Мария Андреевна Ходарева
«Зимующие птицы». Конспект группового логопедического занятия по развитию связной речи для детей с ТНР подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• закрепление представлений о зимующих птицах, их образе жизни и повадках; актуализация словаря по данной теме;
• формирование навыка составления описательных рассказов;
• обучение образованию сложных прилагательных, состоящих из двух основ;
Коррекционно-развивающие:
• развитие связной речи, умения отвечать на вопросы полным ответом;
• развитие речевого слуха, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления;
• развитие общей и мелкой моторики;
• совершенствование навыков чтения;
Воспитательные:
• формировать у детей чувство коллективизма, готовность прийти на помощь;
• воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
• формировать навыки самостоятельности, активности.
• воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать птицам.
Оборудование: иллюстрации с изображением зимующих птиц; схемы; коврографы; буквы; детали ковролина для выкладывания птиц, деревьев.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Ребята, сейчас на свое место сядет тот, кто правильно закончит предложение
- у сороки белые бока, поэтому ее называют… белобокая,
- у снегиря грудка красная, поэтому его называют… красногрудый,
- у сороки длинный хвост, поэтому ее называют… длиннохвостая,
- у дятла длинный клюв, поэтому его называют… длинноклювый,
- у синицы грудка желтая, поэтому ее называют… желтогрудая,
- у вороны черные крылья, поэтому ее называют чернокрылая,
- у дятла красная голова, поэтому его называют… красноголовый,
- у синицы желтое брюшко, поэтому ее называют… желтобрюхая,
- у глухаря красные брови, поэтому его называют… краснобровый,
- у галки черная голова, поэтому ее называют… (черноголовая).
- А сейчас отгадайте загадку:
«Кто, угадай-ка? Седая хозяйка!
Тряхнет перинки - над миром пушинки». (зима).
II. Основная часть
1. Введение в тему занятия
- Зимой становится холодно, все засыпано снегом и птицы, чтобы не погибнуть, улетают от нас в теплые края. Скажите, пожалуйста, все птицы от нас улетают?
- А как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? Давайте сегодня и поговорим о них. Мы будем с вами составлять рассказы о птицах по плану.
2. Составление рассказа-описания
- Послушайте загадку, отгадав ее, вы узнаете о какой птице мы будем составлять рассказ:
«Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит?».
- О ком эта загадка? (о дятле). Кто хочет рассказать про дятла?
- Послушайте следующую загадку:
«Всю ночь летает – мышей добывает,
А станет светло, спать летит в дупло» (сова).
- В честь каких птиц людей называют глухими тетерями? (глухарь).
- Пение какой птицы похоже на звучание музыкального инструмента?» (свиристель).
- А теперь вспомним об интересных особенностях других птиц. (иллюстрации сороки, вороны, щегла)
3. Упражнение «Четвертый лишний».
- А сейчас давайте поиграем в игру «Четвертый лишний». Найдите лишнюю картинку и объясните свой выбор.
- воробья, вороны, синицы, глухаря;
- снегиря, сороки, синицы, совы;
- синицы, воробья, снегиря, дятла.
- Птицам холодно и голодно зимой. Как мы можем им помочь? (подкормить). Давайте угостим птиц. (на доске иллюстрации воробья, синицы, снегиря, голубя и картинки с изображением хлебных крошек, сала, рябины, семечек).
- Ребята, выберите нужный корм и прикрепите магнитом к птице, сопровождая свои действия словами: «Угощу воробья хлебными крошками и т. д.»
4. Физминутка
Вот на ветке, посмотри (Руками, как крылышками, хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири (Руками показывают грудку)
Распустили перышки, греются на солнышке. (Делают мелкие потряхивающие движения рук, опущенных вдоль тела)
Головой вертят (повороты головой влево – вправо – 2р)
Улететь хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью! (Разбегаются по ковру, продолжая взмахивать руками, как крыльями)
Ещё одна физминутка:
Сегодня из мокрого снежного кома (Дети выполняют круговые движения руками)
Мы бабу лепили у нашего дома. (Вертикальные круговые движения руками)
Стоит наша баба у самых ворот: (Поставив руки на пояс, дети делают повороты в стороны)
«Никто не проедет, никто не пройдет!» (Дети грозят пальцем)
Знакома она уже всей детворе. (Дети стоят в кругу)
А Жучка все лает: «Чужой во дворе!»
5. Чтение и беседа по рассказу
- А сейчас, ребята, мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Садитесь поудобнее. Вы помните, как нужно вести себя в лесу: не шуметь, не кричать, чтобы не испугать лесных обитателей. Дети садятся на свои места, чтение сказки «Как сорока клеста судила».
Ответьте на вопросы:
- как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?
- за что сорока собралась судить клеста?
- поддержали лесные птицы сороку?
- а с какими лесными птицами мы встретились в сказке?
- что вы узнали из сказки о жизни клестов?
6. Составление слов из букв
- Ребята, на доске висят буквы. Составьте из них слово и прочитайте. (Дети по одному выходят к доске и составляют слово)
Слова: сорока, сова, дятел, ворона, аист.
- Ребята, какая птица лишняя в этом ряду? Почему?
- Скажите, как называется птица, которую называют «лесным доктором». Возьмите цветные фишки и выложите перед собой схему слова дятел.
III. Итог занятия
- В какой сказке мы сегодня побывали? О каких птицах эта сказка?
- Чем мы занимались на занятии?