Татьяна Дагаева
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи на тему «Береза — символ России» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Береза – символ России».
Группа : младшая
Учитель – логопед : Дагаева Т. В.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.
Задачи:
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи на тему „Береза — символ России“ в младшей группе» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Развитие речи, конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Коррекционно-образовательные: расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте окружающего мира; познакомить с деревом береза – русская береза, ставшим символом России; с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев; рассказать о том, какую пользу береза приносит людям; познакомить со стихотворением, загадками, пословицами, приметами.
Коррекционно-развивающие : развивать речь детей, обогащать словарь; развивать продуктивную деятельность.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать заботливое отношение к деревьям, к окружающей среде, к природе, воспитывать любовь к родному краю, развивать интерес к природе.
Виды детской деятельности: познавательная, восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Оборудование: картинки с изображением различных деревьев, леса; художественная литература; карточки с изображением листьев и плодов; бумага белого цвета формата А5, фломастеры.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Установление эмоционального контакта.
Игра с мячом «Передай улыбку другу»
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться :
- Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам.
Логопед : Ребята передайте мяч соседу, говорим «Доброе утро!» и улыбаемся.
2. Развитие общих речевых навыков и логического мышления.
Логопед : Сегодня, ребята, я вам принесла очень красивые картинки, хотите их увидеть? Отгадав загадку, вы узнаете, что это за картинки.
В шубе летом, а зимой раздеты. (деревья.)
Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десяток рук
И тысячи ладошек. (дерево.)
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (лес.)
Много рук, а нога одна. (дерево.)
Логопед : Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации. Что это? (лес.) Как вы догадались, что это лес? (много разных деревьев.) Названия каких деревьев вы знаете? (ель, клен, тополь, береза.) А кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там делали. Красиво в лесу? Вам там понравилось?
Логопед : Деревья – это жилища многих зверей, птиц. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Тогда деревья будут долго радовать нас своей красотой.
3. Развитие зрительного восприятия, внимания.
Логопед : Ребята у меня есть деревья, но с них упали листья. Давайте найдем с какого дерева упали какие листья.
4. Развитие артикуляционного праксиса.
Логопед : Посмотрите под березовыми листьями спрятались упражнения «помогалки - говорушки», давайте их сделаем.
Артикуляционная гимнастика.
«Песенка гласных А,О,У», «Заборчик», «Разминка для язычка», «Блинчик», «Качели», «Часики».
II. Основная часть.
Объявление темы занятия.
Логопед : Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации о природе нашей Родины. Обратите внимание на то, что в русских лесах очень часто встречается березка. Березка есть и на нашем участке. У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»! Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой? Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? Маленькие клейкие зелененькие листочки и плоды березы - длинные сережки.
5. Развитие мимической мускулатуры.
Логопед : Ребята, как вы думаете, береза любит солнце? Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.
Логопед : А теперь давайте представим, что солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте свои глазки. Посмотрите налево – направо, улыбнитесь друг другу. И опять зажмурьте свои глазки.
6. Уточнение и обогащение лексического запаса слов.
Логопед : В лесу береза приносит много пользы человеку, животным, птицам и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу?
Логопед : Люди заготавливают березовый сок. Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дерева. Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Любят птицы и березовые почки. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Из почек изготавливают лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску. Березовые дрова считаются ценным топливом. Из древесины делают бумагу, фанеру, мебель, лыжи. Много пользы приносит нам береза. Белоствольная, кудрявая, шелковистая, русская красавица – такими ласковыми словами называют березу. Еще ее называют символ – России.
7. Развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика «Ветер».
Ветер сильный налетал, (сжимаем – разжимаем пальцы рук)
Все деревья раскачал. (машем пальцами рук в верх – вниз)
Ветки гнутся взад – вперед. (выгибаем кисти рук вперед – назад)
Ветер их качает, гнет. (помахали руками вправо – влево)
8. Развитие общих речевых навыков и логического мышления.
Логопед : Про березу много пословиц, примет, загадок.
Приметы: Из берез течет много сока – к дождливому лету. Летом на березе появляются желтые листья – осень будет ранней.
Пословицы: Сломать дерево – секунда, вырастить – года.
Загадки:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (Береза.)
Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. (Береза.)
Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой. (Береза.)
Разбежались по опушке
В белых платьях подружки. (Березы)
9. Развитие речевого слуха и словестно-логического мышления.
Игра «Узнай и назови»
Логопед : Ребята части дерева вы знаете? (ствол, корни, ветки, листья, почки) Зачем корни деревьям? (корнями дерево питается, пьет) Где находятся корни? (корни в земле, иногда выходят на землю) Какого цвета ствол у березы? (ствол белый с черными пятнами) А какие ветки у березы? (длинные, тонкие) Какой формы березовые листья? (похожи на треугольники) Как вы думаете, зачем березе черные пятна на стволе? (черными пятнами березка дышит, они заменяют ей легкие) Какую пользу приносит береза? (сок, лекарства, краска, дрова, мебель, лыжи, корм для птиц) Какое дерево называют кудрявым? (береза) Какое дерево называют русским? (береза)
6. Упражнение «Покажи и назови части дерева».
Логопед показывает на картине корни, ствол, ветки, крону, листья. Затем каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.
10. Развитие общей моторики.
Динамическая пауза «Деревья».
Выросли деревья в поле (руки вверх)
Хорошо расти на воле! (руки разводим в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (потягиваемся вверх, поднимая руки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки. (руки наверху, покачивания из стороны в сторону)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны всем корпусом)
В право - влево, взад - вперед
Так деревья ветер гнет. (наклоны корпусом)
Он их вертит, он их крутит, (повороты туловища)
Да, когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна. (руки опустили, голову поднимаем вверх)
Наступила тишина. (опустили голову вниз)
11. Развитие грамматической стороны речи.
Игра с мячом «Один – много».
Логопед называет части дерева в единственном числе, дети во множественном. (корни, ствол, ветка, крона, лист, почка, сережка).
III. Заключительная часть.
Подведение итогов
12. Рефлексия.
Логопед : Ребята с каким деревом вы сегодня познакомились? Что вы нового сегодня узнали о березе? Что вам понравилось на занятии?