Наталья Павленко
Конспект игрового занятия «Школа пожарных наук» для детей старшей группы
Образовательная область: социально – коммуникативная.
Цель: Расширять знания детей о профессии пожарного. Продолжать знакомить с правилами пожарной безопасности.
Задачи:
- уточнить знания детей о работе пожарных, пожарной службы;
Публикация «Конспект игрового занятия „Школа пожарных наук“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Пожарный. Знакомство с профессией
- Старшая группа
- Темочки
Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре;
- продолжать знакомить детей со средствами пожаротушения;
- продолжать учить набирать телефонный номер пожарной службы;
- развивать познавательную активность, зрительную память, любознательность, воображение, коммуникативные навыки;
- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
- воспитывать чувство дружбы, сплоченность.
Интегрируемые образовательные области: социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная активность ребенка.
Форма организации: подгруппа (12 – детей)
Предварительная работа:
1. Цикл бесед на тему «Огонь - друг, огонь – враг».
2. Разучивание пословиц о противопожарной безопасности.
3. Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
4. Чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар», «В дыму» В. Житкова, «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака.
5. Рассматривание иллюстраций к ним.
6. Беседа о профессии «Пожарный».
Оборудование: емкости с водой, песком, землей, спички, свечи, 2 набора карточек «Пожарный щит», нарисованное дерево, фишки, медали.
Ход образовательной деятельности
Ребята, сегодня, когда я шла на работу в почтовом ящике нашла вот этот конверт с пожарной части для старшей группы. Давайте посмотрим, что в нем (открываем, смотрим). Да это же маршрутная карта, пожарный, письмо (читаем).
Письмо:
Здравствуйте ребята!
Нам нужна ваша помощь, дело в том, что у нас в пожарной части не хватает пожарных. Но вы можете нам помочь, став юными пожарными. Но для того чтобы стать пожарным необходимо много знать и уметь. Поэтому мы вам предлагаем пройти учения в «Школе пожарных наук». В конверте лежит маршрутная карта. По ней вы должны пройти 5 ступеней, на каждой из них будет свое трудное задание. За каждый правильный ответ, вашей команде будет присвоена фишка. Чья команда наберет больше фишек, та и победит. После успешного прохождения нашего маршрута вы будете зачислены в пожарную службу. Для этого вам нужно быть внимательными и очень постараться.
Итак, сегодня в викторине участвуют команда «Искорка» и команда «Огонёк».
Разрешите представить жюри….
Жюри будет внимательно следить за вашими действиями, и отмечать правильные ответы. За каждый правильный ответ вы будете получать фишку – знатока, какая команда наберёт больше фишек, та команда и выиграет.
Прошу команды приготовиться.
Девиз команды «Искорка» : «при пожаре, как один набираем – 01».
Девиз команды «Огонёк» : «Знают мальчики и девчушки – спички детям не игрушка».
Воспитатель. Какой должна быть команда, чтобы справиться со всеми трудностями? (дружной).
Воспитатель. Давайте вспомним кто такие пожарные?
Дети. Это люди, которые борются с огнем.
Воспитатель. Все правильно. Пожарные – это люди, которые борются с огнем. А вы знаете, что пожар легче предупредить, чем потушить? Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но и их предупреждением. Без разрешения пожарных, без их тщательного осмотра не строится ни один дом. Пожарные участвуют в осмотре магазинов, школ, детских садов, заводов, кафе и ресторанов перед их открытием.
Воспитатель. Каким должен быть пожарный?
Дети. Сильным, ловким, умным, быстрым, храбрым, смелым, решительным, находчивым, осторожным, сообразительным, отзывчивым, дисциплинированным.
Воспитатель. Опасна ли профессия пожарного? Почему?
Дети. Может обжечься, здание обрушится и т. д.
Воспитатель. Давайте мы с вами вспомним, во что одет пожарный?
Дети. Он в каске, в специальном костюме.
Воспитатель. (показываю пожарного). Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. Скажите, ребята, зачем пожарному каска?
Дети. Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.
Воспитатель. Правильно. Когда случается пожар – это очень опасно. Поэтому необходимо соблюдать все правила безопасности.
Воспитатель. А вы хотели бы стать юными пожарными?
Дети. Хотим.
Воспитатель. Тогда, я вам предлагаю пройти учения в школе пожарных наук.
Девиз школы : «Чтоб не ссориться с огнем, нужно много знать о нем».
Повторите девиз.
1ступень «Лаборатория пожарной безопасности»
Воспитатель. Мы с вами пришли в лабораторию пожарной безопасности, а о чем здесь будем говорить, вы узнаете из загадки:
У меня характер яркий,
Аппетит у меня жаркий.
Я могу съесть целый дом,
Улицу, микрорайон.
Мне достаточно искры,
Чтоб взметнулись вверх костры.
Ты рукой меня не тронь,
Обожжешься! Я ….(огонь).
Воспитатель. Да, это огонь. Хотите увидеть огонь?
Опыт №1 Воспитатель. На металлическом подносе зажигает свечи.
Воспитатель. Когда мы зажгли свечи, что мы увидели?
Дети. Огонек.
Воспитатель. Огонек. Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?
Дети. Нет. Можно обжечься.
Воспитатель. Правильно. Огонь – стихия яркая, привлекательная, но в то же время очень опасная.
Опыт №2
Воспитатель. Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?
Дети. Его нужно потушить.
Воспитатель. Чего же боится огонь?
Дети. Воды, снега, песка, земли.
Воспитатель. А давайте проверим правильность ваших утверждений.
Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. Что происходит и почему?
Вывод: огонь погас, потому что он боится воды.
Опыт №3, 4.
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей.
Опыт №5
Воспитатель. Каким еще способом можно справиться с огнем?
Посмотрите на эту плотную ткань (показать, дать пощупать). Как вы думаете можно ей потушить огонь? Почему? Я вам подскажу при помощи другого опыта.
Горящую свечу, мы плотно накроем колбой (стеклянной банкой). Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
Вывод: огонь можно потушить плотной тканью.
Воспитатель. Сегодня мы с вами зажигали свечу. Можно ли детям зажигать свечу? Чем она опасна?
Дети отвечают.
Воспитатель. Правильно когда горит свеча, плавится воск, он горячий и им можно обжечься. Свеча может упасть и тогда произойдет пожар. Нельзя наклоняться к свече, можно обжечь лицо, могут загореться волосы.
Часто возникают пожары по вине детей.
Воспитатель. Первую ступень обучения вы прошли успешно. Наш пожарный поднялся на 1 ступень маршрутной карты.
2 ступень ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ЗАГАДКИ
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня,
Не бывает без огня. (Дым.)
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком – а не лает,
Без зубов – а кусает?
(Огонь.)
Они, как брызги от огня,
Всё норовят обжечь меня.
(Искры.)
Висит – молчит,
А перевернешь, шипит,
И пена летит.
(Огнетушитель.)
Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает.
(Свеча.)
В деревянном домике,
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки.
(Спички.)
Что бывает, если птички,
Зажигают в доме спички?
(Пожар.)
Туристы в лагерь свой придут,
Его под вечер разведут.
Он будет долго полыхать,
Своим теплом их согревать.
(Костёр.)
То назад, То вперёд,
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море. (Утюг.)
Раскалился слишком вдруг,
Электрический утюг,
Что должны вы сделать, детки?
Вынуть вилку из (Розетки.)
Выпал на пол уголек
Деревянный пол прожег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его.
(Водой.)
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут.
(Пожарный.)
Молодцы ребята, отгадали все загадки. Вторую ступень обучения вы прошли успешно. Наш пожарный поднялся на 2 ступень маршрутной карты.
3 ступень «Огненные пословицы и поговорки»
(За каждую пословицу присваивается фишка).
Берегись, не обожгись!
Бояться, как огня.
Где огонь, там и дым.
Дерево с огнем не дружит.
Дорого при пожаре и ведро воды.
Дыма без огня не бывает.
И малая искра сжигает города.
Лучше костёр маленький, чем пожар большой.
Маленькая спичка сжигает большой лес.
Не имей привычки носить в кармане спички.
Не шути с огнем, обожжешься.
Огонь – друг и враг человека.
Огонь не вода — пожитки не всплывают.
От огня и камень треснет.
Пламя – это благо и жизнь, если не забыть потушить его вовремя.
Пожарному делу учиться – вперед пригодится.
С огнем воюют, а без огня горюют.
Слёзы пожара не тушат.
Спичка – невеличка, а огонь великан.
Спички не игрушка, огонь не забава.
Упустишь огонь – не потушишь.
Утром, вечером и днем осторожен, будь с огнем.
Человек без огня не живет ни единого дня.
Искра мала, велик пламень родит.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Как бы мал огонёк не был, всегда от него дым.
Огонь не вода — охватит, не выплывешь.
Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
Один на пожаре не боец.
От искры пожар рождается.
При огне как при солнце светло, при огне и зимою тепло.
Спички не тронь – в них огонь.
Третью ступень обучения вы прошли успешно. Наш пожарный поднялся на 3 ступень маршрутной карты.
Физминутка «Юные пожарные»
Воспитатель предлагает детям превратиться в пожарных. Предлагает произнести слова: Вокруг себя повернись, В пожарного превратись!
(Дети закрывают глаза, произносят слова: Вокруг себя повернусь, В пожарного превращусь)
На машине ярко-красной
Мчимся мы вперед.
Труд тяжелый и опасный
Нас, пожарных, ждет (имитируют движение рулём)
Мы, юные пожарные,
Умеем делать так,
По лестнице взбираемся
Мы быстро на чердак (имитируют влезание по лестнице)
Мы, юные пожарные,
Умеем делать так,
Быстрее всех раскручивать
Большой пожарный шланг (показывают руками, как раскручивают шланг)
Мы, юные пожарные,
Быстрее всех идем.
Мы, юные пожарные,
Мы справимся с огнем! (идут по кругу)
4 ступень «Горящее дерево»
В группе на доске нарисовано дерево, на котором расположены красные «огоньки». Под каждым «огоньком» спрятан вопрос, на который дети должны ответить. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
Посмотрите-ка, ребята наше дерево горит и чтобы его потушить необходимо, ответить на все вопросы, спрятанные в огне
1 вопрос: Что есть в любом пассажирском транспорте для борьбы с огнём? (Огнетушитель).
2 вопрос: Как называется профессия, когда тушат пожар? (пожарный).
3 вопрос: Чем пожарные защищают себя от огня? (каской, брезентовым костюмом, противогазом, огнеупорными рукавицами).
4 вопрос: Чем опасен пожар? (могут погибнуть люди, сгореть вещи, квартира, дом).
5 вопрос: Почему пожарная машина красного цвета? (чтобы из далека было видно, что едет пожарная машина и ей надо уступить дорогу).
6 вопрос: Как известно, дым гораздо опаснее огня. Как спасти себя во время пожара от удушья? (намочить ткань водой и дышать через неё).
7 вопрос: Чем опасен дым от пожара? (можно заблудиться, трудно дышать).
8 вопрос: По какому номеру телефона вызывается пожарная служба? (01).
9 вопрос: Чем можно потушить небольшой пожар? (огнетушителем, водой, песком, одеялом).
10 вопрос: В комнате много дыма. (Пробирайся ползком к выходу).
11 вопрос: Горит старая трава. (Забросай землей, залей водой).
12 вопрос: Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?
(необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит).
Четвертую ступень обучения вы прошли успешно. Наш пожарный поднялся на 4 ступень маршрутной карты.
5 ступень Эстафета Кто быстрей соберет «Пожарный щит».
Дети делятся на 2 команды и стоят возле доски, по сигналу бегут к столу, где лежат предметные картинки. Берут нужную на их взгляд картинку, возвращаются и вешают на доску. Какая из команд быстрей соберет пожарный щит, та и выиграла. Участникам победившей команды присваивается фишка.
Пятая ступень обучения пройдена успешно. Наш пожарный поднялся на 5 ступень маршрутной карты.
Воспитатель. Ребята, чем мы сегодня занимались? Что узнали нового? Что вам понравилось? (ответы детей).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы прошли весь маршрут по подготовке. Наш пожарный поднялся на 5 ступень маршрутной карты.
Я думаю, что вас можно зачислить в дружину юных пожарных.
Пришло время посчитать ваши фишки!
Дети строятся в шеренгу. Жюри вешает медальки.