Марина Долгушина
Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Ф], [Ф’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия
Тема: звуки [ф], [фь].
Цель: уточнить произношение звуков [ф], [фь]; учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в образовании сложных слов; развивать интонационную выразительность речи, мышление, зрительное восприятие.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, оборудование для фокуса, черный ящик, схемы, картинка фокусника и ёжика.
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия „Звуки [Ф], [Ф’]“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Назовите гласные буквы. Какие гласные стоят после твердых согласных? Какие гласные указывают, что согласный перед ними читается мягко? Какая гласная буква никогда не стоит в начале слова?
- Назовите буквы, обозначающие парные согласные звуки. Какие из согласных самые звучные? Какая буква обозначает глухой непарный согласный звук? Какие согласные буквы обозначают только твердые звуки? Назовите буквы, обозначающие звонкие парные согласные звуки. Назовите буквы, обозначающие глухие парные согласные звуки.
Детям в помощь для ответов предлагается использовать «Домики букв».
2. Артикуляционная гимнастика.
«Покусать нижнюю губу».
«Заборчик на нижней губе».
3. Знакомство со звуками [ф], [фь].
- Сейчас я покажу вам фокус, который однажды видела в цирке.
Логопед берет тонкий стакан и опускает в него бусы, цепочку, ленту. Ставит стакан на ладонь и накрывает его платком. В это время незаметно переворачивает стакан вверх дном. Потом снизу, как бы через стеклянное дно, сквозь пальцы достает бусы, цепочку, ленту. Затем показывает стакан в первоначальном положении.
- Вам понравился фокус? Как называют артиста, который показывает фокусы? Посмотрите на фокусника на картинке. Фокусник из шляпы достал живого ежика. Ежик фыркает: Ф-ф-ф!
Фь-фь-фь!
4. Характеристика звуков [ф], [фь].
- Произнесите звук [ф], [фь], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Дети анализируют произношение звуков по схеме. Нижняя губа закрывает нижние зубы. Верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы поставлены на нижнюю губу. Воздушная струя встречает преграду. Голос не работает.
- Расскажите, какие это звуки? Какие фишки показывает Юпик? Почему?
5. Упражнение в произношении звуков [ф], [фь].
- Ежик фыркает а) протяжно: ф___;
б) прерывисто: ф-ф-ф.
- Послушайте песенку ежика и произнесите так же:
фа - фо - фу - фы - фи
фа - фа - фа
фа - фа - фа
фа - фа - фа
- Рассмотрите картинку «Фокусник». Какие фокусы показывает фокусник?
Логопед объясняет : фрак - это парадный мужской пиджак; факел - это переносной светильник с пылающим огнем.
- Послушайте стихотворение:
Фокусник во фрак одет,
Факел превратил в букет,
Фея выскочит оттуда,
Фокус это или чудо?
- Юпик упражняется в отчетливом произношении звуков [ф], [фь] в словах стихотворения. Произнесите и вы отчетливо это стихотворение.
6. Дифференциация звуков [ф], [фь].
а) Выделение звуков [ф], [фь] из состава слова.
- По картинке «Фокусник» назовите слова со звуком [ф] ([фь]). (Флаг, туфли, факел, фрак, шарф, фонарь,фонтан, фокусник; филин, конфета,
салфетка, фиалки.) В каких из них звук [ф], [фь] стоит в начале слова (в середине слова, в конце слова?
б) Игра «Сигнальщики».
фокус фильм фыркает телефон
финик буфет фруктовый шкаф
фиолетовый фантазировать
7. Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика.
«Превращение» пальчиковых фигур:
«рыбка» - «2 флажка» - «ворота» - «пароход» - «филин» - «ежик».
б) Имитация движений. «Ежик»
По сухой лесной дорожке -
Топ-топ-топ - топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик. Дети стоят, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях - перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги слегка согнуты в коленях, делают мелкие частые шажки.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка или дочки. «Собирают ягодки» - кончики пальцев соединяются, «срывают» ягоды.
8. Звуковой анализ.
- Посмотрите картинки внизу страницы. К каждой из них фокусник задумал слово. Отгадайте слова и «зашифруйте» их с помощью фишек.
а) «Фрукты». Один ребенок называет звуки в слове по порядку. На каждый звук дети показывают соответствующую фишку.
б) «Фартук». Найти схему этого слова среди трех предложенных схем.
в) «Сарафан». Звуковой анализ проводится через игру «Живые звуки».
г) «Филин». Дети составляют схему слова на индивидуальных схемах.
9. Формирование лексико-грамматического строя речи.
- Отгадайте, что в «Черном ящике»?
Логопед демонстрирует «Черный ящик», в котором лежит фотоаппарат и др. предметы.
Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас.
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)
- Фотоаппарат помогает запечатлеть нас с вами, события в жизни, чтобы вспомнить их. Из каких двух слов образовано слово фотоаппарат? Какие еще сложные слова образованы от слова фото?
Дети называют слова, а логопед достает из «Черного ящика» эти предметы (фотография, фотопленка, фотоальбом, фотобумага, фотовспышка).
10. Итог занятия.
- С какими звуками вы сегодня познакомились? Какие новые слова узнали?
.