Минина Татьяна
Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Птицы»
Цель:
Продолжить знакомить с характерными признаками весны. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период. Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц. Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд).
Воспитывать чувство любви к родной природе и доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
Развивать речь детей, обогащать их словарь.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе „Птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Наблюдение за птицами во время прогулок. Чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций. Дидактические игры «Назови птичку, которой не было», «Угадай какой Наш дом».
Материал к занятию.
Демонстрационный материал «Птицы». Изображения птичьих гнезд.
Ход занятия.
Раздается стук в дверь. Входит Кукла Даша.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришла.
Ответы детей.
Кукла Даша: Здравствуйте, ребята! Я к вам пришла в гости. На улице тепло. Но я даже не знаю какое сейчас время года! Вы мне расскажете?
Ответы детей.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Ответы детей.
Воспитатель: Когда наступает весна?
Ответы детей.
Воспитатель: Какая погода весной? Что происходит со снегом?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто к нам весной прилетает?
Ответы детей.
Воспитатель: Весной все оживает, просыпается вокруг. Но самое главное чудо, которое происходит в природе весной – это то, что именно весной к нам из теплых стран пернатые друзья. Самыми первыми прилетают грачи (показывает картинку). Это крупные, черные птицы с длинным клювом. Ходят важно, длинными носами землю ковыряют: червяков ищут. Кричат: «Крак! Крак! Весна! Весна!». В далекие времена говорили: «Грач зиму ломает». Ребята, послушайте стихотворение про весну:
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
. Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд по навьют, — посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
(Автор И. С. Никитин)
Кукла Даша: Ой какое красивое стихотворение! Ребята, а у меня для вас есть еще один сюрприз. У меня есть волшебный мешочек, но не простой, а волшебный. Если правильно отгадать загадку, то из мешочка появится птичка. Хотите проверить? Тогда садитесь на стульчики и внимательно слушайте.
В лесу на ветке она сидит,
Одно «ку-ку» она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
«Ку-ку» то там то тут,
Как птицу эту зовут?
(Кукушка)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец —
Он и лётчик, и певец.
(Скворец)
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
В серой шубке перовой
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
И в морозы он герой.
(Воробей)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её.
(Сорока)
После каждой правильно отгаданной загадки, Даша вытаскивает фигурку птицы и прикрепляет её на магнитную доску.
Кукла Даша: Какие вы молодцы. Все загадки отгадали правильно. Таким умным, хорошим ребяткам я хочу подарить сувениры. Сейчас я за ними схожу, а вы не скучайте.
Воспитатель: Пока Даша ходит за сувенирами, давайте продолжим наше занятие. Вы обратили внимание, какой красивый получилась веселая, весенняя картинка (показывает на магнитной доске). Давайте еще раз назовем птиц, которых вы здесь видите.
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас я хочу поиграть с вами в игру: "Назови, кого не стало". Когда вы отвернетесь, я спрячу одну из птиц. Повернувшись, вы должны назвать ту птицу, которой не стало.
Проводится игра «Назови, кого не стало».
Физкультминутка.
Грачи
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
Воспитатель: Как вы думаете, куда могли полететь птицы?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, в свой домик. А как называется дом птиц?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, гнездо. Ребята, а вы знаете, что гнезда у птиц бывают разные?
Ответы детей.
Воспитатель: Чей это домик? И как он называется? (показывает на магнитной доске картинку)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Это скворечник – дом у скворцов. А где строит гнездо дятел?
Ответы детей.
Воспитатель: Дятел строит гнездо в дупле (показывает на магнитной доске картинку). А где строит дом ласточка?
Ответы детей.
Воспитатель: Ласточка строит дома склонах рек, гор (показывает на магнитной доске картинку). А сорока где строит свой дом?
Ответы детей.
Воспитатель: Сорока вьёт гнездо на дереве.
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Сколько разных домиков у птиц. Каждая птица должна найти свой дом. Давайте поможем птицам найти домик : «Ребята проходим за стол».
Дети садятся за стол и рисуют домики для птиц.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, о чем мы сегодня говорили? Какие птицы прилетают к нам весной? и т. д.
Ответы детей.
Подводиться итог занятия.