Анжела Митюрёва
Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением зрения «Зачем нужны ноты»
▼ Скачать + Заказать документы
"ЗАЧЕМ НУЖНЫ НОТЫ?
- конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы с нарушением зрения.
Задачи:
Дать детям теоретические знания о том, как люди научились сохранять музыку;
Закрепить название и порядок нот на нотном стане (звукоряд от ноты «до»);
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением зрения „Зачем нужны ноты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Ноты. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивать основные музыкальные способности: ладовысотный слух, чувство ритма;
Уметь оркестровывать музыкальное произведение;
Развивать творческие способности детей, воображение, инициативу
Побуждать детей к активной деятельности;
Обогащать детскую речь доступными музыкальными терминами, побуждать к речевой активности;
Развивать познавательную сферу у дошкольников с различной структурой дефекта зрения;
Коррекция цветовосприятия у детей;
Совершенствовать и обогащать память ребенка, используя игровую
мотивацию к музыкальной деятельности;
Способствовать дальнейшему становлению наглядно-образного мышления:
сравнивать, выяснять, обобщать особенности музыкального языка.
По залу разложены разноцветные круги по кругу.
.
Дети входят в зал спокойным шагом и встают на приветствие.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на гостей, улыбнитесь им.
Они пришли на нас посмотреть и вместе с нами подумать:
«Как люди научились сохранять музыку?»
Я сейчас загадаю вам загадки, а вы отгадайте их.
«На листочке, на страничке – «На пяти проводах отдыхает стая птах».
То ли точки, толи птички.
Все сидят на лесенке,
И щебечут песенки».
«Семь ребят на лесенке заиграли песенки»
О чем загадки? (о нотах) Значит, мы сегодня с вами будем говорить о нотах.
Воспитатель: Г. Н., ребята сейчас вспомнят названия нот. (до, ре, ми, фа, соль, ля, си).
- Ребята, а где живут нотки (нотный стан)
- А сколько линеечек в домике у нотного стана? (пять).
Муз. рук. : «Пять линеек нотной строчки мы назвали нотный стан,
И на нем все ноты точки разместили по местам»
Песня: «Нотный стан»
(2 раз – припев с хлопками ритма и пение без сопровождения.)
Муз. рук. : Ребята скажите, а нотки живут каждая в своем домике или где захотят? (ответы детей).
«Если нотки встанут в ряд, то получится звукоряд».
Воспитатель: А вот это мы сейчас и проверим. Поиграем игру «Будь ловким».
игра «Будь ловким» (2 раза с ловишкой)
Но наши нотки живут у нас в детском саду, поэтому они у нас красивые,
разноцветные и похожи на …. (радугу)
(Ну-ка, нотки встаньте в ряд – получился звукоряд»
Муз. рук. : Можно я сейчас проверю, правильно вы построили?
(воспитатель не подсказывает если встали не так)
(Пропеваем с детьми звукоряд от ноты «до»)
А откуда вы узнали, что это правильно?- ответы.
Давайте заглянем в музыкальную энциклопедию? Пройдем на стульчики и посмотрим.
Открываем, а там …
Презентация с Бякой
Бяка: Что, не ждали, не гадали? Меня на праздник не позвали!
Вот я вам! (Дразнится) Радугу вам не отдам!
Воспитатель: Полно, Бяка, не мешай! Они знают и могут назвать тебе все цвета радуги.
Ребята, скажите, Бяке, что есть у радуги семь красок, а у музыки семь нот.
Только кто мне без подсказки эти краски назовет?
Дети называют цвета и появляется цвет.
Бяка: Ладно, уговорили!
Звучит музыка, на фоне которой появляется Солнышко.
Муз. рук. : Если все нам удается, даже солнышко смеется,
Звонко музыка играет, песню спеть нас приглашает.
Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание какого цвета был Бяка? – ответ.
Он, конечно, не умывался. А вот мы не такие, правда?
Распевка: «Встану рано поутру и кровать я приберу.
Личико умою теплою водою».
(воспитатель указкой показывает на выложенную мелодию на магнитной доске кружочками)
-1. хлопаем ритм попевки по выложенным кружочкам,2. - шлепаем, 3- .топаем;
4.- предложить сыграть на музыкальной лесенке;
Раздать «клавиатуры».(слабовидящим – партитуры)
5 - играем на «клавиатуре»;, 6. - на пианино;
«Как красиво дети все сидят. Дети все на клавиши глядят…
Песенку про клавиши поют, каждую по имени зовут.» (Ж. Металлиди)
Пропеваем, называем и «проигрываем» звукоряд от ноты «до».
Муз. рук. : Хорошо играть на клавиатуре? А что если? Она зазвучит? Здорово?
(внести планшет)
Пропеваем и «проигрываем» звукоряд от ноты «до».
Муз. рук. Все нотки хороши, а какие нотки у нас самые осенние? - ответ.
Песня: «Золотые и багряные….» - разучивание 2 куплета с показом руками.
Муз. рук. : А теперь еще загадка, если отгадаете – ждет вас сюрприз!
Это – инструмент.
Воспитатель: Он бывает большой – большой и маленький.
Муз. рук. : Голос у него звонкий-звонкий бывает низкий и высокий.
Воспитатель: По форме напоминает матрешку.
Муз. рук. : А еще бывает металлический, глиняный.
Обратиться к гостям: А вы не догадались?
Воспитатель: Тогда последняя подсказка:
«какой инструмент звучал во время появления цвета радуги?»
Муз. рук. показывает разные колокольчики: маленькие, глиняные…
Воспитатель: А теперь обещанный сюрприз. Исполняется впервые.
Рахманинов «Итальянская полька» соло на колокольчиках.
Воспитатель исполняет 1 часть произведения на колокольчиках с музыкантом.
Воспитатель: А для вас мы приготовили наши музыкальные карандаши.
(работаем над ритмом)
Муз. рук. : Ребята, так а зачем ноты нужны? (чтобы музыку писать).
Вспомните, а кто пишет музыку? (композитор).
А для чего нужна музыка? (слушать, танцевать).
Можно сохранить дома и памятники, картины, книги, одежду.
Но как сохранить музыку – то, что не возьмёшь в руки и не увидишь глазами? Задумались об?
Давным-давно, как вам известно, ни компьютеров, ни магнитофонов, ни даже бумаги у людей не было. Поэтому люди просто запоминали любимые мелодии, а потом по памяти пели их своим детям и внукам. С годами мелодии и песни забывались, изменялись, а имена их сочинителей совсем потерялись во времени. Поэтому музыка стала называться народной. Она передавалась «из уст в уста», из поколения в поколение и через много столетий дошла до наших дней. Сегодня мы поём и с удовольствием слушаем народные песни.
Но люди с давних времён искали способ, как записать музыку.
Сегодня я хочу заглянуть вместе с вами в «Музыкальную волшебную энциклопедию».
(рассматриваем записи, музыкальный руководитель комментирует: слайды.
Сначала они пытались рисовать человеческие фигурки в разных позах, но это было совсем не похоже на музыку. (слайд) Потом стали рисовать волнистые линии над словами, но линией, даже волнистой, не передашь красоту музыки. Позже музыканты придумали специальные знаки для записи мелодических звуков. Но все эти буквы, чёрточки, запятые, точки и крючочки не могли передать главного – звуковой высоты.
Но однажды, в шестнадцатом веке, было сделано величайшее открытие. Один итальянский музыкант придумал, как обозначить высоту звука, он просто взял и провёл линию. (слайд) Теперь все звуки, которые располагались выше этой линии, обозначали высокие звуки, а те, которые были ниже линии – низкие. Другим музыкантам его идея с линией очень понравилась, поэтому они стали развивать её дальше. Со временем появилась вторая линия звуковысотности, потом третья, четвёртая и, наконец, пятая. (слайд с современными нотами) Очень, очень давно, еще в 18 веке все музыканты договорились, что у каждой нотки будет свое определенное место на нотном стане, свой домик, в котором будет жить только она.
Теперь музыке не страшны ни годы, ни расстояния, она надёжно хранится в нотной записи. Даже ваша музыка, записанная на листочках, останется у меня на хранении.
Муз. рук. Наше занятие подходит к концу. Я желаю вам, чтобы те знания, которые вы приобрели, пригодились вам в вашей дальнейшей жизни и возможно, что кто-то из вас в дальнейшем станет композитором, и будет сочинять прекрасную музыку, а мы будем её слушать и исполнять на музыкальных инструментах. С нашими красивыми нотками мы еще будем долго встречаться. А всем гостям мы с ребятами желаем исполнения всех желаний. Улыбайтесь! Мы попробуем поднять вам настроение танцем с ленточками.
«Пусть радуга светит на нашей планете,
Пусть радуге все улыбаются дети!»
«Радуга желаний» - танец с лентами.
Вывод: Что нового мы с вами узнали на занятии?
А что вам было трудно выполнять?
А для чего мы с вами учили ноты?