Ледовская Нина
Конспект группового коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми дошкольного возраста на тему «Гнев»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект группового коррекционно-развивающего занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Гнев».
Цель: развитие эмоционально – волевой сферы у дошкольников в возрасте 5-6 лет.
Задачи:
1. Познакомить детей с эмоцией гнева
2. Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
Публикация «Конспект группового коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми дошкольного возраста на тему „Гнев“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
3. Формировать навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.
4. Развивать коммуникативные умения и навыки.
Материалы: сердитое облако, пиктограмма гнева, картинки с изображением сердитых персонажей, «коробочка гнева», мишень, воздушный шар, мыльные пузырей, листы бумаги (для каждого ребенка, мяч, музыкальный центр, подбор музыкальных произведений.
Методы: сказкотерапия, арт-терапия, игровая терапия, психогимнастика, беседы и релаксационные игры.
Ход занятия
I. Вводная часть. Приветствие.
(Дети становятся в круг)
Здравствуй, небо, здравствуй солнце
Здравствуй планета Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Я твой друг и ты мой друг,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
II. Основная часть занятия
Легкое облачко в небе плывет,
Нас впереди приключение ждет.
Облачко «Здравствуйте» вам говорит. (Психолог показывает детям сердитое облако)
Какое, ребята, оно на вид? (дети называют эмоцию облака)
Сердитое облако нас в гости зовет,
И мы за ним, в страну Настроений полетели. Вперед!
(под медленную музыку дети двигаются по комнате и садятся на стульчики полукругом)
Задание «Я сержусь, когда…»
Цель: соотносить эмоциональное состояние с ситуациями
Ребята, а вы когда-нибудь сердились?
Продолжите фразу: «Я сержусь, когда…» ( используется мяч для поддержания ранее введенного правила: говорит тот, у кого мяч)
Беседа.
Как можно узнать разгневанного человека? (Ответы детей.)
Покажите, как выглядит сердитый человек. (Брови у злого человека опущены и сведены вместе, глаза раскрыты, губы сжаты, зубы стиснуты. Кисти рук сжаты в кулаки, он может сильно размахивать руками или топать ногами, громко кричать).
Психогимнастика. Упражнение «Король Боровик» (перед зеркалом)
Цель: выражение гнева
Шел Король-Боровик
Через лес, напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был Король-Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
Постарайтесь сердито сказать фразу: «Сегодня шел дождь». (Дети выполняют задание, психолог обращает внимание на мимику, части тела, в которых возникает напряжение и на интонацию.)
Подвижная игра «Вулкан»
Цель: отреагирование агрессии, проявление эмпатии.
Один ребенок исполняет роль вулкана. Остальные дети – туристы, которые приехали на остров Настроения, посмотреть на спящий вулкан. Ребенок, исполняющий роль вулкана, сидит в центре круга, изображает, что он спит. Туристы ходят по острову, постепенно приближаясь к вулкану. Вулкан, слыша приближающиеся шаги, начинает просыпаться (выбрасывает пепел – злится). Далее вулкан извергает лаву – рычит в направлении детей. Туристы должны спрятаться от извергающегося вулкана в заранее обговоренных местах. (например, за стульчиками, под столом и т. д.). Постепенно вулкан начинает успокаиваться: ребенок, изображающий вулкан снова занимает свое место. Дети – туристы подходят к остывающему вулкану и помогают ему успокоиться (поглаживания, ласковые слова и т. д.). Игра может повториться несколько раз.
Упражнение «Избавление от гнева»
Цель: формирование конструктивных способов выражения гнева
— Как вы думаете, можно или нельзя гневаться, сердиться на других людей? На друзей? Почему? (Ответы детей.)
Я хочу открыть вам тайну: взрослые тоже злятся, но умеют это делать, не причиняя никому вреда. Сейчас мы научимся сердиться, никого при этом не обижать.
Еще гнев можно пропустить через стопы наших ног. Давайте встанем и сильно-сильно потопаем. Наши стопы сначала станут теплыми, потом горячими, потому что через них выходит гнев. Давайте потопаем. (Дети выполняют задание.)
Представьте, что мы на что-то рассердились, берем газету и комкаем ее, а потом бросаем в коробочку для сердиток и закрываем их там.
Гнев можно выпустить, ударяя по «подушке-колотушке». (Выполняют задание).
А сердитые слова можно произнести в трубу. Попробуйте сделать это. (Дети выполняют задание.)
Вы почувствовали, как стало легко и весело! Мы с вами сердились, но никакого вреда никому не причинили.
Упражнение «Снеговик» (выполняется под спокойную музыку)
Цель: развитие выразительности движений, воображения, снятие напряжения.
Однажды в стране Настроений выпал снег и жители снег слепили много снеговиков. Каждый из вас превратится в такого снеговичка. (По команде «Наступила весна!» снеговики начинают таять. Дети расслабляют свое тело и постепенно опускаются на пол).
III. Заключительная часть. Подведение итогов, рефлексия.
Вот и прощаться настала пора,
Облаку мы говорим: «До свидания! Пока!»
«Встретимся, облачко снова, поверь –
В страну Настроений открыта нам дверь!»
Психолог спрашивает, понравилось ли ребятам путешествие с сердитым облаком? Можно ли нам сердиться? Как можно сердиться, не причиняя никому вреда. (Ответы детей.)
Улыбнитесь друг другу, ведь вы замечательные ребята!
До новых встреч!
Рекомендации педагогам и родителям.
Рекомендации педагогам :
Ввод четкого правила: «Сердиться можно, но драться нельзя».
Ввод санкций (изолирование, тихий стульчик, тайм-аут).
Обсудить с ребенком, как можно было себя вести. Разыграть возможный вариант поведения: «Давай попробуем сделать это по- другому»
Обучить детей приемлемым способам выражения гнева «Покажи, как ты рассердился» (резиновые молотки, поролоновые подушки, легкие и мягкие мячи, мишени, стаканчики для крика, коврик для гнева и т. д)
Обозначить эмоциональное состояние ребенка: «Вижу, ты рассердился»
Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей «Я сегодня сердитый», «Миша сегодня рассердился» (использование имеющихся уголков настроений в группах «Поляна настроения» или «Светофор настроения»)
Обучать навыкам саморегуляции (игры «Снеговик», «Мороженое», релаксационные игры)
Формировать произвольность, используя игры с правилами.
Формировать коммуникативные навыки (проигрывание конфликтных ситуаций с помощью игрушек).
Рекомендации родителям:
Информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих, как правильно ее выражать)
Выработка в семье единых требований и правил воспитания.
Обратить внимание родителей на то, как они справляются со своей агрессией.
Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
Легализовать проявление агрессии у ребенка, разрешить ему сердиться
Развести чувство и поведение: «Можно сердиться, но драться нельзя».
Учить конструктивным способом выражения гнева, заявлять о своих чувствах, выражать гнев в косвенной форме.
Составить список приемлемых способов выражения агрессии: «Драться нельзя, но можно: бить подушку, рвать, мять бумагу, кидать мяч…».