Мария Андреевна Ходарева
«Одежда, обувь, головные уборы». Конспект группового логопедического занятия для детей с ТНР подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и активизация словаря по теме «Одежда, обувь, головные уборы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• уточнять и расширять знания детей об одежде, обуви, головных уборах;
• пополнять, расширять, активизировать словарный запас детей по теме «Одежда, обувь, головные уборы»;
• совершенствовать лексико-грамматический строй речи при словообразовании и словоизменении;
• упражнять в образовании новых слов;
• совершенствовать умения в согласовании существительных с числительными в ед. и мн. ч.
Коррекционно-развивающие:
• закреплять навык деления слов на слоги
• развивать координацию движений с речью;
• развивать связную речь;
• развивать зрительное восприятие;
• развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
• формировать у детей чувство коллективизма, готовность прийти на помощь;
• воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
• формировать навыки самостоятельности, активности.
Оборудование: индивидуальные зеркала, раздаточный материал, предметные картинки, магнитная доска, мяч, цветные карандаши.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня красивые и элегантные. Мне очень приятно видеть девочек, в разноцветных платьицах и белых колготочках, красивых босоножках, мальчиков в брючках.
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия
- Сегодня мы отправимся в путешествие по «Миру одежды, обуви и головных уборов», будем говорить о материалах, из которых они сделаны; де-алях, из которых они состоят. Мы вспомним все, что вы знаете о процессе производства одежды в прошлом и теперь.
2. Беседа по теме занятия
- Как вы думаете, для чего людям нужна одежда?
- Одежда нужна людям для того, чтобы не замерзнуть. Она защищает от жары, ветра, дождя.
- Все верно. Но когда то первобытные люди не имели одежды, но климат Земли становился все холоднее и им пришлось приспосабливаться, искать способ согреться и выжить. Первобытные люди занимались охотой. Благодаря охоте у них всегда была еда, кров и одежда. Посмотрите на картинку. На ней вы видите, что первобытные люди одеты в шкуры животных. Они научились, делать одежду и обувь из хорошо высушенных и выскобленных теплых шкур.
Но прошло много тысячелетий, человечество развивалось люди стали заниматься не только охотой, они научились выращивать такое растение как лен. Посмотрите на слайд. Сначала люди жали лен. Потом теребили его – били, чтобы Какие же действия нужно было произвести в прошлом для того, чтобы наткать ткани из льна?Сначала лен теребили, то есть убирали с поля. Потом лен связывали в снопы и замачивали в реке, чтобы потом нити из него были прочными. Дальше лен сушили, мяли, трепали, делали из него волокно. Потом волокно из льна снова замачивали. И наконец, высушенное волокно пряли, делали из него нити. А из нитей ткали красивую и прочную льняную ткань.
(На доске изображение спящей красавицы с веретеном и старухи с прялкой)
- Эти картинки помогут вам понять, как из волокна делали нити, пряли. Кого вы видите на них?
- Посмотрите на доску. Это современный прядильный станок. На нем можно очень быстро сделать много прочных нитей из льна или хлопка.
- А эта картинка помогает нам перенестись на современную ткацкую фабрику. Так выглядит процесс производства в наше время. Ткачиха следит за работой больших станков с программным управлением. Они быстро делают много красивой ткани. Потом из этой ткани на больших комбинатах, швейных фабриках, в ателье будут шить одежду для детей и взрослых.
- Кого вы видите на следующей картинке? Это швея, портниха. Она шьет одежду. Она работает на современной швейной машинке.
3. Упражнение «4-й лишний»
- А сейчас поиграем в знакомую вам игру «4-й лишний». Слушайте внимательно и скажите какой предмет лишний. Отвечайте красиво, используя слово потому что.
сарафан, ботинки, рубашка, шорты.
Босоножки, кроссовки, платок, сапоги.
Кепка, шапка, тапки, косынка.
4. Пальчиковая гимнастика «Ботинки».
Всюду, всюду мы вдвоем Средний и указательный палец
Неразлучные идем «шагают» по столу.
Мы гуляем по лугам, Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку,
По зеленым берегам. кроме последней.
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали.
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать. Кладут ладони на стол.
5. Игра с мячом «Летом и осенью»
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Летом и осенью». Я бросаю вам мяч и начинаю предложение, а вы ловите мяч и заканчиваете его. Обязательно включайте в предложение слова, отвечающие на вопрос «Какой?»
Летом носят легкие льняные платья, а осенью. носят теплые шерстяные платья.
Летом носят легкие шелковые сарафаны, а осенью. носят теплые вельветовые сарафаны.
Летом носят легкие хлопчатобумажные футболки, а осенью. носят шерстяные вязаные кофты.
Летом носят легкие полотняные панамки. а осенью носят теплые шерстяные шапочки.
Летом носят легкие кожаные босоножки, а осенью носят непромокаемые резиновые сапоги.
Летом носят яркие легкие шорты, а осенью носят теплые непромокаемые комбинезоны.
Летом носят открытые разноцветные майки, а осенью носят утепленные непромокаемые куртки.
Летом носят открытые замшевые туфли, а осенью носят кожаные теплые ботинки.
6. Физминутка
«Головные уборы»
Шапка шерстяная, наверху помпон (изображают шапку и помпон,
Круглый, словно мячик, и пушистый он («круглый» мячик).
Есть еще у шапки отворот цветной (показывают отворот у шапки,
В этой шапке можно бегать и зимой (бегут).
Бабушка связала шапку не спеша («вяжут спицами»,
Шапка шерстяная вышла хороша (руки на поясе, а затем показывают шапку).
7. Упражнение «Развесь одежду»
- Ребята, на доске висят цветные вешалки. Сейчас вы по одному будете подходить к доске и вешать одежду на нужную вешалку. На красную вешалку вы повесите одежду со звуком [р] в названиях, на белую — со звуком [л], на зеленую — со звуком [л’], на коричневую — со звуком [р’]. Развешивайте одежду и рассказывайте, что выделаете. Включайте в предложения слова, отвечающие на вопрос «Какой?» Старайтесь правильно произносить звуки.
Свитер, сарафан, куртка, шорты, брюки, передник, платье, блузка, футболка, пальто, жилет.
8. Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Ребята, сейчас я буду называть слова, а вам нужно разделить его на слоги и сказать их количество.
Свитер, сарафан, куртка, шорты, брюки, платье, блузка, футболка, пальто, жилет, панама, сапоги, туфли, кепка, шапка, кроссовки, кеды, платок.
III. Итог занятия.
- Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Что вам особенно понравилось делать? Что нового вы узнали?