Ольга Пантюкова
Конспект НОД «Дружба народов — сила страны!» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно организованной образовательной деятельности
педагога с детьми подготовительной к школе группы
общеразвивающей направленности
образовательная область: познавательное развитие
на тему: «Дружба народов – сила страны!».
Темочки:
- День народного единства, 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к людям разных национальностей, проживающих на территории России.
Задачи
Обучающие:
-углублять и расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России;
-обогащать и обобщать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей России: о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухне, национальных костюмах, сказках народов России;
- продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения;
Развивающие:
-развивать умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь;
-развивать умения рассуждать, анализировать, сопоставлять, делать выводы;
-развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России и их традициях;
- расширять кругозор и обогащать активный словарь детей;
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Методы и приё мы:
игровые: игровая ситуация;
словесные: художественная литература (притча, беседа, объяснения;
наглядные: иллюстрации с изображениями по теме.
Материал и оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Многонациональная Россия», клубочек ниток, куклы в национальных костюмах, поднос, домики с флагами (3 шт., веники, карта России, трафареты людей в национальных костюмах.
Предварительная работа: беседа о России, о народах её населяющих; рассматривание карты мира, России; рассматривание предметных картинок с изображением национальных костюмов народов России; разучивание пословиц о дружбе и о Родине, пальчиковая гимнастика «народы России»; знакомство с народными промыслами, с бытом и традициями народов России; прослушивание песен разных народов; разгадывание загадок; организация мини-музея «Народы России»; дидактические игры - пазлы «Костюмы народов России», «Чей костюм?».
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сесть в круг и, передавая клубочек волшебных ниток, поприветствовать друг друга. Каждый, кто получает волшебный клубок, наматывает нитку на свой палец, только не туго и 1 раз, чтобы не пережать пальчик.
Дети: действуют по показу воспитателя.
Воспитатель: Посмотрите, как мы все связаны одной нитью. (Воспитатель предлагает слегка ее натянуть, для того, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого.) Мы с вами – единое целое.
(Воспитатель просит детей снять нитку с пальцев, убирает клубочек)
На экране слайд № 2 с картой России.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: предполагаемые ответы детей
Воспитатель: Как называется наша страна?
Дети: индивидуальные ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно, это карта России. Обратите внимание, какую огромную площадь занимает наша страна. Что мы можем увидеть на карте?
Дети: индивидуальные ответы детей
Воспитатель: Молодцы, на карте мы видим реки, леса, озера, города. Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
Ребята, как вы думаете, в нашей стране живут только русские?
Дети: предполагаемые ответы детей
Воспитатель: Конечно, нет. В нашей стране живут люди разных национальностей, они наши соседи. А кто такие соседи?
Дети: дети размышляют.
Воспитатель: Замечательно. А как должны вести себя соседи?
Дети: индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно. А вы дружите со своими соседями? Ходите, друг к другу в гости?
Дети: индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: А сейчас я расскажу вам одну притчу.
Воспитатель рассказывает притчу «Вавилонская башня».
Давным-давно люди на Земле говорили на одном языке. Земля у них была необыкновенно плодородная, так что им жилось всё лучше и лучше. Возгордились от этого люди и решили оставить о себе память на все времена. Решили построить башню до самого неба. Выбрали высокую гору, и закипела работа. Башня строилась много лет. Вокруг горы, где строилась башня, вырос целый город — Вавилон. И вот башня почти готова. Но вдруг среди людей появился сам Бог. Не понравилось ему желание людей добраться до неба. Гнев вызвала у него человеческая гордыня. И наслал он на землю великую бурю. Ветер унёс все слова, которые люди привыкли друг другу говорить. И во всем Вавилоне люди перестали друг друга понимать. Никак не могли они договориться между собой. Строительство башни прекратилось, и она постепенно разрушилась. Все побросали работу, ходят и ищут: кто бы их смог понять? И стали люди собираться кучками: кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов. И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ в свою сторону — строить свои города.
Воспитатель вносит кукол на подносе.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам прибыли гости из разных уголков нашей необъятной Родины. Вы наверно уже догадались, откуда они приехали?
Дети: предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, к какой национальности принадлежит эта гостья? (про каждую куклу) Как вы догадались?
Дети: дети размышляют и делают выводы (По одежде и головным уборам)
Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, чтобы они жили дружно и ходили, друг к другу в гости?
Дети: предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно, познакомить наших гостей.
Воспитатель выставляет 3 домика. Дети делятся на 3 группы, каждая группа берет себе одну куклу. Рассматривают ее национальный костюм (сами на основе освоенного опыта). Начинается знакомство.
Воспитатель: Салам Алейкум! Говорят люди, живущие в республике Татарстан. А мы говорим - Здравствуйте! Это Айгуль (в переводе-лунный цветок, кто она по национальности?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб. Какие вы видите цвета, на флаге? (Воспитатель обращает внимание детей на флаг, который висит на домике) Слайд № 3
Дети: индивидуальные ответы детей (Зелёный, белый, красный)
Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, посмотрите, на гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа.
Воспитатель обращает внимание на хозяйку дома. Ребята, что особенного в татарском национальном костюме?
Дети: индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: Вы очень внимательные. Женским национальным костюмом было платье КЮЛЬМЕК, понизу вышивка. На грудь вешалось украшение расшитое вышивкой или бисером - КУКРЕК. В основном в вышивке использовался растительный орнамент, так как по вере татарского народа нельзя было использовать рисунки животных. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол, который расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером. На голове молодые девушки носили КАЛФАК. А взрослые женщины носили вот такой головной убор – ЯУЛЫК. Чем больше украшений носила татарская девушка, тем богаче приданое у нее было. В семье, где рождалась девочка, ей дарили украшение с камнем сердолик - символом красоты. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. Как назывался головной убор у мужчин? Слайд № 3, № 4
Дети: предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! На голове носили тюбетейку, которая тоже украшалась вышивкой. Татары трудолюбивый и энергичный народ. Ну, а кто много трудится, тот и хорошо отдыхает. У татарского народа весной есть праздник, что означает восточный новый год. Навруз Байрам – древнейший земледельческий праздник, праздник весеннего равноденствия. В Татарстане Навруз проходит, как праздник согласия и дружбы народов. В этот день люди ходят в гости друг к другу, угощаются самыми вкусными явствами. Существует поверье: если Новый год встретить, не веселясь, то весь год будет плохой. Слайд № 5
Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называлось жилище татар?
Дети: Индивидуальные ответы детей
Воспитатель: Какие вы молодцы! Так как татарский народ занимался скотоводством и, чтобы животных кормить им приходилось постоянно путешествовать (кочевать) с одного пастбища на другое. Поэтому жилище у татарского народа было разборное и называлось оно ЮРТА. Каждый раз татары собирали заново свой дом, поэтому он состоял из палок. Даже мебель в ЮРТЕ была сборная. Шкаф, в котором хранилась посуда, был тоже сборный и собирался, как лего без единого гвоздя (слайд). Когда нужно было переезжать, то ребенка в колыбели привязывали ремнями к лошади и так перевозили для его безопасности. Слайд № 6
Воспитатель: Ребята, а что сейчас используют для перевозки детей.
Дети: ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Какие вы знаете татарские национальные блюда?
Дети: индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно, молодцы. Одно из блюд татарского народа – это БИШБАРМАК. Кто знает, что это означает? Дети: предполагаемые ответы детей
Воспитатель: Это означает пять пальцев, поэтому и ели его пятью пальцами – руками. Готовили еду в большой чугунной кастрюле круглой формы, называлась она КАЗАН. Пили и ели из круглых глубоких чашек – ПИАЛА. Слайд № 7
Физкультминутка «Моя Россия».
Приезжай за моря и океаны, (дети «едут»)
Над всею Землё й пролети: (дети «летят»)
Есть на свете различные страны (разводят руки в стороны)
Но такой, как у нас, не найти (отрицательно качают головой)
Глубоки наши светлые воды (дети приседают)
Широка и привольна Земля (дети встают, руки в стороны)
И гремят, не смолкая, заводы, («стучат» руки перед собой)
И шумят, расцветая поля… (плавные взмахи руками, разведёнными в стороны).
Воспитатель: А чья это изба? Где же хозяйка? Это русская кукла, ее зовут Мария.
Дети, приглашают гостей в дом
Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об этом народе?
Дети: индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, дом на Руси имел много названий - изба, хата, терем, хоромы. Слайд № 8
Воспитатель: Посмотрите, как выглядела русская изба снаружи?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно, деревянные стены, а крыша была крытая соломой. Внутри избы на почетном месте стоит большая печь, на которой готовят еду, спят и топят избу. В русском доме обязательно присутствует красный угол с иконкой. Ребята, что особенного в русском национальном костюме? Слайд № 9, № 10
Дети: индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: Вы очень внимательные, у каждого народа в его национальном костюме есть свои оригинальные черты, детали, украшения, орнаменты, придающие яркость, красочность, самобытность каждой национальности. Например, у русских женщин узор на сарафане имел определенное значение: например, если на сарафане были вышиты кони, то значит у нее сыновья, а если птички - то дочки. Какие вы знаете русские национальные блюда?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Русские национальные блюда – это уха, щи, окрошка. Слайд № 11
Воспитатель: У каждого народа свои праздники. Какие русские народные праздники вы знаете?
Дети: индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Масленица, Пасха и т. д. Слайд № 12,№ 13
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в избе лежат два веника - этот крепко связанный (показывает, а этот развязался и рассыпался (рассыпает прутики по полу). Возьмите по прутику. (Дети подходят, берут прутики.) Попробуйте сломать прутик. (Дети ломают.)
Воспитатель: Легко?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Конечно, совсем нетрудно! А вот эти же прутики, в единый веник связанные, кто сломает?
Дети пробуют сломать веник.
Воспитатель: Вот она - сила единства! Так и люди: по одному – легко победить, а если мы вместе – мы непобедимы!
Воспитатель (про куклу Армину) : А сейчас нас в гости приглашает Армина. А эта гостья откуда к нам приехала?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно, из Армении. Жители Армении - армяне - доброжелательные и гостеприимные люди. В армянском доме гостю самое почетное место. Слайд № 14
Воспитатель: А сейчас обратите внимание на армянский национальный костюм. Слайды № 15- 18
Воспитатель: Расскажите о женском головном уборе армянок?
Дети: индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: А полоски на шапочке, должны быть из какой ткани?
Дети: индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно, из легкой, белой ткани. А что носят мужчины - армяне?
Дети: индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: Колоз, папаху из меха. Ребята, головной убор и шапка, в частности, являлись олицетворением чести и достоинства армянского мужчины. Бросить его папаху на землю было равносильно его позору и бесчестью. Армянское национальное угощение – Гата. В середине Великого поста каждая семья печет Гату, где прячется монета. Вечером, после ужина, вся семья собирается за столом, и глава семьи режет праздничную Гату на количество всех членов семьи и обязательно домового. Кому выпадала монетка, тот становился счастливчиком года и считался хранителем удачи и очага! Слайд № 19
Воспитатель: Какие армянские народные праздники вы знаете? Слайд № 20
Дети: индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, вы очень много знаете про армянский народ! Ребята, наши гости говорят спасибо за то, что вы их познакомили между собой. Ребята, а что у наших гостей общего?
Дети: размышляют и делают вывод.
Воспитатель: Молодцы, действительно у них одна Родина - Россия. Все они соседи. Теперь в нашей группе будут стоять эти домики, давайте будем чаще играть с ними и пополнять наш гостеприимный дом новыми соседями. Слайд № 21
Гимнастика для глаз
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Воспитатель: Чтобы дружить, надо много знать друг о друге. А хорошо ли вы знаете своих соседей, сейчас проверим. Я буду называть государство, а вы национальность людей, живущих в нём и наоборот, я называть национальность, а вы государство. Готовы!
Дети: ответы детей.
Воспитатель: На Украине (украинцы)
Где живут грузины (в Грузии)
В Армении живут (армяне)
Как называют жителей Белоруссии (белорусы)
Азербайджанцы живут (В Азербайджане)
В России живут (русские, чукчи, мордва, чуваши.)
Какие же вы внимательные! Вы не только хорошо знаете своих друзей - соседей, но и знаете, что в нашей стране, кроме русских, живёт много людей других национальностей.
Воспитатель: Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового вы узнали? Что вам особенно запомнилось? Ваня? А тебе, Саша? Вам хочется кому-нибудь рассказать об этом? А кому ты расскажешь, Артем? А ты, Соня? Что вызвало у вас затруднения? Ангелина? А у тебя Ксюша?
Плавный вывод детей из деятельности
История учит нас: поодиночке, порознь не сделать того, что можно сделать вместе. Так и в жизни бывает. Один человек посадит дерево, а все вместе - сад. Дружба объединяет людей и народы. Давайте на карте нашей России выложим «хоровод дружбы».
(Дети наклеивают на карту людей разных национальностей, держащихся за руки. Места на карте заранее обозначены скотчем)