Мария Андреевна Ходарева
Конспект группового логопедического занятия по теме «Звук [О], буква «О» для детей с ТНР подготовительной группы
Цель: расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Поздняя осень. Труд людей осенью»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• пополнять, расширять, активизировать словарный запас детей по теме «Поздняя осень. Труд людей осенью»;
• закреплять навыки четкого различения и произношения звука [о] в слогах, словах, предложениях;
• учить зрительно выделять букву «О» среди других букв;
• совершенствовать процесс звукового анализа и синтеза;
• упражнять в определении количества слогов в слове;
• продолжать формировать умение читать слоги и слова.
• совершенствовать умения в согласовании существительных в ед. ч. и мн. ч.
Коррекционно-развивающие:
• развивать связную речь;
• развивать зрительное восприятие;
• развивать память, внимание, мышление;
• закреплять навык деления слов на слоги.
Воспитательные:
• формировать у детей чувство коллективизма, готовность прийти на помощь;
• воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
• формировать навыки самостоятельности, активности.
Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки: окунь, облако, окно, морж, лось, колобок, осёл, зонт, стол, яблоко, колесо; символы звуков, графическое изображение буквы «О», красный карандаш, раздаточный материал, картинки с осенними приметами.
Ход занятия:
I. Организационный момент
- Ребята, послушайте и отгадайте загадки.
Густы поля
Мокнет земля.
Дождь поливает,
Когда это бывает?
(Осень)
Вот он деревце качает,
И разбойником свистит.
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит.
(Ветер)
- Ребята, это что за месяц, ну-ка, отгадайте:
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь)
II. Основная часть
1. Введение в тему занятия
- Ребята, как вы думаете, о каком времени года мы сегодня с вами поговорим. (Об осени.)
- Назовите все осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Правильно, ребята. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. Давайте поговорим о том, что же происходит с природой, как она меняется. Я начну, а вы закончите предложения.
Поздней осенью небо стало - совсем хмурым и пасмурным.
Листья с деревьев - опали.
Березы и осины стоят - голые.
На рябинах - краснеют ягоды.
Только сосны и ели остались - зелеными.
Трава - пожелтела, завяла.
Река - покрылась тонкой корочкой льда.
Перелётные птицы - улетели на юг, а зимующие - перебрались поближе к людям.
Пришла поздняя осень, предзимье. Тихо и пустынно в лесу, не слышно птичьих голосов, попрятались в норы и дупла лесные жители. Медведь перед снегопадом прячется в берлогу. Всю долгую зиму косолапый будет спать. Ежи, барсуки и полевые мыши попрятались в норы. До весны заснули подо льдом лягушки.
2. Упражнение «Приметы осени»
(На доске висят картинки с приметами осени)
- Ребята, что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)
- А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.)
- Что происходит осенью с деревьями? (Опадают листья.)
- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья (листопад; листья опадают).
- Каким цветом становятся листья? (Оранжевые, желтые, красные.)
- Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края).
- Почему?
- Как называются эти птицы? (Перелётные.)
- Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму - медведь, еж; другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса, третьи – белка, еж делают запасы на зиму.)
- Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)
- Что происходит днем и ночью? (Дни становятся короче, а ночи – длиннее.)
- Правильно, ребята! Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали.
- А как вы думаете, осень это весёлое или грустное время года? (Грустное.)
- А почему? (Потому что природа как бы замирает, прощается с яркими красками лета.)
3. Знакомство со звуком [о].
- Ребята, послушайте загадку и отгадайте, о каком звуке мы будем сегодня говорить
В этой букве нег угла,
оттого она кругла.
До того она кругла —
Покатиться бы могла.
- Правильно, это звук [о].
4. Характеристика звука [о].
- Давайте произнесем вместе звук [о].
- Что происходит с вашими губами и зубами при произнесении звука [о]? (губы округляются и слегка вытягиваются вперед, а зубы прячутся за ними). Он поется долго, тянется. Это гласный звук. Для его обозначения нам понадобится кружок красного цвета.
5. Развитие фонематического слуха
- Ребята, сейчас я буду произносить звуки и слоги, если услышите звук [о] – хлопайте в ладоши.
А, о, и, у, о, и, а, о, э, ы, о, Ом, Ах, Ох, Ух, кот, тут, там, бом, суп, Аня, Оля, Ослик, Уши, Уля, Инна, окна, усы, осень, Алик, озеро, август, Ира.
6. Развитие фонематического анализа
- Ребята, на доске висят картинки. Назовите их и определите место звука [о] в слове.
Окунь, облако, окно, морж, лось, колобок, осёл, зонт, стол, яблоко, колесо.
7. Пальчиковая гимнастика
Оленька пошла гулять («шагают по столу средним и указательным пальцами»).
С Томом весело играть («шагают по столу безымянным и средним пальцами»).
А потом вернулась в дом («шагают по столу мизинцем и безымянным пальцами»).
Выпить соку с пирогом («кладут обе руки на стол»).
8. Упражнение «Много-один».
- Ребята, сейчас я буду называть вам много предметов, а вы назовите мне один
Например: стекла – стекло
Ведра Перья
Окна Колеса
Крылья Яблоки
9. «Доскажи словечко»
- Ребята, послушайте стихотворение и доскажите последнее словечко.
Шубу теплую в колечках
Носит тихая…
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился …
Апельсины и бананы
Очень любят…
10. Физминутка
Озорная буква О- Взрослый показывает букву,
Очень круглая, О-О! дети руками показывают О.
Объедалась -О-О-О, руками погладить животик.
Отдыхала: О-О-О! приседать.
Одевалась: О-О-О! имитация одевания,
Обувалась: О-О-О! наклоны вперёд,
Осмотрелась: О-О-О! встать на носочки, повороты туловища.
И куда-то делась О! прячет руки за спину.
11. Знакомство с буквой «О»
Она большая озорница,
Колесом может крутиться,
Довертелась до того,
Что согнулось колесо.
- На что похожа эта буква, как вы думаете? Правильно, на колесо. Давайте возьмем красный карандаш и напишем букву «О».
12. Работа с раздаточным материалом.
III. Итог занятия
- Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? Что нового вы узнали?