Лена Новикова
Конспект занятия по объёмной аппликации для детей подготовительной группы «Зима на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект художественно – эстетического развития детей подготовительной группы
Тема: «Зима на окне». (бумажные картины, объёмная аппликация.)
Цель: Формировать основы художественной культуры. Продолжать развивать интерес к разным видам искусства, в частности, к объёмной аппликации, как одному из видов творческой деятельности людей.
Публикация «Конспект занятия по объёмной аппликации для детей подготовительной группы „Зима на окне“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Зима
- Зима. Аппликации
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние поделки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новогодние окна. Украшение окон на Новый год
- Объемная аппликация из бумаги
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи. Побуждать детей создавать картину зимнего леса по замыслу. Побуждать к поиску оригинальных способов создания вырезывания животных (обрывная и накладная аппликация, прорезной декор). Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой. Продолжать знакомить с искусством силуэта: вырезывание по нарисованному контуру. При создании иллюзии передачи объема, намазывать детали клеем полностью или частично, пользоваться в работе схемами – подсказками.
Составлять коллективную композицию «Зима на окне», подбирая красивые цветосочетания холодных оттенков (розовый, сиреневый, лиловый, серый, фиолетовый). Формировать композиционные умения (размещать вырезанные элементы ярусами, начиная с заднего плана, размещать силуэты животных на панораме зимнего леса.). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства. Воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения, поддерживать личностное творческое начало. Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их, доброжелательного и уважительно относиться к работам товарищей; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
Приобщать детей к выразительному художественному слову через стихи русских поэтов
С. Есенина, Ф. Тютчева, И Бунина…
Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.
Активный словарь: Силуэт, пейзаж, контур.
Предварительная работа:
-Рассматривание картин с зимними пейзажами русских художников: А. Васнецов «Зимний сон», И. Шишкин «На Севере диком», С. Жуковский «Свежий снег», И. Вельц «Иней», К. Крыжницкий «Лес зимой», И. Грабарь «Февральская лазурь»; Фотографий профессионалов и любителей.
-Прослушивание музыкальных произведений: А. Вивальди «Зима», «Вьюга»; П. И. Чайковский «Декабрь», «Времена года».
-Фотографирование с детьми на прогулке, на экскурсии, из окна зимних картин в природе.
-Оформление фотовыставки на тему: «Зима за окном».
-Знакомство с искусством создания бумажных картин, разными способами вырезывания ножницами (силуэтным, сквозным, симметричным) (беседа, рассматривание образцов бумажных картин).
-Знакомство детей с разными оттенками холодных и тёплых цветов, с разными видами искусств, с композиционным построением картин в дидактических играх: «Гусеничка», «Найди пейзаж среди картин», «Волшебные цвета», «Веселые краски», «Перспектива».
-Показ детям теневого театра – сказки «Зимовье зверей» для ознакомления с силуэтом, как обобщённым, лаконичным изображением людей, животных, растений и бытовых предметов.
-- Рассматривание изображений животных в энциклопедиях, календарях, альбомах и пр.
- Рисование животных сухими художественными материалами (карандашами, фломастерами, сангиной, пастелью).
Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого, светло-голубого, светло-розового, бирюзового, светло-сиреневого, синего, чёрного цвета - на выбор детям; фломастер чёрного цвета, клей, кисти для клея, ножницы, салфетки матерчатые; схемы и технические карты, шаблоны, силуэтные изображения лесных животных, подготовленные воспитателем для показа детям вариативных образов. Макет основы для сюжетной композиции (коробка большого формата с намеченной линией горизонта: 2/3 - земля и 1/3 – небо, с начатой композицией леса, выполненной способом сквозного, силуэтного вырезывания). Фотографии с детской фотовыставки и репродукции картин русских пейзажистов с изображением зимних пейзажей и морозных узоров; дид. игра «Гусеничка». (конвертики с цветными кружочками). Музыкальные фрагменты А. Вивальди «Зима», «Вьюга»; П. И. Чайковский «Декабрь», «Времена года». Все художественно - эстетические средства: картины, репродукции, музыка взяты из интернета.
Ход занятия
Дети сидят полукругом за столами. Перед ними на столе находится макет окна с частично исполненным пейзажем зимнего леса в стиле бумажной пластики и сквозного вырезывания. Под таинственную музыку (скрип снега, вьюга, ветер….) педагог читает стихотворение – загадку.
1. Загадывание загадки:
Невидимкой, осторожно,
Он является ко мне,
И, рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это клён, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво,
белой краскою одной. (Мороз)
Дети: Это мороз
2. Вопросы детям: А, вы видели узоры на окнах? Что было нарисовано на ваших окнах?
(Ответы детей)
3. Рассматривание картинок с изображением узоров на окне
-Кто знает, как появляется морозный узор на окне?
-Да, правильно, окна в домах тёплые, а на улице холодно. От разности температур на окнах появляются капельки воды, стёкла становится влажным. И если резко ударит мороз, вода на стёклах застывает, образуя ледяные узоры.
Эксперимент: Мы с вами провели эксперимент: облили стекло тёплой водой и положили в морозильную камеру холодильника. Хотите увидеть, что же из этого получилось? (приношу из морозилки стекло, любуемся с детьми полученным результатом.)
-Смотрите, что нарисовал мороз на этих окнах?
Дети: Трава, лес, перья жар – птицы, завитки, снежинки….
4. Рассматривание макета незавершённой панорамы «Зимнего окошка» подготовленного заранее. Педагог предлагает полюбоваться её красотой.
-Посмотрите, на наше окошко, а здесь мороз не успел закончить свою картину.
5. Чтение отрывка стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою околдован.»:
-Чародейкою зимою Околдован, лес стоит -И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.
-Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. Есенин С. А. - «Береза»
- Вглядитесь в нашу картину и вслушайтесь! Здесь уже видны какие – то очертания. Что мороз уже успел нарисовать?
Дети: Лес. Могучие ели, белоснежные берёзы, резные кустики, покрытые морозным инеем травинки.
-Вспомните, как называются картины, на которых изображена природа или какая – нибудь местность?
Дети: Пейзаж.
- Почему же в нашем лесу до сих пор никто не живёт? Почему же не мелькает хвост белки на верхушке дерева, не виден из – за ели хвост плутовки-лисы, не видны следы хозяина леса - косолапого медведя, не слышен шелест крыльев лесных птиц?
-Кого не хватает в этом чудном сказочном лесу?
Дети: (зверей, лесной избушки, бабы – яги,)
-Каких лесных животных и птиц можно поселить в нашем зимнем лесу?
Дети: Лису, зайцев, оленёнка, медведицу с медвежонком, волка, лося, белку, кабана)
6. Постановка цели: Мы сегодня тоже превратимся в художников и закончим рисунок на нашем зимнем окне. Только рисовать мы будем не красками, а ножницами и бумагой. Сначала нам надо определиться с выбором цвета. Мы с вами уже знаем, что летом и осенью для рисования мы используем краски тёплых цветов и оттенков. Вспомните и назовите их.
Дети называют тёплые цвета: жёлтый, оранжевый, красный, зелёный…
-Зимние картины мы рисуем холодными красками.
А, теперь давайте вспомним, какие холодные цвета и оттенки мы знаем и поиграем в игру «гусеничка». Вы из конвертика достанете только кружочки холодных цветов и построите из них на столе гусениц, начиная с белой головы, подбирая всё более тёмные оттенки. (фиолетовый, сиреневый, голубой, серый, белый, розовый, чёрный)
7. Игра «Гусеничка» (детям предлагается построить из кружочков холодных оттенков гусеничку, начиная от самого светлого до самого тёмного и ли наоборот)
-Смотрю, вы все справились с задачей.
-А, теперь мы вспомним, каким способом можно вырезать одного, двух или много предметов.
8. Полный и частичный показ способов действия: - Вырезать можно по-разному: нарисовать или обвести фломастером силуэт выбранного вами зверя или птицы на оборотной стороне цветной бумаги и вырезать силуэт, как в теневом театре (воспитатель показывает способ, или сложить бумагу пополам и вырезать на глаз - так же, как мы вырезали кошек на окошке (показывает способ). Если вы хотите получить сразу двух зверей, что надо сделать с листом бумаги?
Дети: Сложить лист пополам.
-А, если много?
-То, складываем лист гармошкой. (показ гармошки)
Если вы будете в чём – то затрудняться, вам помогут схемы и технические карты.
-А каким способом можно изобразить сугробы или крону дерева?
Дети: Обрыванием.
- Ещё давайте вспомним, как сделать зверей объёмными, подвижными?
Дети: Приклеивать детали не полностью, а частично; загнуть уши, крылья или хвост; надрезать ножницами и распушить ворсинки хвостов или перья у птиц.
- Сейчас посоветуйтесь друг с другом, договоритесь, кто – какого зверя будет вырезать, что бы в нашем лесу поселились разные звери. Выберите себе шаблон, обрисуете его и вырежьте из цветной бумаги. Не забывайте, что для изображения зверей мы выбираем только холодные цвета и оттенки.
Дети задумывают образ, договариваются между собой, выбирают цвет и размер бумаги, шаблоны, представленные на мольберте, определяют способ, и начинают работать.
9. Работа детей за столами, руководство деятельностью детей.
а) напомнить последовательность работы:
- выбрать трафарет животного и способ вырезывания
-подобрать цвет бумаги, соответствующий цвету выбранного животного.
-обрисовать трафарет на обратную сторону цветной бумаги.
-вырезать животное по контуру.
-Затем оживить его, нарисовав глаза, нос, коготки; разрезать шерсть на хвосте, ушках, распушить и т. д.
б) Наводящие вопросы: - Как, расположить силуэт лося, чтобы он весь поместился? Да, надо его повернуть вдоль листа.
в) напоминания: - Не забывайте подбирать бумагу холодных, зимних оттенков.
г) помощь в вырезывании мелких деталей: - Давай помогу тебе уши у белочки вырезать.
д) Физкультминутка во время работы.
Руки подняли и покачали – Плавное покачивание
Это деревья в лесу. Поднятыми вверх руками;
Руки согнули, кисти встряхнули – встряхивание рук перед собой
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – горизонтальные одновременные
Это к нам птицы летят. движения руками влево - вправо.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
е) указание: - Твой зайчонок ничего не видит, нарисуй ему глазки.
ж) совет:- Может твоей лисичке хвост распушить, пусть следы свои заметает.
з) вопрос, толкающий к размышлению:– Подумай, как согнуть уши у зайца, чтоб было похоже, что он прислушивается?
и) тактичное указание на ошибку: Посмотри, твой лось получился без рогов. Как можно исправить ошибку?.
-Да, можно вырезать рога отдельно и приклеить их лосю на голову.
-Когда ваш зверёк будет готов, тогда можно будет поместить его на нашу морозную картину.
10. Размещение готовых фигурок на макете.
Дети по мере готовности переносят фигурки животных на панораму зимнего леса, передвигают в поисках удачного размещения, договариваются между собой, обсуждают и приклеивают.
-Как можно расположить зверей? Кто – то вдалеке крадётся, кто – то прячется, а кто – то из зверей впереди всей картины расположился.
-Вот группа зайчат собралась на лесной лужайке.
-А, вот лиса крадётся за ёлкой.
-Где, спрячется волк?
11. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции
-Комментарий по готовой картине:
-Вот и помогли мы завершить картину морозу. Как вы думаете, получилась у нас Зимняя картина? Да! Лес наполнился жизнью, зашуршал, зашелестел, заскрипел хрустящим снегом. Ребята, поделитесь своими впечатлениями, расскажите, что у нас удалось, что не очень?
Дети высказывают свои мнения.
-Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка, оперлася на клюку,
А над самою макушкой долбит дятел на суку. (С. Есенин)
-Сова и та молчит: сидит
Да мрачно из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвётся с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты. (И. Бунин)
Конец