Виктория Абрамова
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему «Тело человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему «Тело человека»
Образовательная область: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».
Возрастная группа : подготовительная (6-7 лет)
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему „Тело человека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Количество детей: подгруппа детей из 7-8 человек
Оборудование: индивидуальные зеркала по количеству детей, плакат с изображением человека (ребенка) с указанием частей тела и органов чувств, магнитные картинки и фишки трех цветов для звукового анализа, картинка с изображением кистей рук, колючий мячик, картинка Великана и Гномика, мнемотаблица (для описания и составления индивидуального портрета, картинки с многозначными словами (с использованием ИКТ).
Предварительная работа: рассматривание тематических альбомов, иллюстративного материала, беседы, ситуативные разговоры, разучивание стихотворений.
Цель: Уточнение и расширение знаний о собственном теле.
Программные задачи:
- образовательные:
- продолжать знакомить детей со строением собственного тела и назначением частей тела;
- закреплять навык звукового анализа простых слов;
-закреплять умение образовывать существительные множественного числа;
-закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
-упражнять детей в согласовании существительных с числительными;
-обратить внимание детей на многозначность слов;
-упражнять детей в употреблении слов-антонимов;
-упражнять в образовании новых сложных слов, путем сложения двух простых;
-продолжать развивать связную речь
- развивающие: развивать слуховое внимание, логическое мышление, умение высказывать собственное мнение
- воспитательные: воспитывать внимательное, заботливое отношение к собственному телу, помогать осознавать ценность своего здоровья;
Ход занятия
1. Организационный момент:
Дети заходят в группу и выстраиваются в шеренгу возле доски.
Л. : Ребята, давайте поздороваемся друг с другом!
Чтобы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить
Всем, кого б не встретил
- Это знают дети.
Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ
Прозвучит: «Привет! Привет!».
Л. : Ребята, а теперь мы с вами поздороваемся с нашими помощниками.
Здравствуйте, глазки! (поглаживают веки)
Здравствуйте, ушки! (поглаживают ушки)
Ушки слушают, тишину за окном (прислушиваются)
Здравствуй, носик! Дотрагиваются до носа
Носик нюхает цветы Вдох-выдох
Здравствуйте, руки! (поглаживают руки)
Наши руки здороваются (пожимают свои руки)
С добрым утром я и все мои друзья!
Дети сели на стульчики полукругом напротив логопеда.
1. Объявление темы занятия.
Л. : Взрослые и дети, мальчики и девочки - это люди. Их тела устроены одинаково, но при этом различаются между собой. Тело напоминает мудрый механизм, который способен выполнять множество различных операций. С его помощью мы можем смеяться, плакать, говорить, бегать, думать, работать и играть. Двух абсолютно одинаковых людей не бывает.
Человеческое тело состоит из различных частей. Внутри тела человека находятся мягкие части, называемые органами, постоянно занятые работой. Каждый орган имеет особые обязанности и выполняет их, чтобы наше тело нормально работало. Все органы взаимодействуют друг с другом, как детали машины.
Л. : Ребята, назовите тему недели. Сегодня мы с вами продолжим разговор о том, какие части тела есть у человека (ребята по очереди отвечает полными предложениями)
Л. : Отлично. А кто знает, какую часть тела мы тренируем каждый день на логопедических занятиях?
Д. : Язычок.
Л. : Правильно. Подскажите, что нам помогает красиво говорить?
Д. : Язык, губы, зубы, нёбо, гортань, легкие, диафрагма.
2. Упражнение на дыхание и звукопроизношение
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
• «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл»
• «Накажем непослушный язычок». На выдохе произносится «П - п - п».
• «Пулемёт». На выдохе произносится «Т - т - т».
• «Жук». На выдохе произносится «Ж- ж- ж».
Упражнения для укрепления мышц щё к:
• «Надуть два шарика». Надувать щёки и удержать в них воздух.
• «Перекатывание шаров». Щёки надуваются поочерёдно.
• «Худенький Петя». Втягивать щёки при сомкнутых губах и при открытом рте.
3. Звуко-слоговой анализ слова
Л. : Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску ( на доске картинки: Рак, Улитка, Корова, Индюк). Назовите первые звуки в словах по картинкам, а затем сложите звуки вместе в слово. Какое слово получилось? (РУКИ). Сколько в слове слогов, звуков и. т. д. Выложить схему слова. Сделать звуковой анализ слова.
1. Произнеси слово и послушай его.
2. Произнеси слово по слогам.
Разделить слово на слоги любым удобным способом (обычно хлопками).
3. Найди ударный слог. Чтобы поставить ударение, нужно «ударить» слово или «позвать» его.
4. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
5. Обозначь выделенный звук фишкой.
6. Протяни (выдели) второй звук в слове, назови и охарактеризуй его, обозначь фишкой. (И так все звуки).
7. Прочитай по фишкам слово целиком.
8. Ответь на вопросы:
- Сколько всего звуков в слове?
- Сколько согласных звуков?
- Сколько гласных?
- Сколько слогов?
Какой буквой обозначается каждый из звуков и почему (обозначаются только изученные буквы).
Л. : Ребята, вы слышали когда-нибудь выражение «золотые руки»? Как вы думаете, что оно означает? Может это руки из золота или что это? (Объяснение значения данного выражения после предложенных ответов детей).
4. Физкультминутка
(проговаривая, показываем на себе)
Рот, нос, голова,
Уши, щёки, лоб, глаза,
Плечи, плечи, шея, грудь
(хлопаем по плечам, перекрестив руки –правая рука хлопает по левому плечу и наоборот, шею гладим и простукиваем по груди пальчиками)
Не забыть чего-нибудь
(разводим руки в стороны)
Руки-руки — хлоп-хлоп,
(хлопнуть в ладоши)
Ноги-ноги — топ-топ,
(топаем ногами стоя)
Раз сюда и раз туда,
(повороты головы вправо-влево)
Это — нет, а это — да.
(жесты головой «нет» и «да»)
5. Грамматический строй
Дидактическая игра «Один – много».
Л. : Я буду бросать колючий мячик - вы ловите и отвечаете мне:
У тебя один нос, а у всех детей группы – много носов.
рот – …. ухо –…. спина – ….2 руки-
голова – … локоть – …. 2 глаза – …2 ноги-
живот – …. колено – …. лоб - ….
«Подумай и ответь»
Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза)
Сколько ушей у двух мальчиков?
Сколько рук у двух девочек?
Сколько пальцев на двух руках?
6. Связная речь
Составление рассказа по мнемотаблице «О себе».
7. Пальчиковая гимнастика
«У Маланьи, у старушки….»
8. Развитие лексики (антонимы, словообразование, многозначные слова)
Сказка «Великан и Гномик» - образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.
Жил – был Великан. У него был не нос, а … (носище, не глаза, а, не губы, а, не руки, а, не кулаки, а, не ноги, а (ножище). У Великана был не дом, а домище. А рядом стоял домик в котором жил Гномик. У него был не нос, а носик, не глаза, а глазки и т. д. Великан был большой, Гномик – маленький. Но они весело жили и крепко дружили.
Игра: «Составь новое слово».
Л. : Ребята, а давайте поиграем в игру, которая называется «новые слова». Я называю два слова, а вы из них должны образовать одно длинное. Например, голубые глаза- голубоглазый и т. д.
(смуглокожий, длинноногий, розовощекий, светловолосый, темнобровый)
Многозначность слов.
Л. : Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.
Нос – у самолета, у корабля, у чайника;
Ручка – у двери, у сумки, авторучка;
Глазок – в двери, у картошки;
Горлышко – у бутылки, у ребенка;
Спинка – у стула;
Кисти – малярная, кисть винограда;
Язычок – у ботинка, пирожное;
Ножки – у стула, у гриба.
9. Развитие памяти
Игровое упражнение «Угадай чувство» :
Л. : Ребята, я забыла, как называются те чувства, которыми мы обладаем и пользуемся каждый день. Помогите вспомнить. Я буду показывать картинку, а вы поднимаете руку и отвечаете, за какое же чувство отвечает то, что вы увидите на картинке.
Спасибо, ребята, что помогли мне вспомнить все 5 чувств!
10. Заключительная часть- рефлексия.
Л: Вот подходит к завершению наше занятие. Возьмите вот этот колючий мячик, передавайте его друг другу и вспоминайте, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? (Дети передают из рук в руки колючий мячик и отвечают).