Трихичева Юлия
Конспект целевой прогулки «Растения детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- продолжать формировать у детей познавательный интерес к раститель-ному миру, желание изучать природный мир;
- формировать отношение к растениям, как к живым объектам;
- уточнить и расширить знания детей о растениях, растущих на участке детского сада;
- закреплять представление о внешних признаках деревьев, кустов, цве-тов;
- познакомить с целебными свойствами растений;
- развивать словарь признаков, развивать мимику и пантомимику;
Публикация «Конспект целевой прогулки „Растения детского сада“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
- совершенствовать трудовые навыки труда, связанные с уходом за рас-теними, рассказывать о назначении трудовых операций;
- воспитывать эстетические чувства: слышать и понимать художественное слово, видеть прекрасное в природе;
- воспитывать трудолюбие, любовь и бережное отношение к родной при-роде.
Предварительная работа:
- словотворчество (придумывание загадок, диалогов между деревьями, цветами);
- труд в природе;
- циклические наблюдения;
Ход наблюдения:
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что в природе существует много растений. Какие растения растут у нас в детском саду?
Дети: Деревья, кусты и цветы.
Воспитатель: Мы к ним так привыкли, что иногда их и не замечаете. А ведь они очень красивые, многие из них необычные и полезные. Я пред-лагаю вам совершить прогулку по детскому саду и побывать в гостях у растений. Сначала мы отправимся в гости … к дереву. А узнать, к како-му, нам поможет вот это приглашение - листочек с загадкой:
Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
Что это?
Дети: Береза.
Воспитатель: Сейчас мы потихоньку пойдем по дорожке, а кто первым увидит и узнает березку, подойдет к ней.
Как вы узнали березку?
Дети: У берёзы белый ствол с чёрными крапинками.
Воспитатель: Посмотрите, сколько много берёз растёт у нас в детском саду. Как называется место, где растёт много берёз?
Дети: Берёзовая роща.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с берёзами (Дети здорова-ются… и полюбуемся ими.
Минута любования.
Воспитатель: Посмотрите на ствол берёзы, проведите по стволу ладо-нью, скажите, какой он?
Дети: Тонкий, белый, бугристый, шершавый.
Воспитатель: Если ствол белый, то берёза какая? (Ответы детей) Берёза белоствольная. Как называется кора берёзы?
Дети: Береста.
Воспитатель: Какие ветки у берёзы?
Дети: Тонкие, раскидистые, развесистые.
Воспитатель: Какого цвета листья у берёзы летом?
Дети: Зелёные.
Воспитатель: Листья тёмно- зелёного цвета. Какой формы листья?
Дети: Треугольной.
Воспитатель: Листья треугольной формы, с зубцами по краям. Если у листьев есть зубцы, они какие? (Ответы детей) Листья зубчатые.
Береза – самое красивое и нежное дерево. Какими только ласковыми словами не называет русский человек это дерево.
Воспитатель читает стихотворение А. Прокофьева «Березка» .
Воспитатель: Ребята, хотели бы вы подарить березке ласковые и доб-рые слова?
Дидактическая игра «Подари берёзке слова» (подбор прилагатель-ных к слов «берёза»).
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы почувствовать себя берёзами? Да-вайте изобразим живую картину «Березовая рощица» .
Экологический тренинг.
Дети закрывают глаза. Поднимают руки вверх, словно ветви, замирают на несколько секунд. Воспитатель предлагает детям представить, что они берёзы, корнями вросли в землю, у них тонкие, гибкие веточки. Солнеч-ные лучи скользят по ним. Но вот подул легкий ветерок и зашевелил ли-сточки, а потом и ветки.
Воспитатель: Удалось вам почувствовать себя березками?
Дети: Да.
Воспитатель предлагает детям присесть на лавку в берёзовой роще и послушать рассказ о целебных свойствах берёзы.
Воспитатель: Береза не только красивое, но и целебное дерево. Пыльца березы один из драгоценнейших ее даров! Пыльца убивает болезне-творные микробы в организме человека. Настой из берёзовых почек по-могает при простуде, а мазь из берёзовых почек лечит ушибы. Очень по-лезен берёзовый сок, в нём содержится много витаминов. Соком полощут горло, пьют его при ангине. Берёза не только лечит, но и даёт человеку силу. Давайте подойдем к березам и дотронемся до них. Что вы чувству-ете? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, какие ещё деревья растут в детском саду?
Дети: Липа, дуб, каштан, платан и т. д.
Воспитатель: У нас в детском саду растут не только деревья, но и кусты. Чем куст отличается от дерева?
Дети: У дерева один ствол, а у куста несколько.
Воспитатель: Назовите кусты, которые растут в детском саду?
Дети: Сирень, жасмин, форзиция и т. д. Все кусты по-своему красивы и необычны, а отправимся мы в гости к форзиции. Она будет рада встрече с нами!
Воспитатель и дети идут по дорожке к кусту форзиции.
Воспитатель: Форзицию мы часто навещали весной. Ребята, давайте по-здороваемся с форзицией (Дети здороваются).
Воспитатель: Трудно поверить, что когда-то русская земля была бедна садовыми растениями. Спасибо путешественникам! Исследуя новые зем-ли, они находили там новые растения с красивыми цветами и привозили их на свою Родину. Форзицию нам подарил Китай. Форзиция – декора-тивный кустарник, растёт в садах, парках. Это нетребовательный кустар-ник, который может расти как на солнце, так и в полутени. Ребята, по-смотрите на кору форзиции, проведите по коре пальцем, скажите, какая она?
Дети: Серо-коричневая, грубая.
Воспитатель: Какие ветки у форзиции?
Дети: Раскидистые, развесистые.
Воспитатель: Ветки дугообразные, согнутые, «плакучие». Какого цвета и формы листья?
Дети: Зелёные, овальные, с зубчиками.
Воспитатель: В какое время года цветёт форзиция?
Дети: Весной.
Воспитатель: Какого цвета цветы?
Дети: Жёлтого.
Воспитатель: Цветы ярко-жёлтого цвета.
Воспитатель обращает внимание на плоды форзиции.
Воспитатель: После цветения на форзиции появляются плоды – коробоч-ки. Плод-коробочка имеет гнёзда, в которых находятся семена. Форзиция служит пищей для гусениц и некоторых бабочек. Форзиция тоже знаме-нита целебными свойствами. Отвар из корней и листьев форзиции - хо-рошее противовоспалительное и жаропонижающее средство.
Воспитатель обращает внимание детей на цветы рудбекии.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, по соседству с форзицией растут уди-вительные цветы. Это рудбекия. Рудбекия – цветочное солнце на клумбе. Ребята, давайте поздороваемся с рудбекией (Дети здороваются… и по-любуемся ей.
Минута любования.
Воспитатель: Из каких частей состоит цветок?
Дети: Корень, стебель, листья, цветы.
Воспитатель: Для чего нужен корень?
Дети: Впитывать влагу, питательные вещества.
Воспитатель: Для чего нужен стебель?
Дети: Чтобы переносить питательные вещества к листьям.
Воспитатель: Какие стебли у рудбекии?
Дети: Высокие.
Воспитатель: Высокие, некоторые разветвлённые.
Воспитатель: Какого цвета и формы листья?
Дети: Зелёные, овальные.
Воспитатель: Для чего нужны листья?
Дети: Поглощать свет.
Воспитатель: Какого цвета и формы лепестки?
Дети: Жёлтые, овальные.
Воспитатель: Лепестки собраны в крупные корзинки.
Рудбекию нам подарила Америка. Рудбекия – светолюбивое растение, поэтому место, где она растёт должно быть хорошо освещенным. Рудбе-кия любит воду – это влаголюбивое растение, но не потерпит чрезмерно-го поливания. Цветок не любит, чтобы его беспокоил сильный ветер. Сте-бель растения очень хрупкий, может сломаться. Нашу рудбекию от ветра защищает здание детского сада. Ребята, вы обратили внимание, что над цветами летает много насекомых. Почему?
Дети: Насекомые пьют сок – нектар, а на лапках переносят пыльцу с од-ного цветка на другой, чтобы было больше семян.
Подвижная игра «Насекомые и цветы»
Воспитатель: Ребята, какие ещё цветы растут у нас в детском саду?
Дети: Петуния, сальвия и т. д.
Воспитатель: Я хочу вас познакомить ещё с одним удивительным цвет-ком, который растёт у нас на участке.
Воспитатель предлагает детям пройти на групповой участок. Воспи-татель подводит детей к мирабилису.
Воспитатель: А вот и красавец мерабилис, в народе его называют вечер-ней зорькой. Давайте поздороваемся с цветком (Дети здороваются).
Дети вместе с воспитателем рассматривают цветок, воспитатель рас-сказывает о нём.
Воспитатель: Мерабилис подарила нам Америка. Растёт он на клумбах, возле дорожек. Мирабилис растёт кустом, куст пышный, стебель ветви-стый. Какого цвета и формы листья?
Дети: Листья зелёные, овальные.
Воспитатель: Листья зелёные, овальные, заострённые в верхней части. Какого цвета цветы?
Дети: Малинового цвета,
Воспитатель: Цветы могут быть белого, жёлтого, ярко-красного цвета или двух цветные. Цветы имеют форму воронки, очень душистые.
Зацветает мирабилис в июле. Сначала на растении появляется несколько цветов, но спустя некоторое время оно полностью покрывается цветами и выглядит как праздничный букет. Ребята, сейчас утро, а цветы мерабили-са закрыты. Почему? (Ответы детей) Цветы мерабилиса распускаются по-сле полудня остаются открытыми ночью и закрываются на следующее утро. Поэтому мерабилис получил в народе название - вечерняя зорька. Растение светолюбивое, любит влагу, может переносить засуху, но цветов при этом будет очень мало.
Воспитатель показывает картинки с изображением цветущего мера-билиса.
Воспитатель: Цветы этого удивительного растения распространяют вос-хитительный аромат и привлекают множество ночных бабочек. Мераби-лис – цветок для души! Красотой его цветов мы сможем полюбоваться вечером, когда выйдем на прогулку. Ребята, что помогает расти растени-ям?
Дети: Солнце, дождь, земля.
Воспитатель: Как люди помогают расти растениям?
Дети: Поливают, рыхлят землю возле них, уничтожают сорняки.
Труд в природе (полив цветов на участке, рыхление почвы).
Воспитатель уточняет у детей для чего нужно рыхлить землю около цве-тов, поливать цветы; уточняет, какой инвентарь для этого нужен, после-довательность работы. Предлагает детям взять инвентарь и приступить к работе.
Итог наблюдения:
- У каких растений мы побывали в гостях?
- Что нового узнали, приметили?
- С каким новым растениями познакомились?
- Давайте любить и беречь деревья, кусты, цветы, пусть они украшают наш детский сад, наш посёлок, нашу Землю.