приходит Красная Шапочка.
Красная Шапочка.
- Ребята, я вчера ходила к своей бабушке совсем другой дорогой. Волк мне не попался, зато я повстречала таких добрых и хорошеньких жителей леса! Догадайтесь, кто это?
Это что за зверь лесной, встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы, уши больше головы.
(Заяц.)
- Расскажите, что вы знаете о зайце.
- А я узнала от зайца, когда с ним беседовала, что он тоже не любит волка, потому что тот на него охотится. А еще я в лесу увидела необычную рыжую «птичку» на дереве. Кто она?
Кто на ветке шишки грыз, и бросал чешуйки вниз?
Кто по елкам ловко скачет, и взлетает на дыбы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?
(Белка.)
Белка очень спешила к своим детям, и поэтому мы не сумели с ней поговорить. А что вы знаете о белке?
Дети высказываются, воспитатель помогает, дополняет, сообщает им то, что дети забыли или не знают.
Иду я дальше по лесу и встречаю зверя, который сильно меня напугал: он громко топал, шуршал в кустах, фыркал. Какой смешной зверь!
У всех бывает мягкая шерсть, а у него колючки; у всех есть хвост, а у него нет.
Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач.
Голой ручкой не возьмешь. А зовется это. (еж).
- Ребята! Благодарю вас за интересную беседу, обещаю еще раз прийти в гости. А к бабушке буду ходить только по этой дороге, чтобы не встречаться с волком и видеть своих новых друзей.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / Под ред. Н. Н. Поддьякова, М., 1972.
2. Вондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1985.
3. Кристиане Ян. Игра в процессе обучения // Советская педагогика. 1988. №
4. Лакоцевина Т. П. Сказочный алфавит от А до И. Ч. 1. 2005.
5. Локуциевская Г. Т. Образование игрушки в эстетическом воспитании детей 5 - 7 лет. М., 1973.
6. Миллер С. Психология игры. СПб., 1999.
7. Николаева СМ., Комарова ИЛ. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2005.
8. Саморукова П. Г. Игры детей. Л., 1973.
9. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976.
10. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. М., 1976.