Венера Жангушукова
Конспект занятия по окружающему миру для подготовительной группы «11 января — День заповедников и национальных парков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представления о заповедных местах, национальных парках России.
Задачи:
• расширять и систематизировать представление детей о заповеднике, для чего они создаются;
• закрепить знание детей о значимости Красной книги, о растениях и животных, занесенных в нее, учить узнавать и различать их по внешнему виду;
• формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите;
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру для подготовительной группы „11 января — День заповедников и национальных парков“» размещена в разделах
- День заповедников, 11 января
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Заповедники и национальные парки
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней.
Материал и оборудование: Красная книга, фотографии, презентация «Оренбургский заповедник».
Ход НОД:
1. Воспитатель: 11 января, после новогодних праздников в нашей стране отмечается праздник «День заповедников и национальных природных парков».
2. Воспитатель:
Если денег накопить,
Можно многое купить-
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
Воспитатель: Ребята, природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. Что же это?
Дети: Солнце, воздух, вода, ягоды, и т. д.
Воспитатель: Правильно, человек живет в природе, и она отдает человеку всё.
Воспитатель: А, как вы думаете, может ли человек своими поступками губить природу?
Дети: ответы
Воспитатель: Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества не раз с лица земли исчезали многие виды животных и растений. Тогда люди стали задумываться, как же сделать так, чтоб сохранить нашу природу, как исправить свои ошибки? И тогда они стали создавать заповедники и национальные парки.
Воспитатель: Заповедники и национальные парки — это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы, и здесь их изучают ученые.
Воспитатель: Там работают ученые-биологи, лесники, лаборанты.
Они охраняют природу, ведут учёт численности животных, борются с браконьерами, подкармливают животных и птиц.
3. Физкультминутка
Здесь не нужно всех ловить. (взяться за руки)
Топать, хлопать, палкой бить. (имитационные движения)
Здесь дружок, ты только гость. (наклон вперед)
Здесь хозяин – дуб и лось. (руки на пояс, ладони подставить к голове
В виде рог лося)
Их покой побереги, (указательный палец поднести ко рту)
Ведь они нам – не враги! (взяться за руки)
4. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в нашей Оренбургской области находится заповедник (Ответы детей). Просмотр презентации.
Территория заповедника характеризуется высоким биологическим разнообразием. Флора заповедника и его окрестностей (охранная зона) насчитывает 1350 видов высших сосудистых растений, относящихся к 110 семействам и 517 родам. Непосредственно на территории заповедника выявлено около 800 видов высших сосудистых растений, что составляет 48,7 % флористического богатства Оренбургской области, 53 вида мохообразных, 180 видов лишайников и 58 видов грибов-макромицетов.
Среди представителей флоры заповедника много видов, относящихся к категории редких и исчезающих видов. Из общего числа растений, произрастающих на территории заповедника, 23 вида занесены в Красную книгу Российской Федерации. Из 148 видов покрытосеменных растений, занесённых в региональную Красную книгу (Постановление правительства Оренбургской области, 2014, 68 видов встречаются на территории заповедника.
Немало видов является ценными пищевыми, лекарственными и декоративными растениями: эфедра двухколосковая, хмель обыкновенный, чистотел большой, боярышник кроваво-красный, валериана лекарственная, крапива, кровохлёбка лекарственная, шиповник коричный и собачий, вишня степная и др.
Общими для всех участков заповедника являются 21 вид млекопитающих. Среди них — малый суслик, степной сурок, обыкновенная полёвка, степная мышовка, степная пищуха, заяц-русак, волк, обыкновенная лисица, корсак, барсук, ласка, степной хорь, сибирская косуля.
Дети: В Красную книгу занесены растения и животные, которых на земле почти не осталось.
Воспитатель: А, почему она называется Красной книгой?
Дети: Обложка у нее красного цвета, а красный цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей: растения и животные в беде, помогите им, что их надо особенно бережно охранять и добыча их любыми способами запрещается.
Воспитатель: Мы с вами тоже должны беречь природу, сохранять ее красоту. Для этого надо беречь птиц, не убивать их. Не ломать деревья, кустарники. Не обижать животных.
5. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, охранять родную природу надо в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы:
1. Не ломать ветки деревьев.
2. Не топтать цветы, травы.
3. Не кричать, не включать громко музыку.
4. Не разорять птичьих гнезд.
5. Не ловить птиц, насекомых и зверей.
6. Не разрушать грибницы.
7. Не ловить мальков и лягушек.
8. Не оставлять на природе мусор.
9. Не разжигать костров.
10. Не разорять муравейники.
6. Воспитатель: Все верно. Ребята, где мы же с вами сегодня побывали? (Ответы детей).
Воспитатель: Для чего люди создают заповедники и национальные парки? (Ответы детей).
Воспитатель: Какие правила надо соблюдать в заповеднике и национальном парке? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей).
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за внимание. Надеюсь, что путешествие не прошло для вас даром, А закончить нашу встречу я хочу словами замечательного писателя и большого любителя русской природы М. Пришвина: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В горах, в лесах разные ценные животные - будем охранять леса и горы. Рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю - лес, горы, а человеку нужна родина и охранять природу - значит охранять родину!»