Мария Андреевна Ходарева
«Зима». Конспект группового логопедического занятия для детей с ТНР подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и активизация словаря по теме «Зима».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• закрепление представление о зиме;
• активизация и расширение словаря по теме «Зима»;
• развитие языкового чутья путём образования родственных слов;
• образование существительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов);
• упражнять в составлении предложений, развитие связной речи.
Коррекционно-развивающие:
• развитие зрительного и слухового внимания и памяти, чувство рифмы, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление;
• развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха;
• развитие личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности;
• развитие диалогической речи.
Воспитательные:
• формировать у детей чувство коллективизма, готовность прийти на помощь;
• воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
• формировать навыки самостоятельности, активности.
Оборудование: индивидуальные зеркала, снежинки из бумаги, игрушка Снеговик, сундучок, мяч, разрезные картинки, схема рассказа, медали из картона.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на занятии вам нужно отгадать загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила
(Зима)
II. Основная часть
1. Введение в тему занятия:
- Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об этом прекрасном времени года.
2. Беседа о зиме.
- Дети, вы любите зиму? Я тоже её люблю, и поэтому предлагаю вам объяснить, почему же вы любите это время года. Давайте будем передавать снежинку и по очереди отвечать на вопрос «Почему я люблю зиму?»
- Я люблю зиму, потому что мне нравится любоваться заснеженными деревьями в лесу. Теперь отвечайте вы.
- Молодцы, очень интересно получилось! Но зиму любит ещё один зимний герой, которого вы должны отгадать. Слушайте загадку!
Меня не растили — из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки — угольки, ручки — сучки.
Холодный, большой. Кто я такой? (снеговик)
- Правильно. И сегодня он пришёл к вам в гости, но не с пустыми руками, Снеговик принёс сундучок. В сундучке — задания. Если мы с вами все их успешно выполним, то в конце занятия вы получите награды от Снеговика!
3. Развитие фонематического анализа
- Начинаем! Снеговик предлагает вам поймать «Зимние слова».
- Я произношу слова, если вы услышите слово, связанное с зимой хлопните в ладоши.
Снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи.
4. Подбор родственных слов
- Ребята, мы с вами знаем, что некоторые слова в русском языке звучат, похоже, и являются родственными.
– От какого слова произошло слово «СНЕГОВИК»? (от слова «снег»).
– От этого слова произошло много других слов и во втором задании вам нужно назвать эти слова. Я буду читать стихотворения, а вы — добавлять слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег,
С неба все скользят пушинки,
Серебристые. (снежинки,
На поселки, на лужок
Выпал беленький. (снежок,
Вот веселье для ребят,
Все сильнее. (снегопад,
Словно в белый пуховик
Нарядился. (снеговик,
Рядом снежная фигурка,
Это — девочка. (Снегурка,
На снегу-то, посмотри,
С красной грудкой. (снегири)
– Ребята, какие слова вы добавляли? Выслушиваются ответы детей.
5. Образование новых слов с помощью уменьшите-ласкательных суффиксов.
- Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег - снежок Сосулька – сосулечка
Мороз - морозец Дерево - деревце
Ветер - ветерок Горка – горочка
Лёд - ледок Холод - холодок
Зима - зимушка Санки – саночки
6. Составление предложений с помощью разрезных картинок.
- В этом задании Снеговик просит вас собрать картинки и придумать по ним предложения. Давайте посчитаем, сколько предложений мы составили.
7. Упражнение «Путаница».
– Ребята, в этом задании нужно «подружить» слова между собой так, чтобы получилось предложение.
- Дети, горки, катаются, с (Дети катаются с горки.)
- Снеговика, мы, слепили, большого (Мы слепили большого снеговика.)
- Мороз, улице, на (На улице мороз)
8. Развитие воздушной струи.
- Пока мы с вами выполняли задания, на улице был снег, и к нам прилетели снежинки, которые опустились на землю.
- Давайте подуем на снежинки так, чтобы они закружились. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
9. Чтение и пересказ рассказа
- Ребята, сейчас я прочту вам рассказ, который называется «Однажды в парке». Слушайте внимательно, потом я буду слушать ваш пересказ:
Однажды зимой Ваня с папой пошли в зимний парк. В парке было много зимующих птиц. Ваня с папой подошли к кормушке и насыпали в неё семечки и хлебные крошки. К кормушке подлетали птицы и с удовольствием клевали угощение.
- Кто готов пересказать?
III. Итог занятия.
- Ребята, мы выполнили все задания Снеговика! Вы, молодцы! Какое задание вам понравилось больше всего? А какое задание было самым трудным? За то, что вы выполнили все задания Снеговик приготовил для вас медали.