Наталья Виноградова
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т]-[т’], буква Т»
▼ Скачать +Заказ
Цели:
Коррекционно-образовательная:
• Учить правильно произносить звуки Т – ТЬ, дифференцировать их на слух
и в произношении
• Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Т,Ть.
• Познакомить детей с образом буквы Т, научить печатать букву.
• Учить читать прямые, обратные слоги и слова с новой буквой.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать фонематический слух.
• Развивать навыки звукового анализа на материале слогов, слов.
• Развивать общую моторику, графо-моторные навыки.
• Развивать внимание, память.
Коррекционно-воспитательная:
• Воспитывать умение сосредоточиться, вслушиваться в речь взрослого.
• Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Оборудование: Демонстрационный и раздаточный материал (наборы для составления схем звуков, картинки щенков Тома, Тима, предметные картинки со звуками, изображение буквы Т, цветные карандаши, тетради, Игра «Домино».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед:- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Гостям мы всегда рады. Давайте поздороваемся и начнем занятие.
- Ой, я слышу какой-то шорох, какие-то звуки. Да это же к нам на занятие пожаловали щенок Тим и Том. Как вы думаете кто из них Тим, а кто Том? (по бантикам- синий и зеленый). Произнесем имя Том, какой звук в начале имени? В слове Тим? (согласный)
2. Сообщение темы занятия. Сегодня будем знакомиться с двумя новыми звуками: Т,Ть.
Какое правило о звуках вы знаете? (звуки мы слышим и произносим)
3. Акустико-артикуляционная характеристика звуков Т,Ть.
Звуки Т, Ть какие звуки? (согласные, гласные, их можно пропеть? (нет).Как мы их произносим?
Проговаривание звуков хором и индивидуально.
- Губы и зубы разомкнуты, язык широкий; кончик поднимается и смыкается с верхними резцами.
- Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду, так как передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами. А значит звук Т – согласный звук.
- Приложим ладонь к гортани и определим какой звук Т глухой или звонкий. Голос не звучит, значит - глухой звук,
Звук Т – твёрдый или мягкий? твёрдый звук. Всегда ли он твердый? В имени Тим звук Ть – мягкий звук.
Каким символом будем обозначать? (Синим / зеленым кружком).
Итак, звук Т -согласный, глухой, твердый; Ть- мягкий.
4. Развитие фонематического восприятия.
- Ребята, щенята маленькие и очень любят играть. Одна из любимых их игр – «Огоньки.
Дидактическая игра «Зажги огоньки» (выделение звука из ряда звуков, слогов)
- Я буду называть звуки, слоги, а вы - зажигать огоньки (в одной руке – синий, другой – зеленый. (вспомнить что такое слог- когда гласный и согласный звук подружились). Дети поднимают индивидуальный символ (зеленый / синий, если услышат звук Т или Ть. : та, то, ти, ту, тя, ат, от, ут.
Дидактическая игра «Шарики» (выделение звука из слова)
Щенята очень любят играть. Как вы думаете с чем? (катать шары).
Для наших щенят приготовила цветные пластмассовые шарики. Они не простые, на них картинки, в названии которых есть твёрдый звук и мягкий звук Т.
Дети выбирают шар и раздают щенятам: Тому - если в названии картинки твердый звук Т, Тиму- если мягкий звук Ть.
5. Слоговой анализ слов.
Дети произносят названия картинки по слогам с хлопками, составляют схему. (жёлтые полоски).
6. Работа со схемой слова. (звуко-буквенный разбор слов)
Том и Тим очень любят играть в прятки. Они приготовили для нас картинки. Давайте узнаем какие звуки спрятаны в словах и найдем для каждой схемы свою картинку.
Дидактическая игра «Отгадай». (определение позиции звука в слое: начало, середина, конец). Логопед на доске выставляет схемы из различных сочетаний звуков, дети определяют какая картинка подходит к схеме слова. Кот, кит, туча, торт, утка. Дети произносят слово, определяют последовательность звуков и составляют на столах индивидуально схему каждого слова.
7. Физкультминутка.
Мы с вами неплохо потрудились, предлагаю отдохнуть.
8. Развитие памяти, внимания, пространственной ориентации.
Тим и Том очень любят шалить. Они играли и разбросали все карандаши по комнате. Давайте их найдем и соберем. Дети называю откуда достали карандаш и считают общее количество.
Какие предметы вы запомнили, которые стояли в комнате? (диван, шкаф)
9. Знакомство с буквой Тэ. Письмо буквы.
- Ребята звуки Т и Ть в именах наших героев спрятаны в одной букве- Т.
Давайте вспомним правило о звуках и буквах. (звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, пишем, читаем)
- Посмотрите на букву Т, из каких элементов она состоит? Возьмем синий карандаш, напечатаем букву Т.
10. Пальчиковая гимнастика.
Наши пальчики неплохо потрудились, сделаем пальчиковую гимнастику. Дети, проговаривая слова, делают пальчиковую гимнастику.
11. Чтение слогов и слов с новой буквой.
Логопед: -Давайте покажем нашим щенкам, что мы уже умеем не только писать, но и читать. Прочитаем слоги, которые они нам приготовили.
• Чтение обратных слогов: ат, от, ут, ит.
• Чтение прямых слогов: та, то, ту, ти.
• Чтение слов и подбор к ним картинок: кот, кит, Том, Тим, там, тут.
12. Закрепление звуков в предложениях.
Работа над деформированной фразой.
Том и Тим что-то нам хотят сообщить. Но чтобы понять, нужно правильно собрать слова в предложении. Давайте вспомним что такое предложение? (группа слов, связанных собой по смыслу)
Вами с играть понравилось очень нам; уходить ребята пора свидания до нам.
13. Итог занятия.
Том и Тим с вами прощаются.
-С какими звуками познакомились сегодня? Какие они? Почему? Какой буквой на письме будем обозначать эти звуки? Вы сегодня хорошо занимались. На этом наше занятие заканчивается. Спасибо!