Ирина Углова
Конспект фронтального логопедического занятия для детей младшего школьного возраста с ОНР «От слова к слову»
▼ Скачать + Заказать документы
От слова к слову
Цели:
• Коррекционно-образовательные:
o Формирование понятий «слово» и «предложение»;
o Обучение согласованию слов в предложении.
• Коррекционно-развивающие:
o развитие общей и мелкой моторики, движений артикуляционного аппарата;
o развитие пространственных представлений;
o развитие воображения.
• Коррекционно-воспитательные:
o Формирование навыков работы в коллективе.
Оборудование: мяч, сюжетные и предметные картинки, длинные и короткие полоски бумаги.
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия для детей младшего школьного возраста с ОНР „От слова к слову“» размещена в разделах
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Я очень рада вас видеть. А вы? Давайте поздороваемся глазами друг с другом (быстрый взгляд в глаза каждому ребенку). Начнем наше занятие!
2. Пальчиковая гимнастика.
Одной рукой я травку рву,
Другой рукой я травку рву (сжимаем и разжимаем кулаки).
Я травкой накормлю коня –
Вот сколько пальцев у меня (показываем раскрытые ладони!
1,2,3,4,5 –
Вышел пальчик погулять (работаем указательным).
Только вышел из ворот-
Глядь – другой к нему идет (средним).
Вместе весело идти,
Ну-ка, третий, выходи (безымянным!
Вместе встанем в хоровод,
Вот (пальчики «пляшут»!
Наши алые цветки распускают лепестки (формируем «бутон» из пальцев).
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (раскрываем ладони, шевелим пальцами).
Наши алые цветки закрывают лепестки (закрываем ладони).
Тихо засыпают, головой качают (качаем «бутоном»)
Пальчик вышел погулять (идем пальцами по столу,
Ключ забыл с собою взять.
Что он делает теперь?
Просто он стучится в дверь (стучим пальцами в ладонь другой руки).
3. Самомассаж лица.
Если солнце жарко греет,
Если легкий ветер веет,
Стало сухо и тепло –
Это лето к нам пришло (поглаживание лица по массажным линиям).
Если дождь стучит по крыше,
Листья падают неслышно,
Птицам улетать пора-
Это осень к нам пришла (постукивание пальцами по массажным линиям).
Если вьюга кружит, злится,
Всюду белый снег кружится,
В снежных шапках все дома-
Это к нам пришла зима (рисование кружочков пальцами по массажным линиям).
Если тает снег и лед,
Звонкий ручеек течет,
Распускается листва-
Это к нам пришла весна (поглаживание ладонями сверху вниз, «умывание»).
4. Артикуляционная гимнастика (упражнения подбираются в зависимости от структуры речевого дефекта).
5. Актуализация знаний.
Игра с мячом «Живое-неживое». Логопед кидает по очереди детям мяч и называет живые и неживые предметы. Ребенок должен определить свойство предмета.
«Узнай по описанию». Логопед называет несколько признаков одного предмета, дети угадывают предмет.
«Что мы делаем». Логопед пантомимой показывает действия, дети угадывают.
6. Изучение нового.
- Девочка рисует. Сколько слов в предложении? Чтобы вы не забыли эти слова, вместо первого слова поставим картинку (девочка, а второе заменим полоской. Теперь повторим. «Девочка рисует». Кто рисует? Девочка что делает?
- Что мы узнали о девочке? Если слова дружат, то они помогают нам что-то узнать. Это и будет предложение. В предложении может быть два, три, четыре слова и более. Сейчас мы с вами посчитаем слова в разных предложениях. А чтобы было легче, каждое слово мы обозначим полоской.
Маша спит.
Дети весело играют.
Мальчик катается на велосипеде.
- А теперь потренируемся различать слово и предложение. Если я назову слово - вы поднимете короткую полоску, если предложение – длинную.
7. Динамическая пауза:
«Прогулка по лесу»
- Представьте, что мы шагаем по древнему лесу с огромными растениями. У них огромные корни, поэтому нам надо поднимать ноги повыше (ходьба на месте). Посмотрим по сторонам: свист- справа, хрустнула ветка – слева. Вверху пролетела птица. Внизу проползла змея (движения головой).
- Вот мы нашли орехи (наклоны вниз). А теперь – рвем яблоки с деревьев (тянемся вверх).
- Ой, жуки налетели! Отмахиваемся!
- А вот и ёжики бегут. Не раздавите их (прыжки на месте, чередуя ноги вместе – врозь).
- Слышите, какой-то непонятный шум? Прячемся, это могут быть дикие звери (бег на месте!
- Мы дошли до пещеры. Спустимся туда! (ходьба на месте – носок – пятка – носок)
- Осторожно! А теперь поднимаемся обратно. Уф! Устали! Присядем отдохнуть.
8. Закрепление.
- Я расскажу вам сейчас про мальчика Витю, который не знал, как важно не терять слов в предложении.
«В моем доме живет мальчик Витя. Он всегда опаздывает в детский сад. – Почему ты всегда опаздываешь в детский сад?- спрашиваю я Витю. А он отвечает: - У меня по утрам одни неприятности. Вот проснулся утром, хочу надеть, а ее нет. Хочу обуться, ищу, а они пропали. Вот почему я опаздываю в детский сад»
- Вы поняли, почему Витя опаздывает? Правильно, он не убирает на место свои вещи. А что именно ищет по утрам Витя, вы поняли? И я не поняла, потому что Витя слова пропускал, не договаривал предложения. Давайте научим Витю правильно рассказывать, добавив слова, которые он пропускал (опора на сюжетные картинки, где мальчик надевает рубашку, обувает сандалии).
- Молодцы! А теперь последнее, очень хитрое задание. Внимательно слушайте, нет ли ошибок в тех предложениях, которые я произнесу. Если ошибку найдете – поправьте меня.
- Коза принесла корм девочке.
- Мяч играет с Сашей.
- Дорога идет по машине.
- Гена разбил стеклом мяч.
- Оля с папой рисуют картинку.
- Маша несет капусту в сумке.
9. Рефлексия, итог занятия.
- Мы хорошо сегодня поработали, молодцы!
- Кто скажет, в какие игры мы играли?
- Что искали?
- Что учились различать?