Анастасия Беляева
Конспект занятия для детей старшей группы «День снега»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшей группы «День снега»
Автор: Беляева Анастасия Андреевна
Организация: МАДОУ Детский сад №30 «Дружба»
Населенный пункт: Московская область, г. Домодедово
Цель: продолжать формировать у детей представление о свойствах снега.
Задачи:
Образовательные задачи:
• Продолжать формировать представления детей о снеге, его свойствах и качествах.
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „День снега“» размещена в разделах
• Формировать навыки рисования предметов с помощью нетрадиционных средств: на кефире.
• Продолжать учить грамотно формулировать свой ответ.
Развивающие задачи:
• Развивать мышление, творческое воображение, наблюдательность, речь, активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов, обогащать и активизировать словарь детей.
• Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие задачи:
• Воспитывать у детей любовь к природе, интерес к зимним явлениям неживой природы, эстетические чувства.
• Вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Формы организации занятия –совместная деятельность.
Виды деятельности: Познавательно–исследовательская (наблюдение, решение проблемных ситуаций, экспериментирование – опыт со снегом, просмотр презентации «Тайна снежинки»)
Игровая (сюрпризный момент – видеописьмо Инопланетяши)
Коммуникативная (Отгадывание загадок, беседа о зиме, сравнение, выводы)
Физическое развитие (смена деятельности, физкультминутка «Снежинки»)
Художественно – эстетическое (Музыкальное сопровождение)
Продуктивная –рисование гуашью на кефире снежинок.
Предварительная работа: Наблюдение за снегом; рассматривание снежинок; игры со снегом : лепка разных поделок из снега, игра в снежки, наблюдение за следами на снегу, рисование палочками на снегу, сгребание снега в кучу и т. д. ; опыты со снегом : «Знакомство со строением снежинки, «Снег, какой он?», «Как получить из снега воду?», «Почему нельзя есть снег?», «Замерзание жидкостей», «Ледяной секретик», изготовление цветных льдинок; исследования температуры замерзания различных жидкостей», «Свойство снега»; чтение стихов о зиме, снежинке; заучивание некоторых из них, прослушивание песен о снежинке, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: Презентация о снежинках; игрушечная видеокамера, проектор, экран, магнитофон, аудиозапись произведений П. И. Чайковского «Январь», песня «Снежинка» (сл. Л. Дербенёва, муз. Е. Крылатова, видеописьмо от инопланетянина Инопланетяши.
Раздаточный материал: блюдца с кефиром, кисти, стаканы-непроливайки, салфетки; гуашь синего цвета для каждого ребенка. Тарелки с содой, пена для бритья, ложки.
Словарная работа: снег - серебристый, хрустящий, холодный, искристый, сверкающий, сияющая, серебристый, воздушный, мягкий, блестящий, липкий, красный, белый, мокрый, рассыпчатый, рыхлый, пушистый; Снежинка – легкая, воздушная, ажурная, красивая, кружевная, лучистые, ослепительные, игольчатые, ледяные, нежные, резная, прозрачная, мохнатая, сверкающая, серебристая, крошечная, крупная, холодная, белая; иней, метель, вьюга.
Ход занятия:
1. Органзационный момент
Дети заходят в группу становятся в круг
Придумано кем - то мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро,
Доброе утро!
Солнцу и птицам,
- Доброе утро
Улыбчивым лицам!
Ребята, давайте пожелаем доброе утро, улыбнемся всем нашим гостям.
Создание мотивации:
Воспитатель: Ой, ребята, к нам на почту пришло письмо? Хотите узнать что там. Давайте посмотрим на нашем экране.
Запись на видео: «Здравствуйте ребята с планеты Земля, я инопланетянин Иноплонетяша с планеты Меркурий! Моя планета очень маленькая и расположена очень близко к Солнцу. Старейшие обитатели с планеты Меркурий рассказали мне, что у вас есть такое время года, которое называется зима, и в это время идет какой - то снег. Мне интересно знать, что такое снег и зачем он вам нужен. Заранее вам благодарен. Ваш Инопланетяша.»
Воспитатель: Ребята, какое интересное письмо! Хотите помочь Инопланетяше? А как мы можем ему помочь узнать, что такое снег?
Дети: можем написать письмо, нарисовать, сделать снег, снять видео, рассказать о снеге, пригласить его в гости и т. п.
Воспитатель: Самое правильное было бы пригласить Инопланетяшу в гости. Но как вы думаете, он к нам сможет прилететь?. Нет, конечно, так как планета Меркурий находится очень далеко. Тогда может мы сможем снять для него видео, в котором расскажем ему о снеге. Согласны?
Дети: Конечно, поможем.
Воспитатель: Давайте с вами расскажем Инопланетяше о снеге. Начнем с помощью загадок. Отгадаете ребята, загадку слушайте внимательно:
Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок,
Он холодный как лягушка,
А согреешь - ручеек. (снег)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Я зимой смотрю в оконце:
Там мороз и светит солнце.
Небосвод высокий, синий,
На деревьях белый… (иней)
Беседа: «Что такое снег?» Просмотр презентации «Тайна снежинки».
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Сейчас зима.
Воспитатель: - Почему мы узнали, что сейчас зима?
Дети: потому что зимой много снега.
Воспитатель: Мы много говорили про снег. Скажите, что такое снег?
Дети: Снег – это замершая вода. Снег – это очень много красивых снежинок
Воспитатель: Почему идет снег?
Дети: Зимой очень холодно, капельки воды замерзают и превращаются в снег.
Воспитатель: А может быть кто-нибудь знает, как появляется снежинка? Расскажите для нашего друга Инопланетяши:
Дети: Из всех водоемов рек и озер - испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, и собирается в маленькие облачка, облачка соединяются в большую тучу, если лето, то идет дождь, а зимой она охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяется друг с другом, образуя шестигранные снежинки. Затем выпадает из темных снеговых туч.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, какая снежинка?
Дети: легкая, пушистая, мягкая, искристая, белая, красивая, серебристая, блестящая, мохнатые, сверкающие, крупные, крохотные, холодные, легкие и т. д
Воспитатель: Молодцы, ребята, сколько вы много знаете.
Воспитатель: Вам понравились снежинки, давайте рассмотрим их, сколько у них лучей? Молодцы, правильно 6 лучей, посмотрите, у нас еще есть снежинки давайте и их рассмотрим, посчитаем лучей. Рассматривают 3-4 снежинки. У всех по 6 лучей. Мы рассказали про снежинки, а еще можно нарисовать для Инопланетяши красивую снежинку. Согласны? Проходите на свои места, садитесь.
Воспитатель: А чтобы красивее нарисовать снежинку, нужно наши пальчики размять.
Пальчиковая игра
Маленькая снежинка села на ладошку. (Дети показывают ладошку).
Я ее поймаю, посиди немножко. (Накрывают рукой)
1,2, 3, 4, 5 (ЗАГИБАЕМ ПАЛЬЧИКИ)
Отпускаю полетать (Дуют на снежинку).
Рисование «Снежинка из кефире»
Воспитатель: Мы хотели нарисовать снежинку. А бумаги-то нет. Что же делать?
Дети: можно попробовать нарисовать на кефире.
Воспитатель: Посмотрите, как можно нарисовать снежинку: проведем линию сверху вниз, чтобы получилась прямая линия. Затем линию слева направо. Затем с левого верхнего угла проведем до середины, а от середины вниз. Также с правого верхнего угла до середины и вниз. У кого останется время, нарисуйте на основных лучах короткие лучики. Рисовать надо короткими штрихами сверху вниз. (Показ.)
Перед вами, ребята, на столе стоят блюдца с кефиром. Я предлагаю вам начать работу.
Дети приступают к работе.
Воспитатель: Что вы нарисовали?
Дети: снежинки.
Воспитатель: Какие красивые вы нарисовали снежинки, а главное нет ни одной одинаковой. Расскажите, какие у вас получились снежинки?
Дети: красивые, волшебные, легкие, пушистые, воздушные, искристые, кружевные, резные, лучистые, белые, голубые, ослепительные, похожи на звездочки и т. д.
Воспитатель: Ребята, а для кого вы нарисовали снежинки?
Дети: Для Инопланетяши.
Воспитатель: Устали? Давайте немножко отдохнем и превратимся в белых, пушистых снежинок:
Физкультминутка
Закружились, завертелись (Покружились на месте.)
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей (Поднять руки.)
Легкие пушинки. (Покружиться на носках.)
Чуть затихла злая вьюга – (Опустить руки, встать прямо.)
Улеглись повсюду. (Присесть, руки к полу.)
Заблистали, словно жемчуг – (Встать, руки вперед.)
Все дивятся чуду. (Развести руки в стороны.)
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем сделаем снег и посылкой Инопланетяше отправим снег?
Дети: Давайте сделаем.
Воспитатель: А у нас получится?
Дети: Конечно, можно попробовать.
Воспитатель: А что же нам сделать?
Дети: Можно сделать искусственный снег.
Воспитатель: Давайте мы с вами сами сделаем снег, вы хотите мне помочь?
Дети: да хотим сделать снег.
Воспитатель: Для опыта нам понадобится пачка пищевой соды пена для бритья. Высыпаем пачку соды в емкость, затем будем выбрызгивать пену из баллончика, постепенно будем все перемешивать, и посмотрите, ребята у нас получился снег. Какой снег?
Дети: холодный, блестящий, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий, и т. д.
Воспитатель: Давайте попробуем из искусственного снега слепить снежки.
Дети лепят из снега.
Рефлексия: Вот мы сняли наше видеописьмо. Какие мы молодцы! Вам понравилось снимать его для Инопланетяши?
Дети: очень понравилось.
Воспитатель: Что мы сегодня делали? Для кого мы снимали видеописьмо? А что, вам больше всего понравилось? А что было самое сложное? Что бы вы хотели увидеть еще?
Список используемых источников:
1. https://signorina.ru/1657-igry-so-snegom-dlya-doshkolnikov.html
2. https://www.o8ode.ru/article/krie/klaccifikacia_cneginok.htm
3. https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-tayna-snezhinki-2932289.html
4. https://www.vospitatelru.ru/categories/2/articles/90
5. Аксаков С. Снег. С любовью к природе. - М. : «Просвещение», 1989.
6. Большая советская энциклопедия. - М., «Сов. энциклопедия», 1984.
7. Гальперштейн Л. Я. Моя первая энциклопедия / Л. Я. Гальперштейн, - М. : Росмен, 2001
8. Гумилевская М. Где рождается снег? С любовью к природе. - М. : «Просвещение», 1989.
9. Данюкова А. Вы любите проекты? / А. Данюкова //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.
10. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М. : ООО «Издательство АСТ», 2001.
11. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина - М. : ТЦ «Сфера», 2001. -192с.
12. Круглова О. С. Технология проектного обучения/ О. С. Круглова //Завуч. -1999.- № 6.-с. 91-94.
13. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. / С. Н. Николаева - М. : Педагогическое общество России, 2003
14. Султанова М. «О погоде» Серия маленькие почемучки / М. Султанова. – М. : Хатбер, 2017г. ,
15. Султанова М. «Простые опыты с водой» / М. Султанова. – М. : Хатбер, 2014г.