Татьяна Дагаева
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи на тему «Космос. День космонавтики» (младшая группа)
▼ Скачать
Тема: «Космос. День космонавтики».
Группа : младшая
Учитель – логопед : Дагаева Т. В.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Цель: Формирование у детей представления о космосе.
Задачи:
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи на тему „Космос, День космонавтики“ (младшая группа)» размещена в разделах
- День Космонавтики, 12 апреля
- День Космонавтики. Конспекты занятий, НОД к 12 апреля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Логопедические занятия
- Младшая группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Коррекционно-образовательные: Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос». Совершенствование грамматического строя речи (употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме, образование однокоренных слов).
Коррекционно-развивающие : Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, ориентировки в пространстве, мышления, воображения, общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Оборудование: конверты по количеству детей, в которые вложены карточки с ребусами на тему «Космос»; портрет Ю. Гагарина, 5 предметных картинок: ракета, космонавт (самая крупная, звезды, солнце, планета; картины космической тематики для оформления группового помещения (звездное небо, космонавт в скафандре, планеты, запуск ракеты, массажный мяч.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Установление эмоционального контакта.
Игра с мячом «Передай улыбку другу»
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться :
- Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам.
Логопед : Ребята передайте мяч соседу, говорим «Доброе утро!» и улыбаемся.
II. Основная часть.
Объявление темы занятия.
2. Развитие общих речевых навыков и логического образного мышления.
Логопед : Ребята, посмотрите внимательно на ваши столы, у каждого из вас есть красивый конверт. Откройте конверты и посмотрите, что там? (карточка с задание)
Логопед : Правильно, карточка с ребусом! Давайте расшифруем все ребусы и узнаем, чему посвящено наше сегодняшнее занятие (планета, солнце, земля и тд.)
Логопед : Каким одним словом можно назвать все эти слова (космос)
Логопед : Молодцы! Мы сегодня будем говорить о космосе. А что такое космос, как вы думаете?
3. Развитие артикуляционного праксиса.
Логопед : Оказывается, вы уже очень много знаете о космосе! Космос - это безвоздушное пространство вокруг нашей планеты, которая называется Земля. Давайте вспомним, какие еще есть планеты в нашей солнечной системе.
Артикуляционная гимнастика «Планеты солнечной системы»
Вокруг солнца ходят кругом,
Друг за другом, друг за другом.
Раз — Меркурий, два – Венера,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, за ним – Нептун,
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже потом и девятая планета,
Под названием – Плутон.
4. Уточнение и обогащение лексического запаса слов.
На магнитной доске закреплен портрет Ю. Гагарина который закрыт 5 предметными картинками: ракета, космонавт, звезды, солнце, планета.
Логопед : Ребята, давайте поиграем в игру «Открой портрет»! Посмотрите внимательно на доску, портрет закрыт картинками, чтобы снять каждую картинку нужно подобрать к ней слова-признаки (какой? какая? какие) и тогда мы узнаем кто же изображен на потрете.
Логопед : Что изображено в правом верхнем углу? (ракета)
Логопед : Ракета какая? (быстрая, красивая, космическая)
Логопед : Молодцы! Что изображено в нижнем левом углу? (солнце)
Логопед : Солнце какое? (яркое, горячее, лучистое)
Логопед : Очень хорошо, не догадались еще кто изображен на портрете? Давайте еще откроем картинки. Что изображено в нижнем правом углу? (звезды)
Логопед : Звезды какие? (далекие, мерцающие, красивые)
Логопед : Давайте теперь подберем признаки к слову «планета» (неизвестная, большая, обитаемая)
Логопед : Очень хорошо, у нас осталась самая большая картинка, кто на ней изображен? (космонавт)
Логопед : Космонавт какой? (смелый, выносливый, сильный)
Логопед убирает последнюю картинку, закрывающую потрет Ю. Гагарина
Логопед : Ребята, знаете ли вы кто этот человек? Это потрет Ю. Гагарина этот человек первый побывал в космосе. 12 апреля 1961 года впервые совершил полет в космос на космическом корабле-спутнике «Восток-1». В память об этом событии каждый год 12 апреля отмечается праздник «День космонавтики»!
5. Развитие общей моторики.
Динамическая пауза «Астрономическая считалка»
Логопед : Что-то мы с вами засиделись, давайте отдохнем! Встаньте рядом со своим местом и задвиньте стульчики, чтобы они вам не мешали.
На Луне жил звездочет, (складываем руки так чтобы получился телескоп, смотрим в него)
Он планетам вел учет. («считаем» указательным пальцем правой руки)
Меркурий – раз, (описываем круг руками)
Венера – два-с, (хлопаем в ладоши)
Три – Земля, (приседаем) четыре – Марс. (встаем)
Пять – Юпитер, (наклон вправо) шесть – Сатурн, (наклон влево)
Семь – Уран, (наклон вперед) восьмой – Нептун, (наклон назад)
Девять – дальше всех – Плутон. (прыжок на месте)
Кто не видит – выйди вон. (развести руки в стороны)
6. Развитие грамматической стороны речи.
Логопед : Как вы думаете, в чём плюсы профессии космонавта? Исследования космонавтов помогают учёным лучше исследовать возможности человеческого организма. Трудность в том, что работа очень опасная. Космонавту приходится работать в условиях невесомости, перегрузок, в разных температурных условиях. Поэтому в космонавты идут смелые и выносливые. А ещё какие космонавты?
Логопед : Трудная работа у космонавтов. И надо хорошо питаться. А как же сделать это в космосе? Суп варить? (нет, еда в тюбиках)
Логопед : Правильно, ребята. Если бы не было тюбиков, еда разлеталась бы вокруг, ведь в космосе невесомость. Кусочки было бы невозможно захватить ртом. Частички бы испортили технику и мешали космонавтам работать.
Логопед : Давайте подумаем, какая пища у космонавтов. Что поместится в тюбик: крупные части пищи или пюре? Каким же бывает пюре? Из картофеля -… (картофельное, из капусты - (капустное, из свёклы - … (свекольное, из курицы- (куриное, из мяса гуся -(гусиное) и тд.
7. Развитие координации речи с движением.
Динамическая пауза «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети, (встают на носки, поднимают)
Улетаем на ракете. (вверх и тянутся как можно выше)
На носки поднимитесь,
А потом руки вниз опустите. (плавно опускают руки вниз)
Раз, два, три! Потянись. (тянутся вверх)
Вот летит ракета ввысь! (бегут на месте легким бегом)
8. Развитие грамматической стороны речи.
Игра с мячом «Семейка слов».
Логопед : Ребята, когда вы мне в начале занятия рассказывали, что вы знаете о космосе, вы сказали, что в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову «звезда». Я буду бросать вам мяч, а вы образовывать слово.
Как можно назвать звезду ласково? (звездочка0
Логопед : Если на небе много звезд, то оно какое? (звездное)
Логопед : Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль, летящий к звездам? (звездолет)
Логопед : Человек, который считает звезды это. (звездочет)
Логопед : А как называется явление, когда звезды «падают» с неба? (звездопад)
Логопед : А как можно назвать скопление звезд на небе? (созвездие)
Логопед : Молодцы! Вот видите какая большая «семейка» получилась у нас к слову «звезда». Давайте еще раз вспомним все слова. (звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад)
III. Заключительная часть.
Подведение итогов
9. Рефлексия.
Логопед : А теперь ребята, давайте немного пофантазируем! Давайте, сядем ровно на стульчики, и закроем глаза, руки опустим вниз.
Логопед : Представьте, что вы пассажир космического корабля, который находится в космическом путешествии и в большой иллюминатор вы видите далекие звезды и чудесные планеты, давайте полюбуемся ими. А теперь протяните ладошку. Это волшебная звёздочка. Сожмите её в руках и загадайте желание, и оно обязательно сбудется!