Папки-передвижки

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Дикие животные. Дифференциация звуков [с]-[ш]»

Елена Караганова
Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Дикие животные. Дифференциация звуков [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

учить детей различать звуки С и Ш на слух и в произношении;

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Совершенствование навыков звукослогового анализа, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение представление о диких животных, уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Дикие животные»

Коррекционно-развивающие:

Развитие фонематических представлений, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Темочки:

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательства, самостоятельности, инициативности, ответственности

Оборудование:

Мяч, картинки животных, зеркала, бумажные квадратики красного, зеленого и синего цветов, снежинка, сканворд, ватман с двумя улицами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: - Здравствуйте, ребята! Вы любите сказки?

Дети: -Да!

Логопед: -Тогда передавайте друг другу эту волшебную снежинку, которая поможет нам перенестись в сказку!

(Дети передают друг другу снежинку)

Логопед:- Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег?

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

2. Артикуляционная сказка

Логопед : - Садитесь, ребята! Давайте вместе рассказывать сказку.

Жила-была лиса Соня в своем доме.

(окошко) Открыла она окошко, чтобы позвать своего друга мишку Шурика. Прибежал Шурик.

(улыбочка) Лиса Соня ему улыбнулась.

(трубочка) Шурик обрадовался и решил поцеловать лису.

(улыбочка – трубочка) А лиса опять ему улыбнулась.

(блинчик) Тут они стали печь блинчики и ждать своих друзей в гости.

(змейка) Первая в гости приползла змейка Света.

(хомяк) Второй был хомяк Слава.

(лошадка) Третьей прискакала лошадка Даша.

(индюк) Четвертым пришел индюк Максим.

(кошка) Пятым была кошка Нюша.

(блинчик) Все угощались вкусными блинами.

(варенье) Ели блины с вареньем и

(гриб) грибами.

(чашечка) Лиса Соня принесла для каждого гостя чашечку.

(качели) После чаепития все пошли в парк качаться на качелях.

(часики) Долго качались, а когда посмотрели на часы, то увидели, что пора идти домой.

3. Характеристика и дифференциация звуков С – Ш

Звучит сказочная музыка.

Логопед: - Идите сюда, ребята! Кажется сейчас что-то произойдет (все дети встают и подходят к логопеду)

Входит грустная лиса.

Лиса: - Здравствуйте, ребята. Меня зовут лиса Соня.

Логопед: А почему ты такая грустная? У тебя что-то случилось?

Лиса: У меня был друг мишка Шурик. Но мы с ним поссорились. И потому мне очень грустно.

Логопед: - Из-за чего же вы поссорились?

Лиса: Шурик ходит в школу, а я нет. Однажды он пришел со школы и стал рассказывать мне про какие-то звуки, буквы. А я сказала ему, что это все одно и то же и ерунда. А Шурик сказал, что не одно и то же. И мы поругались.

Логопед: - Ребята, скажите, а звуки и буквы - это одно и то же или нет?

Чем отличаются звуки от букв?

Дети: - Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

Логопед: А какой общий звук вы слышите в словах «лиса Соня»?

Дети: Мы слышим звук С.

Логопед: Правильно, ребята. А в словах «зайчишка Шурик» какой общий звук?

Дети: - Звук Ш.

Лиса: - Какая разница! Эти звуки ничем не отличаются!

Логопед: Ребята, вы тоже так считаете, что звуки С и Ш ничем не отличаются.

Дети: Нет, отличаются.

Логопед: Давайте объясним Соне, чем отличаются эти звуки. В этом нам помогут зеркала.

Садитесь, ребята, за стол. Подвиньте к себе зеркала. Произнесите звук С. Скажите, что делают губы?

Дети: Губы улыбаются.

Логопед: Что делают зубы?

Дети: Зубы образуют заборчик.

Логопед: А что делает язык при произнесении звука С?

Дети: Язык прижимается к нижним зубам, образуя желобок.

Логопед: А теперь произнесите звук Ш. Что делают губы?

Дети: Губы образуют форму бублика.

Логопед: Что делают зубы?

Дети: Зубы находятся близко друг к другу.

Логопед: А что делает язык?

Дети: Язык в форме чашечки прижимается к потолочку во рту.

Логопед: Вот Соня, какие это разные звуки. Но у них есть схожесть.

Логопед: А когда произносите звук Ш, воздушная струя встречает преграду? Что является преградой?

Дети: Преграда – язык, небо.

Логопед: А когда произносите звук С, есть ли преграда во рту?

Дети: Да, преграда – язык, зубы.

Логопед: Если при произнесении звуков С и Ш возникает преграда для воздушной струи, тогда это какие звуки?

Дети: Согласные.

Логопед: Правильно, ребята. А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук С.

Что вы чувствуете? А теперь произнесите звук Ш.

Дети: Горлышко спит. Это глухие звуки.

4. Слушаем звуки С и Ш.

Логопед: Ребята, а давайте еще научим Лису Соню слушать эти звуки. Идите сюда, вставайте в круг. Если услышите звук С, приседайте. А если услышите звук Ш, подпрыгивайте. М, Н, К, С, П, Ф, Ш, С

Та, Са, ла, Ша, Су, Ну, Шу.

Сапоги, суфле, душ, машина, совок, лапша

5. Дифференциация звуков С и Ш в слогах и словах

Лиса Соня что – то шепчет на ухо логопеду.

Логопед: - Ребята, а Соня придумала игру. Давайте мы в нее поиграем.

(Логопед бросает ребенку мяч и говорит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч логопеду.)

ша – са шу – су аш – яс ош – ос шо – со ши – сы уш – ус

са – ша су – шу яш – аш ши – ис со – шо сы – ши еш – ес

Логопед- Молодцы, а теперь слова:

шайка – сайка, шок – сок, шут – суд, шитый – сытый, шутки – сутки, шип – сип,

пошёл – посол

6. Отгадывание сканворда

Лиса: Спасибо, ребята! Оказывается, звуки это совсем не ерунда. Но я еще так мало знаю.

Шурик попросил меня разгадать сканворд. Но без вашей помощи я не справлюсь.

Логопед: Хорошо, мы тебе поможем. Садитесь, ребята.

1. Кто с ногами влез в варенье,

Да еще без разрешенья,

И жжужит все возле уха?

Надоедливая (Муха)

2. Пищевой продукт молочный

Не творог и не кефир.

Спрятался под коркой прочной

Ноздреватый, вкусный (сЫр)

3. Мягонькие лапки,

На лапках – царапки. (коШка)

4. Бесшумно гребет,

Руками вперед,

На воде качается,

Как она называется (лодКа)

5. Сидит на ветке, а не птица.

Есть рыжий хвост, а не лисица (белкА)

Логопед: Какое главное слово у нас получилось? Мышка.

7. Звукослоговой анализ

Логопед: А еще Соня, ребята помогут тебе понять, какие звуки составляют это слово и сколько в нем слогов. Проходите, ребята, садитесь за столы. У вас на столе лежат разноцветные квадраты, обозначающие звуки. Какой первый звук в слове мышка?

Дети: Звук М.

Логопед: Какой это звук?

Дети: Согласный.

Логопед: Какого цвета квадратик?

Дети: Синего.

Логопед: Правильно, ребята, молодцы.

(И так обсуждается каждый звук и выкладывается звуковая схема)

Логопед: А сколько слогов в слове «мышка»?

Дети: Мыш – ка. 2 слога.

Логопед: Верно, ребята!

8. Игра «наоборот»

Лиса: Я теперь так много знаю про звуки. Ребята, помогите мне помириться с мишкой Шуриком. Вы пойдете со мной к моему другу?

Дети: - Да.

Лиса: -Идите за мной. Сначала узкая улица. Нет, кажется наоборот, не узкая, а …

Дети: Широкая

Лиса: - Точно. Потом нужно повернуть налево. Нет, кажется, наоборот…

Дети: Направо.

Лиса: - Теперь надо сделать 5 шагов назад, нет, наоборот.

Дети: - Вперед

Лиса: - Идти надо медленно, нет, наоборот…

Дети: - Быстро.

9. Физминутка.

Мы пришли ребята. В этой сказке обитает много животных. Посмотрите, они все спят. Садитесь, ребята в круг, закрывайте глаза.

Кто тут будит всех вокруг

Тук-тук, тук. Тук-тук, тук.

(Дети сидят по кругу с закрытыми глазами)

«Звери, быстро просыпайтесь,

На зарядку собирайтесь,

(Логопед хлопает в ладоши,

Дети встают и идут по кругу)

Звери делают зарядку-

Кто вприскочку. (прыжки)

Кто вприсядку, (приседают)

Кто-то плечи поднимает

(Встать на носочки, поднять плечи)

Кто-то плечи опускает

(опуститься на стопу, опустить плечи)

Сделаем руками взмах, (руки в стороны)

Вправо мах и влево мах,

(маховые движения ногами вправо и влево)

Полуприсед, (Полуприсед, руки на поясе)

Присед, (присед)

Наклон, (наклон вперед, руки в стороны)

Всем спортсменам шлем поклон.

10. Определение положения звука в слове.

Лиса: Мы пришли, ребята! Здесь живет мой друг мишка Шурик.

А еще здесь живет много всяких других животных. Посмотрите на их домики. Кажется, животные перепутали свои дома. И только вы сможете навести здесь порядок. Подскажите, какой главный звук в слове и где он находится, в начале, в середине, или в конце?

Логопед: Какое это животное?

Дети: Крыса.

Логопед: Какой звук вы слышите, и где он находится?

Дети: Звук С. Находится в середине слова.

Логопед: Значит, он живет на улице С, в середине улицы.

Логопед: Какое это животное? (картинка)

Дети: кошка. Главный звук Ш, находится в середине слова.

(Точно также все остальные картинки: слон, собака, носорог, оса, шмель, кашалот, утконос, летучая мышь)

11. Итог занятия.

Лиса: Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Теперь я столько много знаю. Но я все время думаю про своего самого лучшего друга, мишку Шурика. Мы с ним так и не помирились.

(звучит волшебная музыка) Появляется грустный мишка Шурик.

Лиса: Здравствуй, Шурик! Прости меня, мишка! Я теперь буду учиться вместе с тобой.

Мишка: Здорово! Скажи, ты до сих пор считаешь, что звуки и буквы – это одно и то же?

Лиса: Ребята, помогите мне правильно ответить!

Дети: Нет, звуки и буквы - это не одно и то же. Звуки – это то, что мы слышим и произносим, а буквы - это то, что мы видим и пишем.

Мишка: Ребята, а что еще интересного вы рассказывали Соне?

(ответы детей)

Лиса: Шурик, давай мириться?

Мишка: Давай!

Лиса и медведь обнимаются.

Лиса: Спасибо, вам, ребята, за то, что вы нас с мишкой помирили!

Публикации по теме:

Игровые технологии по лексической теме «Дикие животные» в старшей группе Цель: Обогатить и закрепить знания и представления детей о животныхДидактические игры:Игра «Кто у кого?» Цель: употребление родительного.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Звук [ы]» Тема занятия: «Звук «Ы». Цели: 1. Познакомить детей со звуком «Ы»; 2. Закрепить правильную артикуляцию звука «Ы»; 3. Развитие фонематического.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [И] и буква И» Тема занятия: «Звук и буква «И». Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке И; 2. Познакомить детей с буквой И; 3. Развитие фонематического.

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Конспект группового логопедического занятия с обучающимися 1 класса с презентацией «Домашние и дикие животные» Конспект группового логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР III уровня. Темы: Коррекционная- «Работа над словом. Слова, обозначающие.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Буква «П», звуки [П] и [П’]» Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке «П»; 2. Познакомить детей со звуком «Пь»; 3. Познакомить детей с буквой П; 4. Развитие фонематического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Дикие животные. Дифференциация звуков [с]-[ш]»
Опубликовано: 24 января 2020 в 10:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Дикие животные. Дифференциация звуков [с]-[ш]»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Караганова (УИ 984419) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД