Эльвира Мардеева
Конспект развлечения «Русские посиделки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Русские посиделки
Место проведения: мини- музей детского сада.
(зал русского быта)
Цель: продолжать знакомить воспитанников с понятием «устное народное творчество», обогащать словарь воспитанников русскими пословицами и поговорками; закреплять знания ребят о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки); учить понимать переносное значение образных выражений; формировать выразительность, точность речи. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.
Программное содержание:
Публикация «Конспект развлечения „Русские посиделки“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Продолжать знакомить воспитанников с традициями русского народа, с русской избой — жилищем крестьянской семьи;
• Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
• Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик;
• Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям;
Развивать интерес к русской народной музыке, желание ее слушать, отзывчивость при восприятии народных музыкальных произведений.
Задачи:
1. Дать представление воспитанникам о важности семейных традиций.
2. Познакомить участников круглого стола с традициями, которые существуют в разных семьях.
3. Заинтересовать родителей и детей в создании групповых традиций.
Материалы и оборудование:
• Предметы домашнего обихода;
• Колонки, материалы фонотеки.
Предварительная работа:
• Чтение русских народных сказок;
• Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;
• Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев,
• Домашнее задание: выучить с родителями пословицы и поговорки.
• Совместная экскурсия в мини-музей детского сада.
• Совместная детская деятельность: «Бабушкин сундук», «На завалинке».
Ход развлечения.
(по русскому обычаю, поклоном встречаю детей и родителей в мини – музее, «русская изба» под музыку: «Светит месяц, светит ясный…»)
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы!
Будьте здоровы и счастливы.
А наша встреча будет веселой и радостной.
Будем сегодня друг друга потешать: загадки отгадывать, пословицы и поговорки вспоминать, да в игры играть.
В старину наши предки разговаривали жестами, затем эти жесты перешли в обряды. Хочу вас познакомить один из обрядов это приветствие.
Возьмите правую руку и положите на сердце «Сердце мое, мое солнце и воздух всегда рядом»
Давай те же, гости проходите, располагайтесь не стесняйтесь. У меня для вас найдется и местечко, и словечко.
(дети присаживаются на лавочки)
Хозяйка: В старину говорили гостям почет, а хозяйке честь. Сегодня вы у меня в гостях, я хозяйка этой избы, а зовут меня Авдотья. У меня в доме тепло и уютно. Вечерами люди собирались в большой избе, пели песни, отгадывали загадки, вспоминали пословицы и поговорки, и играли в русские народные игры. Вот такие вечера назывались посиделками. И мы сегодня с вами собрались на посиделки. Значит, мы тоже будем веселиться….
Ребята в избе самую большую комнату называли горницей (просит повторить ребят). В старину говорили без печки и изба не изба. Кто? Что может рассказать о моей печки? Почему ее главной называли? ( ответы детей: пироги пекут, греются, каши готовят, грибы и ягоды сушат, топят печку дровами). Тепло и свет дают, одежду сушат, животных греют. Правильно там пекли караваи и пироги
Сегодня я вам расскажу, как жили на Руси в старину и какие у них были предметы быта. Что же считалось сердцем дома? Подсказываю, она обогревала избу
Дети: печка.
-Правильно - печка. А почему?
Дети: она грела, в ней сушили грибы и ягоды, спали, готовили еду себе и домашним животным, под печкой в сильные морозы держали кур.
-Ребята, а что можно приготовить в русской печи?
Дети: Щи, кашу, хлеб, пекли пироги да каравай.
-А вот Богдан и Арслан знает об этом потешку, расскажи нам.
Богдан, Арслан: Тушки -ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки
Всем по ватрушки
Да молока по кружке
Молоко вкусненько
Ватрушки сладеньки!
-Еще Ангелину послушаем.
Ангелина: Уж я Танюшке пирог испеку
Уж я внученьке румяненький
На нем корочка пшеничная
А помадочка медовая
Моя внученька бедовая!
Хозяйка: Ребята, давайте с вами вспомним старинную русскую игру «Посиделки»
Эй, подружки – хохотушки,
Развеселые болтушки!
Эй, ребята – молодцы,
Озорные удальцы!
Выходите поплясать,
Длинный денечек, скоротать.
Ребята выходят из-за столов и водят с воспитателями хоровод:
Хозяюшка. Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, (присаживаемся)
Встали (встаем)
Себя показали (повертелись)
Попрыгали, (прыгаем)
Потопали (топаем)
В ладошки мы похлопали. (хлопаем)
Повторяем 2 раза, ускоряя темп.
(Дети садятся)
Хозяйка: А я вам хочу рассказать про чугунок, что хозяйка в печку ставит. Он был незаменим в хозяйстве. Он тяжёлый, мог выдержать любой огонь и не бился. В чугунке варили щи да кашу. (держит перед собой чугунок)
Как же можно было достать из печи горячий горшок?
Здесь был нужен другой помощник. Смотрим на экран и слушаем про него загадку. (на экране загадывают родители загадку)
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват) –
Кто из вас найдёт ухват в нашей избе, который помогал хозяйке?
Правильно, ребята возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Хозяйка: Ребята, предлагаю поиграть в игру «Что было, что стало»
1. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)
2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
5. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
Молодцы!
А сейчас мама Кристины загадает загадку.
В гости всех мы позовем
И чайку мы всем нальем
Сверху дым и снизу пар
Вот он русский …. (самовар).
-Почему любили пить чай из самовара?
Воспитанника: Он был очень красивый, большой, в нем долго не остывала вода.
-Можно было пить всей семьей, воды много - всем хватит.
-А чем разогревали самовар?
Воспитанники: Щепочками, палочками, шишками.
А мы с Роланом выучили потешку:
Ролан:
Тары- бары растабары,
Выпьем чай из самовара,
С сухарями с сушками,
Со сладкими ватрушками
С бубликами вкусными,
С пирогами русскими.
-А еще кто вспомнил потешку? Слушаем вас Регина и Рамина.
Регина, Рамина: Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавиц самовар!
Родитель: Молодцы ребята! Вот такой чудный у нас самовар!
Знаете, ребятки, а после того как попили чай, в старину водили разные хороводы, пели песни, и играли в игры.
Давайте и мы поиграем, в игру «Никонориха»
(звучит музыка «Никонориха гусей пасла…»)
Никонориха гусей посла, (дети ходят по кругу, руки за спиной)
да пустила в огород козла.
Никонориха ругается, (пальчиком грозят)
А козел то улыбается (музыка останавливается, дети становятся по двое).
(оставшемуся, без пары грозят пальцем - 1,2,3 козлик это ты)
Игра повторяется.
В беседу вступает мама Камиля: хочу загадать вам еще одну загадку:
Посмотрите, что за чудная кроватка?
Спится в ней так сладко – сладко,
С прутиков ее смастерили,
Мягкую перинку постелили,
И подвесили в избе
На радость детворе.
Что это, ребята?
Воспитанники: Колыбелька для малыша.
Хозяйка: Молодцы ребята, правильно - колыбелька. Когда моя мама была маленькая, бабушка качала ее в такой колыбельке. Давайте подойдем поближе к колыбельке и рассмотрим.
-Колыбельку чем застилали?
Воспитанники: Перинкой, набитой душистыми травами и подушка такая же.
(обращает внимание детей на одеяло)
-А чем же Алешенька укрыт?
Воспитанники: одеялом.
-А из чего одеяло сшито?
Воспитанники: Из лоскутков.
-И как можно назвать, одним словом?
Воспитанники: Лоскутное.
-Ой, ребята, мы, кажется, разбудили маленького Алешеньку. Что же делать?
Воспитанники: Надо спеть колыбельную.
-А кто из вас вспомнит и расскажет?
Амалия: Ой, пришла к нам дрема,
Навалилась на глаза.
Навалилась - накатилась
Не уйти теперь от сна.
Ой, как сон да дрема,
Навалилась на глаза.
Навалилась - накатилась
Спать Алешеньке пора.
-А еще кто вспомнил? София хочет рассказать, слушаем тебя.
София: Ай, люлень, да люлень,
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит,
В каждый дом ее заносит,
В люльку дрему он кладет
Тихо песенку поет.
-Не спит наш Алешенька! Давайте все вместе споем и покачаем Лешеньку – Алешеньку.
Хозяйка: Все вместе за руки беритесь и весело в кружочек становитесь.
Зв. музыка (колыбельная)
Баю - баю за рекой, (руки вверху, качаем из стороны в сторону)
Скрылось солнце на покой,
У Алешеньких ворот
Зайцы водят хоровод. (присели ушки показали)
Заиньки, Заиньки
Не пора ли баиньки?
Всем под осинку,
Алешке на перинку.
Баю – баю, Лешенька
Засыпай Алешенька. (присели, ручки под щечки).
(встали и тихонько подошли к колыбельке, убедились, что Алешенька уснул)
Хозяйка: Давайте отойдем тихонько, да присядем на лавочку.
(В беседу включается мама Тамерлана).
Я знаю загадку и хочу вам загадать:
Хоть и не гармошка
За обедом в суп ныряет
Расписная…. (Ложка)
-Молодцы, ребята, а вот я знаю пословицу о ложках.
Красна ложка с похлебкой, а не сухая.
А вы знаете?
(дети рассказывают пословицы)
1. Ребенок: Дорога ложка к обеду.
2. Нечего хлебать так дайте ложку полизать
3. Ложка дегтя в бочке меда.
(показывает в коробке лежат ложки).
Хозяйка: Ребята, из чего они сделаны?
Воспитанники: Из дерева.
Хозяйка: Почему их делали из дерева?
Воспитанники: Легкие, не нагревались, красивые, расписные…
Хозяйка: Они были все одинаковые?
Воспитанники: Разные - большие, маленькие.
Хозяйка: Зачем нужны были большие?
Воспитанники: Мешать похлебку, наливать ее, а маленькие - кушать.
Хозяйка: А ложки нужны были только чтобы кушать?
Воспитанники: Нет, на них можно играть.
Хозяйка: Так давайте поиграем.
(Игра на ложках под народную музыку)
Игра «Карусель»
Хозяйка: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.
Хозяйка: Ребята, помните, в начале наших посиделок, вы говорили, что в печи раньше пекли пирожки? Так вот, пока мы беседы водили, печка приготовила для вас сюрприз.
(достаю каравай и угощаю ребят)
Хозяйка: Наступает час прощанья.
Будет краткой моя речь
Говорю вам: До свидания!
До приятных новых встреч!
(прощаясь, делаю поклон по русскому обычаю, дети и родители тоже.
Звучит песня, под музыку П. И. Чайковского и Камелька «Январь» все уходят в группу)
Литература
1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова.
2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
3. Патриотическое воспитание дошкольников. Н. В. Алешина.
прибаутки….
«Уж я Танюшке пирог испеку.
Уж я внученьке румяненький….»