Виктория Операй
Конспект занятия «Филимоновская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины.
Научить детей создавать орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки «Лошадка».
Задачи:
Познавательные:
1. Рассказать о народной игрушке и о промысле села Филимонова.
2. Дать представление о технологии создания игрушки и её эстетических особенностях.
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия „Филимоновская игрушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
1. Освоить рисование простейших элементов филимоновской росписи.
2. Научиться украшать узорами фигурку-трафарет, ориентируясь на образцы.
Воспитательные:
1. Учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.
2. Учить расписывать шаблон угрушки, применяя нетрадиционную технику рисования ватными палочками.
3. Формировать навыки выполнения филимовских узоров.
Прививать любовь к народному искусству и народным промыслам.
Развивать мелкую моторику рук
Материалы: оригинал филимоновской игрушки и других народных игрушек. Ридер для выполнения упражнений. Карточки с образцами для упражнений, отражающие последовательность работы красками. Интерактивная доска; музыка с русской народной композицией; шаблоны филимоновских лошадок; краски трех цветов, кисти, ватные палочки, вода, салфетки.
Словарный запас: ребячья забава, гончар, “свистулечницы”.
Предварительная работа: Рисование на Ридере в программе paint с помощью стилуса по определенным образцам.
Ход занятия
Дети входят в зал, проходят к столу с народными игрушками
Педагог:
Посмотрите, какие разные игрушки перед вами, все они сделаны руками человека.
Как такие игрушки называются?
Дети: Народные
Педагог:
С какими народными игрушками мы с вами уже знакомились на занятии?
Дети: ответы - матрешка, дымковская?
Педагог:
Посмотрите все они могут издавать свой звук, а некоторыми можно и постучать.
В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву»- игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И сегодня на занятии мы познакомимся с филимоновской глиняной народной игрушкой, а почему ее так прозвали, я сейчас вам расскажу с помощью нашего волшебного экрана.
Слайд презентации со 2 по 6
Педагог:
Так почему же именно филимоновская игрушка, а не ивановская?
Дети: ответы
Педагог:
А кем был Филимон?
Дети: ответы
Педагог:
А сейчас мы с вами опять обратимся к волшебному экрану и попробуем сравнить две лошадки, филимоновскую и дымковскую.
Чем они отличаются?
Дети: ответы
Педагог:
Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи.
Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.
Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.
Педагог: Послушали, а теперь я предлагаю порисовать, но перед работой нужно размять наши пальчики
Ладошки сложим мы вдвоем
Друг об друга мы потрем
Кулачки потом сожмем,
В руки кисточку возьмем.
Пальчики сожмем и покатаем. Теперь наши руки готовы к работе.
Практическая часть
Педагог:
Но для начала мы возьмем наши волшебные книги, и поупражняемся рисовать в них по образцам, разложенным перед вами.
Дети выполняют задание в электронных Ридерах
Педагог:
Кто выполнил, закрываем книги, и берем шаблон оленя или лошадки, приступаем к росписи.
При работе помните правила росписи: узор наносим сразу кистью или ватной палочкой; рисование узоров начинаем с крупных элементов; краску на кисть брать гуще.
Ребята, внимательно посмотрите на образцы рисунков, кисточку старайтесь держать правильно. Не бойтесь работать сразу цветом. Старайтесь узор наносить уверенно и равномерно. Вслушайтесь в звуки музыки и приступайте к работе. Расписывайте вдумчиво с душой, фантазируйте, постарайтесь прикоснутся к народному искусству.
Педагог:
Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1. контроль организации рабочего места;
2. контроль правильности выполнения приемов работы;
3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4. контроль объема и качества выполненной работы.
Какие красивые игрушки у вас получились! По работам видно, что вы все старались, расписывать свою лошадку филимоновской росписью.
Давайте подведем итог нашей работе.
Какую игрушку мы сегодня расписывали?
Кто первый слепил такую игрушку?
Он был бы доволен вашей работой?
Может быть кто-то желает подарить свою работу гостям?
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая,
Ставшего искусством ремесла.