Штыба Олеся Анатольевна
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Игровая логопедическая мозаика «Дары Фрёбеля»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.2 Актуальность программы
1.3. Цель и задачи программы
1.4 График занятий
1.5. Методы
1.6. Планируемые результаты
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план работы учителя-логопеда с детьми 4-6 лет с ТНР
III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1 Список литературы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Программа обучения и развития детей по системе «Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей младшего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности.
Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. Дети с речевыми нарушениями часто отстают от своих сверстников в физическом развитии, отличаются слабостью движений, возбудимостью или замкнутостью, повышенной раздражительностью.
У таких детей отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различной степени моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приёма и переработки информации.
Именно игра, как основной вид детской деятельности является источником и стимулом формирования навыков общения. Главная задача взрослого – дать правильное направление игре.
Любая правильно организованная игра позволяет решать задачи развития речевых навыков, а тем более если это специальная игра, способствующая развитию того или иного элемента общения. Игра, как самая адекватная для ребёнка деятельность, позволяет организовать обучение и развитие без назидания и навязывания заданий. Ребенка достаточно заинтересовать и он все сделает сам, как ему подсказывает внутренняя природа.
1.2Актуальность программы
Необходимость получения детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Данная программа Логопедическая мозаика «Дары Фрёбеля» предназначена для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть, это дети, имеющие отклонения в физическом и/или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе дает возможность в условиях подгруппового занятия решать задачи по всем направлениям речевого развития. Необходимость включения продуктивной деятельности в логопедические занятия продиктована требованиями ФОП ДО по интеграции образовательных областей.
С помощью логопедической мозаики специалист получает реальную возможность повысить речевую активность ребенка, поддержать его познавательный интерес и положительный эмоциональный настрой на занятии. Мозаика выполнена из разноцветных геометрических фигур в количестве, необходимом для выполнения мозаичных картинок по лексическим темам. Игровая деятельность детей с предлагаемой мозаикой организуется с помощью дидактических игр и игровых упражнений, оформленных в виде технологических карт
На занятиях дети получают возможность одновременно с решением речевых задач, развивать и навыки зрительно-пространственной ориентировки на плоскости, и другие задачи сенсорного развития. Создание сюжетных картинок создает условия для развития воображения, быстро получить практический результат продуктивной деятельности получить положительные эмоции.
Использование мозаики игровой логопедической на базе игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательном процессе обеспечит сенсорное развитие, развитие мелкой моторики, познавательно-исследовательской, поможет разнообразить образовательный процесс, интеграцию всех образовательных областей, комплексность решения образовательных задач, разнообразить детскую деятельность.
1.3. Цель и задачи Программы:
Повысить речевую активность ребенка, поддержать его познавательный интерес и положительный эмоциональный настрой на занятии, подготовить речь ребенка к обучению в школе.
Задачи обучения:
• Развивать у детей звуковую структуру речи;
• Обогащать, закреплять и активизировать словарь;
• Формировать грамматический строй речи, её связности при построении развёрнутого высказывания;
• Развивать связную речь, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
• Воспитывать интерес к художественному слову;
• Развивать познавательно-исследовательскую деятельность и логические способности, мелкую моторику.
• Подготовить к обучению грамоте в школе.
1.4 График занятий:
• Занятие проходит подгруппой детей 7 человек;
• Возраст детей: от 4 до 6 лет;
• Длительность 20 - 25 мин;
• 1 раз в неделю;
• 4 занятия в месяц,
• 35 занятий в год.
Программа реализуется в течение 1 года. В процессе обучения используются подгрупповая форма организации ОД.
1.5. Методы:
Словесный
Направлен на формирование и усвоение понятий. К ним относятся напоминания, указания, совет, вопросы по прочитанным произведениям, сказкам.
Наглядный
От эффективного применения этого метода зависит качественное усвоение материала - это рабочие поля сюжета к лексическим темам, сказкам и т. д. ; показ рисунков с героями, рассматривание иллюстраций книг и др.
Применяя наглядные средства, намеренно создаются ситуации, которые ставят ребенка перед необходимостью творчески размышлять, самостоятельности, развивают интерес к речевым умениям (Н: лишние детали к рабочему полю или наоборот не хватает детали; составляю из мозаики предмет, животное, а дети должны узнать и др.).
Игровой
Ведущим является игровой метод. С помощью игры на любом занятии обучение происходит интереснее, свободнее, продуктивнее. Использование логопедической мозаики помогает развивать и мелкую моторику рук, и речь, и творческое мышление, и
сенсорные способности. Начинать следует от простого к сложному.
1.6. Планируемые результаты
Результат работы определяется первичным и контрольным срезом диагностики.
Для детей:
• Сформирована у детей звуковая структура речи;
• Расширен, обогащен, закреплен и активизирован словарь;
• Сформирован грамматический строй речи, её связности при построении развёрнутого высказывания;
• Выработан интерес к художественному слову;
• Выявлена активность и инициатива в познавательно-исследовательской деятельности и в решении логических задач, мелкой моторики;
• Сформированы элементарные математические умения и навыки.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Дети дошкольного возраста любят играть с мозаикой, строительным материалом, конструктором, но их практические действия не всегда сопровождаются соответствующей речевой деятельностью. В свою очередь, речевое развитие нуждается в постоянном практическом подкреплении. В качестве специального дидактического материала я использую в своей деятельности комплект «Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля».
Детали набора: геометрические фигуры, палочки, кольца, полукольца и т. д., детали максимально символичны и расширяют возможности педагога использовать один и тот же предмет для решения коррекционно - развивающих задач по разным направлениям логопедической работы. Например, фишки можно использовать и как элемент построения сюжетного изображения, и при выполнения ребенком заданий на развитие чувства ритма; палочки можно использовать на усвоение грамматического строя на уровне слова и
предложения.
На подгрупповых занятиях дети получают возможность одновременно с решением речевых задач, развивать и навыки зрительно-пространственной ориентировки на плоскости, и другие задачи сенсорного развития.
Создание сюжетных картинок создает условия для развития воображения, быстро получить практический результат продуктивной деятельности получить положительные эмоции.
Четыре уровня сложности предполагает:
1) Выкладывание элементов изображений с помощью взрослого;
2) Выкладывание элементов изображения самостоятельно, путем наложения элементов на схему;
3) Выкладывание элементов изображения самостоятельно путем зрительного соотнесения с образцом-схемой;
4) Выкладывание элементов изображения самостоятельно по инструкции.
Можно использовать и такую сложность: создание построек по памяти, по самостоятельному замыслу, например, по сказкам.
В пособии представлены следующие лексические темы:
«Фрукты», «Лес», «Моё тело», «Туалетные принадлежности», «Мебель», «Посуда», «Домашние животные», «Зима», «Птицы», «Весна», «Дикие животные», «Лето», «Цветы», «Насекомые». К каждой предлагается рабочее поле, набор необходимых фигур.
К лексическим темам даны цветные и черно-белые рабочие поля -30 шт., чтобы можно было заниматься малыми подгруппами по одной теме, я продублировала рабочие поля. Для удобства построения занятий, в комплекте идет учебное пособие авторов с технологическими картами,
где даны дополнительные упражнения: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, художественное слово по теме, динамические паузы, варианты дидактических и речевых игр, упражнения на автоматизацию звуков в речи, дыхательная гимнастика и т. д.
Особенности планирования образовательной деятельности с использованием комплекта.
В основе планирования занятий с детьми с ТНР лежит тематический принцип. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на логопедических занятиях, на занятиях по окружающему миру и развитию речи, по рисованию, аппликации, конструированию и в игровой деятельности. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всех специалистов с детьми с ОВЗ.
Использование «Мозаики игровой логопедической на базе игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательном процессе обеспечит сенсорное развитие, развитие мелкой моторики, познавательно-исследовательской, поможет разнообразить образовательный процесс, интеграцию всех образовательных областей, комплексность решения образовательных задач, разнообразить детскую деятельность.
Направления коррекционной работы с применением игрового набора «Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля» на занятиях.
1 направление: коррекция нарушений движений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
Артикуляционная гимнастика «Фруктовая корзинка» - развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Лексическая тема «Фруктовая корзина». Содержание совместной деятельности следующее:
1) Ребенок выкладывает на рабочем поле корзинку.
2)Ребенок выполняет упражнения, одновременно складывая в корзинку фрукты. «Яблоки»- широко открыть рот. «Вишни» - открыть рот, округлить губы, закрыть рот. «Лимон» - сжать губы и наморщить нос. «Банан» - губы сомкнуты и растянуты в улыбке. «Сливы» - открыть рот, губы округлить как овал. «Корзинка» - открыть рот, поднять вверх боковые края языка «чашечка».
2 направление: развитие мелкой моторики. Игра «Мимоза» - составление мозаики из мелких деталей на рабочем поле.
3 направление: расширение номинативного словаря. Лексическая тема «Лес». Упражнение «Мы в лес пришли. Что в лесу мы нашли?» - употребление существительных В. п. мн. ч. Перед ребенком лежат части набора и реальные объекты из которых ребенок самостоятельно или с помощью взрослого выбирает те из которых можно составить гриб, желудь. Определить какая фигура похожа на ягоду, какая - на орех. Логопед задает вопрос и побуждает ребенка к ответу словом. (Уровень сложности * (не говорящие дети).
4 направление: развитие словоизменения и словообразования в экспрессивной речи. Лексическая тема «Туалетные принадлежности». Игра «Что в ладошках?» - образование прилагательных ср. р., обозначающих форму предмета.
Задача: определить на ощупь по деталям набора объекта. Взрослый держит в закрытых лодочкой ладонях детали набора (круг, овал, квадрат). Не раскрывая ладоней, перекладывает деталь в сложенные лодочкой руки ребенка и предлагает назвать его форму. Игра «Разноцветное мыло» - образование прилагательных среднего рода, обозначающих цвет предмета. В шкафчике три полки, на каждой полке лежит мыло, надо помочь Мите разложить мыло. Ребенок выбирает соответствующее образцу мыло и сопровождает свои действия фразами: «На нижней полке лежит розовое мыло, и т. д.
5 направление:
1) развитие грамматического строя речи. Лексическая тема «Домашние животные», упражнение «Что делает кошка?» - закончить предложения дополнением, выраженным существительным в форме Тв. п. мн. ч. - Кошка катает клубок … лапками.
- Кошка кусает клубок …. зубками.
- Кошка слушает бабушку …. ушками.
6 направление - обучение грамоте. Формирование навыка определения границ слова: выложить схему предложения и ответить на вопрос: «Сколько слов в предложении?» - полным ответом. (Кошка катает клубок лапками).
7 направление: коррекция нарушений фонетической стороны речи.
Звук «С». Лексическая тема ««Домашние животные», упр. «Миски для кисок» - ребенок выкладывает мозаичную картинку и составляет предложения:
- У серой киски серая миска, и т. д.
8 направление: развитие связной речи. Лексическая тема «Птицы».
Заучивание наизусть стихотворения «Сорока». Ребенок выкладывает изображение сороки.
Сорока.
- Вот летит сорока,
Сорока-белобока.
Крошки хлебные нашла,
Клювом быстро собрала.
2.1. Учебно-тематический план работы учителя-логопеда с детьми 4-6 лет с ТНР
№
занятия Месяц Тема Цель Краткое содержание
1. Октябрь
Знакомство с «Дарами Фрёбеля» Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей ручной моторики.
Знакомство с игровым набором, формами, цветом предметов. - Ритуал приветствия «Здравствуй солнце золотое».
- Пальчиковая гимнастика.
- Кинезиологичекое упражнение: «Умная шляпа».
- Артикуляционная гимнастика.
-Закрепление цвета, формы.
- Выкладывание геометрических фигур.
-Ритуал прощания
«Эстафета дружбы».
2.
3.
4 «Фрукты»
Коррекция нарушений движений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
Расширение предикативного словаря. Развитие грамматического строя речи.
Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей ручной моторики.
- Ритуал приветствия «Здравствуй солнце золотое».
- Пальчиковая гимнастика.
- Кинезиологичекое упражнение: «Умная шляпа».
- Артикуляционная гимнастика
«Фруктовая корзинка».
- Игра движениями «В саду».
-Выкладывание сюжетной картинки из деталей набора. Рабочее поле: «Фруктовая корзинка», «В саду» (цветное, черно – белое).
Уровни сложности:1-4.
1. Выкладывание элементов с помощью взрослого.
2. Выкладывание элементов изображений самостоятельно путем наложения элементов на схему.
3. Выкладывание элементов изображений самостоятельно путем зрительного соотнесения с образцом схемой.
4. Выкладывание элементов изображений самостоятельно в соответствии текстом.
- Упражнение «Яблоко».
-Дидактическая игра «Сколько».
Ритуал прощания
«Эстафета дружбы».
1.
2.
3.
4 Октябрь «Лес» Расширение номинативного словаря.
Развитие словоизменения и словообразования и экспрессивной речи.
Развитие связной речи.
Обучение грамоте.
Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей ручной моторики.
- Ритуал приветствия «Здравствуй солнце золотое».
- Пальчиковая гимнастика.
- Кинезиологичекое упражнение: «Умная шляпа».
- Артикуляционная гимнастика.
- Выкладывание сюжетной картинки из деталей набора.
Рабочее поле «За грибами «, «Деревья». (цветное, черно –белое).
-Упражнение «Мы в лес пришли. Что в лесу мы нашли».
-Упражнение «Посчитай».
-Упражнение «Где (что) лежит?
Где (что) растёт?»
- Пересказ «За грибами».
- Упражнение «Точка».
-Игра «Дары леса».
Ритуал прощания
«Эстафета дружбы».
1.
2.
3.
4. Ноябрь «Моё тело», «Туалетные принадлежности» Коррекция нарушений движений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
Развитие словоизменения и словообразования и экспрессивной речи.
Развитие связной речи.
Обучение грамоте.
Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей ручной моторики.
- Ритуал приветствия «Здравствуй солнце золотое».
- Пальчиковая гимнастика.
- Кинезиологичекое упражнение: «Умная шляпа».
- Артикуляционная гимнастика.
- Дыхательная гимнастика «Сдуй пузырь».
- Ира с движениями «Пузыри».
- Выкладывание сюжетной картинки из деталей набора.
Рабочее поле «Мальчик Митя» (цветное, черно – белое).
-Игра «Что в ладошках».
-Игра Разноцветное мыло».
-Пересказ «Мальчик Митя».
-Упражнение «Точка».
- Ритуал прощания
«Эстафета дружбы».
1.
2.
3.
4. Декабрь «Мебель», Посуда» Расширение предикативного словаря.
Развитие словоизменения и словообразования и экспрессивной речи. Развитие связной речи.
Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей ручной моторики.
- Ритуал приветствия «Здравствуй солнце золотое».
- Пальчиковая гимнастика.
- Кинезиологичекое упражнение: «Умная шляпа».
- Артикуляционная гимнастика.
-Игра с движениями: имитация действий в соответствии с текстом.
-Выкладывание сюжетной картинки из деталей набора.
Рабочее поле «Комната»(цветное, черно – белое).
-Упражнение «Собираем мебель».
- Упражнение «Где лежит? Где стоит?».
- Упражнение «В мебельном магазине».
- Ритуал прощания
«Эстафета дружбы».
1.
2.
3. Январь «Домашние животные» Расширение предикативного словаря.
Развитие связной речи.
Развитие грамматического строя речи.
Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей ручной моторики.
- Ритуал приветствия «Здравствуй солнце золотое».
- Пальчиковая гимнастика.
- Кинезиологичекое упражнение: «Умная шляпа».
- Артикуляционная гимнастика.
-Игра с движениями: имитация действий в соответствии с текстом.
Выкладывание сюжетной картинки из деталей набора.
Рабочее поле «Киски» (цветное, черно – белое).
- Заучивание наизусть. Стихотворение «Кошка».
- Упражнение «Кошка».
- Упражнение «Что делает кошка?».
- Игровое упражнение «Миски для кисок».
- Игровое упражнение «Накорми кисок».
- Ритуал прощания
«Эстафета дружбы».
1.
2.
3.
4. Февраль «Зима» Коррекция нарушений движений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
Расширение предикативного словаря.
Обучение грамоте.
Развитие связной речи.
Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей ручной моторики. - Ритуал приветствия «Доброе утро».
- Пальчиковая гимнастика.
- Кинезиологичекое упражнение: «Умная шляпа».
- Артикуляционная гимнастика «Зимняя прогулка».
-Игра с движениями: имитация действий в соответствии с текстом «На прогулке».
Рабочее поле «Зимняя прогулка», «На горке» (цветное, черно – белое).
-Пересказ «На горке».
- Упражнение «Точка».
- Ритуал прощания
«До свидания».
1.
2.
3.
4. Март «Птицы» Коррекция нарушений движений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
Обучение грамоте.
Развитие связной речи.
Расширение атрибутивного словаря (цвет, длина). Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей ручной моторики. - Ритуал приветствия «Доброе утро».
- Пальчиковая гимнастика.
- Кинезиологичекое упражнение: «Умная шляпа».
- Артикуляционная гимнастика
«Сорока».
-Выкладывание сюжетной картинки из деталей набора.
Рабочее поле «Сорока» (цветное, черно – белое).
- Заучивание наизусть. Стихотворение «Сорока».
- Упражнение «Сколько слов?».
- Упражнение «На сороку посмотри и сороку опиши».
- Ритуал прощания
«До свидания».
1.
2.
3.
4. Апрель «Весна» Коррекция нарушений движений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
Формирование словаря экспрессивной речи.
Обучение грамоте.
Развитие связной речи.
Развитие словоизменения и словообразования и экспрессивной речи.
Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей ручной моторики. Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
- Ритуал приветствия «Доброе утро».
- Пальчиковая гимнастика.
- Кинезиологичекое упражнение: «Умная шляпа».
- Артикуляционная гимнастика.
-Выкладывание сюжетной картинки из деталей набора.
Рабочее поле «Мимоза», «Весна» (цветное, черно –белое).
-Упражнение Что бывает весной?».
- Пересказ «Весна».
- Упражнение «Точка».
- Упражнение «Посчитай почки. Цветы и лучи».
-Игра с движениями «Мимоза».
-Игра «Назови ласково».
- Ритуал прощания
«До свидания».
1.
2.
3.
4 Май «Дикие животные» Коррекция нарушений движений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
Формирование синтаксической структуры речи. Развитие связной речи.
Развитие словоизменения и словообразования и экспрессивной речи.
Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
- Ритуал приветствия «Доброе утро».
- Пальчиковая гимнастика.
- Кинезиологичекое упражнение: «Умная шляпа».
- Артикуляционная гимнастика.
-Выкладывание сюжетной картинки из деталей набора.
Рабочее поле «Белка и лиса» (цветное, черно – белое).
-Упражнение «Опиши белку».
-Составление рассказа сравнения «Белка и лиса».
- Упражнение «Чего не хватает».
-Игра «Назови ласково».
- Ритуал прощания
«До свидания».
1.
2.
3.
4. июнь «Лето», «Цветы», «Насекомые» Коррекция нарушений движений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
Расширение предикативного словаря.
Формирование синтаксической структуры речи. Развитие связной речи.
Развитие словоизменения и словообразования и экспрессивной речи.
Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
- Ритуал приветствия «Доброе утро».
- Пальчиковая гимнастика.
- Кинезиологичекое упражнение: «Умная шляпа».
- Артикуляционная гимнастика.
«Летняя прогулка».
-Игра с движениями «На рыбалке».
-Выкладывание сюжетной картинки из деталей набора.
Рабочее поле «На рыбалке», «На лугу» (цветное, черно – белое).
-Игра с движениями «Стрекоза».
-Упражнение «Опиши ромашку».
-Дидактическая игра «Сколько».
-Игра «Назови ласково».
- Ритуал прощания
«До свидания».
III.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально – техническое обеспечение программы:
Программа реализуется в логопедическом кабинете, S- 8 м2,
- доска аудиторная – 1шт. ,
- столы детские – 3 шт. ,
- стулья детские -9 шт. ,
- наглядно – методические пособия, обучающие карточки по лексическим темам. ,
-игровой набор «Дары Фрёбеля».,
-«Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля» с технологическими картами».,
-контейнеры для раздачи деталей конструктора.,
-дубликаты рабочих полей на 7 человек.
Предметно-развивающая среда определяется, как «комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности».
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
- мотивацию ребенка к действиям, деятельности, исследованиям;
- учет возрастных особенностей детей;
- реализацию различных образовательных программ;
Кадровое обеспечение реализации программы:
Учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Подгорнский детский сад «Берёзка», Штыба Олеся Анатольевна.
Образование: высшее, «Томский государственный педагогический университет»;
квалификация – учитель-логопед по специальности «Логопедия».
Стаж педагогической работы – 26 лет.
3.1 Список литературы
-Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Ананьева И. Н. Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля» с технологическими картами: учебное пособие. Самара: Вектор, 2018.
-Граш Н. Е Развивающие игры: практическое пособие для родителей, учителей и воспитателей. Ростов-на-Дону, 2010.
-Ершова Н. В., Аскерова И. В., Чистова О. А. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Младший дошкольный возраст. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
-Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие»: метод. Рекомендации/под общ. ред. В. В. Кожевниковой. М. : ООО «Издательство «ВАРСОН»», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч»»,2014.
-Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-7 лет с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М. : Мозаика-Синтез, 2008.